Наталья Потафеева
Рефлексия в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Применение рефлексии в непрерывной
образовательной деятельности.
Виды и форы рефлексии в направлении
«Художественно – эстетическое развитие»
(Музыкальная деятельность)
РЕФЛЕКСИЯ (от позднелат. reflexio – обращение назад) - это обращение внимания человека на самого себя и на своё сознание, на продукты собственной активности, а также какое – либо их переосмысливание.
Публикация «Рефлексия в музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
В частности – на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы, мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведение и т. д.
Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А. Буземан, который трактовал её как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя».
В психологических контекстах рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный анализ, например, собственных поступков, прошедших событий. Рефлексия, это своего рода разговор, своеобразный диалог с самим собой. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что я чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что меня удивило, и как строил поведение?
Но поскольку мы используем рефлексией в своей педагогической деятельность, то рефлексия – это активная форма общения с ребёнком. Общение с детьми является основой нашей профессии.
И от того, насколько эффективно нам удаётся это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша самооценка профессиональной деятельности.
Таким образом, рефлексия – это совместная деятельность детей и музыкального руководителя, позволяющая совершенствовать воспитательно – образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого ребёнка.
Педагогу (музыкальному руководителю) на каждом занятии важно знать, что в какой мере понравилось ребёнку, было интересно, трудно, легко. Обычно задают словесный вопрос, но более интереснее и легче ребёнку оценить свою деятельность картинкой, графикой или в игровом упражнении.
Цель рефлексии: Проверить усвоение материала, провести анализ с выявлением причин, приведших к данной ситуации, данному результату.
Виды рефлексии
1. Физическая;
2. Сенсорная;
3. Интеллектуальная;
4. Духовная. (применяется с детьми школьного возраста).
Рефлексии физическая, сенсорная и интеллектуальная в музыкальной деятельности могут быть как индивидуальной, так и групповой.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2. Рефлексия деятельности;
3. Рефлексия содержания учебного материала.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния в музыкальной деятельности целесообразно в начале занятия, так как с целью установления эмоционального контакта с группой. Применяются карточки с изображение лиц, цветовое изображение настроения.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого – либо животного (растения, цветка) и нарисовать его.
Например:
«Солнышко»
Моё настроение похоже на солнышко,
Солнышко с тучкой,
Тучку,
Тучку с дождём,
Тучку с молнией.
«Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел (поучительно);
Желтый – понравилось, но не всё (интересно);
Красный – дело не понравилось (скучно);
«Дерево успеха» По окончании занятия дети прикрепляют на дерево листья, цветы, плоды.
Плоды – если на занятии всё получило;
Цветы – если испытывали незначительные затруднения;
Листья – если не справился с поставленной задачей, задание было сложное, и ребёнок испытывал затруднения.
«Ёлочка настроения»
Дети вешают на ёлочку игрушки разного цвета, соответствующие настроению.
[
b]«[/b]Цветик – многоцветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
«Сказочная поляна» Разноцветные бабочки, цветочки, птички прикрепляются на полянку. Про этом сообщается детям значение цвета и размера этих предметов.
«Дерево успеха» По окончании занятия дети прикрепляют на дерево листья, цветы, плоды.
Плоды – если на занятии всё получило;
Цветы – если испытывали незначительные затруднения;
Листья – если не справился с поставленной задачей, задание было сложное, и ребёнок испытывал затруднения.
Рефлексия деятельности даёт возможность осмысления способов и приёмов работы в процессе занятий.
Рефлексия содержания учебного материала в музыкальной деятельности используется для выявления уровня сознания содержания пройденного.
Это может рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю).
Обычно в конце НОД подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно выполнять…
теперь я могу.
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую сам…
Во время рефлексии ребёнок отвечает сначала на простые вопросы:
Что он делал или что происходило?
Что он чувствовал при этом?
Как он участвовал в том, что происходило?
Какие при этом испытывал трудности? и т. д.
Потом вопросы усложняются, заставляют его задумываться о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достигает положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это не всегда удается.
Рефлексия может осуществляться не только в конце непрерывно образовательной деятельности, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, для дальнейшей работы педагога.
Вывод: Таким образом, рефлексия на занятии по музыкальной деятельности – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.