Приложение МААМ

Рефлексия в музыкальной деятельности (2 фото)

Наталья Потафеева
Рефлексия в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Рефлексия в музыкальной деятельности

Применение рефлексии в непрерывной

образовательной деятельности.

Виды и форы рефлексии в направлении

«Художественно – эстетическое развитие»

(Музыкальная деятельность)

РЕФЛЕКСИЯ (от позднелат. reflexio – обращение назад) - это обращение внимания человека на самого себя и на своё сознание, на продукты собственной активности, а также какое – либо их переосмысливание.

Публикация «Рефлексия в музыкальной деятельности» размещена в разделах

В частности – на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы, мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведение и т. д.

Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А. Буземан, который трактовал её как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя».

В психологических контекстах рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный анализ, например, собственных поступков, прошедших событий. Рефлексия, это своего рода разговор, своеобразный диалог с самим собой. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что я чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что меня удивило, и как строил поведение?

Но поскольку мы используем рефлексией в своей педагогической деятельность, то рефлексия – это активная форма общения с ребёнком. Общение с детьми является основой нашей профессии.

И от того, насколько эффективно нам удаётся это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша самооценка профессиональной деятельности.

Таким образом, рефлексия – это совместная деятельность детей и музыкального руководителя, позволяющая совершенствовать воспитательно – образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого ребёнка.

Педагогу (музыкальному руководителю) на каждом занятии важно знать, что в какой мере понравилось ребёнку, было интересно, трудно, легко. Обычно задают словесный вопрос, но более интереснее и легче ребёнку оценить свою деятельность картинкой, графикой или в игровом упражнении.

Цель рефлексии: Проверить усвоение материала, провести анализ с выявлением причин, приведших к данной ситуации, данному результату.

Виды рефлексии

1. Физическая;

2. Сенсорная;

3. Интеллектуальная;

4. Духовная. (применяется с детьми школьного возраста).

Рефлексии физическая, сенсорная и интеллектуальная в музыкальной деятельности могут быть как индивидуальной, так и групповой.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2. Рефлексия деятельности;

3. Рефлексия содержания учебного материала.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния в музыкальной деятельности целесообразно в начале занятия, так как с целью установления эмоционального контакта с группой. Применяются карточки с изображение лиц, цветовое изображение настроения.

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого – либо животного (растения, цветка) и нарисовать его.

Например:

«Солнышко»

Моё настроение похоже на солнышко,

Солнышко с тучкой,

Тучку,

Тучку с дождём,

Тучку с молнией.

«Светофор»

Дети сигналят карточками:

Зелёной – побольше таких дел (поучительно);

Желтый – понравилось, но не всё (интересно);

Красный – дело не понравилось (скучно);

«Дерево успеха» По окончании занятия дети прикрепляют на дерево листья, цветы, плоды.

Плоды – если на занятии всё получило;

Цветы – если испытывали незначительные затруднения;

Листья – если не справился с поставленной задачей, задание было сложное, и ребёнок испытывал затруднения.

«Ёлочка настроения»

Дети вешают на ёлочку игрушки разного цвета, соответствующие настроению.

[

b]«[/b]Цветик – многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

«Сказочная поляна» Разноцветные бабочки, цветочки, птички прикрепляются на полянку. Про этом сообщается детям значение цвета и размера этих предметов.

«Дерево успеха» По окончании занятия дети прикрепляют на дерево листья, цветы, плоды.

Плоды – если на занятии всё получило;

Цветы – если испытывали незначительные затруднения;

Листья – если не справился с поставленной задачей, задание было сложное, и ребёнок испытывал затруднения.

Рефлексия деятельности даёт возможность осмысления способов и приёмов работы в процессе занятий.

Рефлексия содержания учебного материала в музыкальной деятельности используется для выявления уровня сознания содержания пройденного.

Это может рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю).

Обычно в конце НОД подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно выполнять…

теперь я могу.

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую сам…

Во время рефлексии ребёнок отвечает сначала на простые вопросы:

Что он делал или что происходило?

Что он чувствовал при этом?

Как он участвовал в том, что происходило?

Какие при этом испытывал трудности? и т. д.

Потом вопросы усложняются, заставляют его задумываться о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достигает положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это не всегда удается.

Рефлексия может осуществляться не только в конце непрерывно образовательной деятельности, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, для дальнейшей работы педагога.

Вывод: Таким образом, рефлексия на занятии по музыкальной деятельности – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

Фото №1 Применение рефлексии в непрерывной образовательной деятельности
Публикации по теме:

«Куклы-топотуши». Дидактическое пособие для музыкальной деятельности«Куклы-топотуши». Дидактическое пособие для музыкальной деятельности Данное пособие предназначено для детей 2-7 лет и соответствует требованиям безопасности здоровья и жизни детей. Использование кукол на.

Рефлексия педагога как способ продуктивного общения с детьми раннего возраста «Рефлексия педагога как способ продуктивного общения с детьми раннего возраста». Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны и одинаковы.

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности Музыкальный руководитель Повалихина Елена Анатольевна Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность.

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности ДОУ Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная.

Классическая музыка в различных видах музыкальной деятельности Подготовила музыкальный руководитель «МБДОУ Детский сад № 40 «Радость» г. Новочебоксарска Чувашской Республики Улисова Э. Б. Цель: через.

Мастер-класс «Рефлексия в группах раннего возраста в ДОУ» Мастер – класс «Рефлексия в группах раннего возраста в МБДОУ» Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью. Задачи:.

Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей Самостоятельная деятельность в дошкольной педагогике определяется как связанные элементы действий, с имеющихся у детей знаний и опыта, умений,.

Рефлексия занятия как «занимательное дело» Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед. Евгений Доманский Современная педагогическая.

Рефлексия в НОД «Смайлики»Рефлексия в НОД «Смайлики» .

Тематическое занятие по музыкальной деятельности «Зима»Тематическое занятие по музыкальной деятельности «Зима» Открытое музыкальное занятие Тематическое «Зима» (Подготовительная группа). Дети входят в зал под музыку, садятся на стулья. Муз. р. Ребята,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рефлексия в музыкальной деятельности
Опубликовано: 11 февраля 2016 в 16:51
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рефлексия в музыкальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Потафеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД