Ерощева Татьяна
Консультация «С чего начинается проект»
▼ Скачать + Заказать документы
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПРОЕКТ
Новый образовательный стандарт, определяющий правила работы любой школы, делает подготовку проектов обязательной частью учебного процесса.
Каждые 5-6 лет возникают и становятся актуальными новые области профессиональной деятельности. Это требует от современных людей новых способностей. В первую очередь необходимы способности учиться и переучиваться. В современном обществе образование продолжается в течение всей жизни человека.
Темочки:
Условия современной жизни диктуют жесткие требования к молодому человеку, такие как мобильность – способность быстро адаптироваться к новым условиям; коммуникабельность и активность; способность к самоорганизации, самообразованию, сотрудничеству с другими людьми. Чтобы развить у себя эти способности, помимо личностных качеств, необходимо освоить различные умения. В первую очередь для решения жизненных задач потребуются общеучебные умения: умение учиться, умения решать проблемы, работать с информацией, общаться и сотрудничать. Эти умения можно приобрести при самостоятельной подготовке проектов.
Работа над проектами помогает сформироваться «проектному мышлению». Именно такой тип мышления психологи выделяют у лидеров современной политики, бизнеса, искусства, спорта.
Наверное уже все знают, что проект можно описать пятью «П» :
Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Проект отличается от других видов школьной работы прежде всего тем, что направлен на решение какой-то конкретной проблемы. Работа над проектом – это шанс решить ее.
Проблема возникает, если есть противоречие между тем, что вы хотите, и тем, что реально существует; между идеальной, желаемой ситуацией и реальной существующей ситуацией.
Есть очевидные проблемы: проблема алкоголизма в современной России, неблагоприятная экологическая ситуация в каком-либо районе/месте, рост ДТП на определенном участке дороги… А есть ситуации, когда противоречия неочевидны.
На этапе поиска проблемы нужно учесть, что возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
- между известным и неизвестным;
- между знаниями и умениями;
- между сложностями задачи и известными способами решения;
- между потребностями и возможностями.
Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями.
Как правило начало работы над проектом можно описать так : Проблема. Ситуация. Противоречия. Формулирование проблемы. Тема проекта или исследования. Цель. Гипотеза. В связи с этим очевиден алгоритм действий:
- Описать существующую в реальности ситуацию.
- Определить свои потребности. Описать желаемую ситуацию.
- Выделить противоречия между ними, сформулировать проблему.
- Принять решение по выбору темы проекта.
- Сформулировать цель проекта.
Темы проектов часто предлагает учитель. Если ее нет, то тему можно определить, задав себе ряд простых вопросов:
- каковы признаки существующей и идеальной ситуацией, которые противоречат друг другу и какова проблема?
- почему возникла проблема?
- могу ли я решить эту проблему?
Зная проблему, можно определить цель проекта. Цель работы – решить эту проблему.
Если цель определена, пора приступить к формулированию темы проекта.
Всегда полезно задавать себе вопросы:
- Зачем необходимо делать это проект? (Я люблю природу. К сожалению, остается все меньше не тронутых человеческой деятельностью мест на Земле. Помогают заповедники и национальные парки.)
- Чего я хочу добиться в результате работы? (Хочу привлечь внимание к их полезной работе, к живым и неживым объектам на их территориях.)
Тема проекта : Знаменитый биосферный Баргузинский заповедник.
Работа над проектом может занять длительное время. Поэтому следует выбирать тему, которая увлекает, и которой интересно заниматься.