Юлия Сырцева
Образовательный проект по гражданско — патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста «С чего начинается Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «С чего начинается Родина»
Актуальность
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству».
Д. С. Лихачев
Публикация «Образовательный проект по гражданско — патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста „С чего начинается Родина“» размещена в разделах
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Именно гражданско-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Гражданско-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.
Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах города, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Знакомство с материалом не требует дополнительных занятий, а включается в разные виды деятельности, предусмотренные общеобразовательной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и другие). На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы вне занятий. И в течение всего года считаю целесообразным возвращаться к тем темам, которые мы с детьми изучили ранее. Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: это фотографии, репродукции картин, различные схемы, рисунки, макеты.
Работа вне занятий включает различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или групповые мероприятия, экскурсии.
Работу по патриотическому воспитанию осуществляю по следующим разделам, с целью выполнения поставленных задач:
1.«Моя дружная семья»
Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам;
2. «Мой детский сад, моя улица»
Цели: уточнить и обогатить представления детей о детском саде. Дать детям представление об улице, на которой они проживают, и находится детский сад.
3. «Я живу в Челябинске»
Цели: расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.
4. «Наша Родина – Россия»
Цели: знакомство детей с государственной символикой России.
5. «День защитника Отечества»
Цели: расширение представлений детей о Российской армии. Воспитание чувства уважения к российскому воину, его силе и смелости.
6. «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
Цели: Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу.
7.«Народная культура и традиции»
Цели: знакомить детей с бытом и традициями России. Знакомить с видами устного народного творчества: считалочки, пословицы и поговорки, загадки, потешки. Знакомить с историей возникновения народных игрушек.
8. «Великой Победе посвящается»
Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.
Параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений планирую изобразительную деятельность по краеведению. Активизирую развитие воображения детей посредством применения общедидактических методов и приемов. Приобщая детей к русской культуре, рассказываю русские народные сказки. Предлагаю послушать в аудиозаписи русские народные песни, заучиваю с детьми потешки, знакомлю детей с предметами народно-прикладного искусства. С произведениями народного фольклора знакомлю детей в основном вне занятий.
В реализации образовательного процесса мной была использована парциальная программа «Наш дом - Южный Урал» - автор ЕленаСеменовна Бабунова.
Программа «Наш дом – Южный Урал» раскрывает содержание, логику и объём работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. В этой программе очень хорошо отражены познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношения в быту, семье, труде, особенности отношения к природе, специфика игрового и речевого фольклора, особенности изобразительного искусства.
Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками, которые являются ценнейшим воспитательным средством. В пословицах и поговорках отражены все ведущие идеи народной педагогики.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору. Поэтому в своей работе стараюсь проводить сезонные музыкально-игровые праздники и развлечения: «Калядки», «Новый год», «Масленица», «Мамин день», «День защитников Отечества», «День Победы». Особое внимание уделяю самой подготовке праздника: знакомлю детей с особенностями праздника, устанавливаю его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с характером труда и отдыха человека.
Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитываю положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании трудиться и бережно относиться к его богатствам. Труд с общественной мотивацией организовываю в детском саду систематически, а не от случая к случаю. Дети 4-5 лет могут выполнять трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Причём очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную значимость для окружающих, не был надуманным. Внимательно наблюдаю за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.
В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. В своей работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные формы и методы работы с родителями. В первую очередь провожу анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания. Организовываю совместную работу детей и родителей: составление коллажа семьи, составление генеалогического дерева семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. С родителями также проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного и патриотического воспитания: «Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольника»; «Как воспитать маленького патриота»; «Как приобщить ребенка к русской культуре?» и другие.
Постепенно ребёнок пронимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.
Паспорт проекта
Название проекта: «С чего начинается Родина».
Проект ориентирован на использование при работе ДОУ программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, и Регионального компонента на основе парциальной программы «Наш дом – Южный Урал»: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики, автор Е. С. Бабунова.
Цель проекта:
Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи работы:
• Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине.
• Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
• Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
• Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Вид проекта: Образовательный.
Тип:
Детско-взрослый.
Ребёнок – субъект проектирования.
Открытый – в ДОУ и за его пределами.
Продолжительность: Долгосрочный.
Срок реализации: 1 год
Участники проекта: Дети среднего дошкольного возраста (4-5лет). Специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, родители воспитанников.
Интегрируемые образовательные области:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Приоритетная область: «Познавательное развитие».
Предполагаемый результат:
• Итоговым результатом является мониторинг знаний и умений детей.
• Ребёнок имеет первичные представления о себе, о членах семьи, о степени родства и значимости в семье всех её членов, о взаимоотношениях в семье, о семейном досуге, традициях и праздниках семьи, домашних животных.
• Ребёнок имеет представление о жизни в детском саду, о взаимоотношениях детей, о работниках детского сада, о праздниках в детском саду.
• Ребёнок имеет представление о родном городе, достопримечательностях, стране.
• Ребёнок имеет первичные представления о символах государства (герб, флаг, гимн).
• Ребёнок имеет первичные представления о быте и традициях России.
Формы организации детей:
• Непосредственная образовательная деятельность.
• Продуктивная деятельность.
• Выставки фоторабот, детских рисунков.
• Экскурсии.
• Чтение художественной литературы.
• Беседы, ситуативные разговоры.
• Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен.
• Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные).
• Рассматривание альбомов, плакатов, открыток.
• Праздники.
Формы взаимодействия с родителями:
• Беседы.
• Консультации по проблемам патриотического воспитания детей.
• Сотворчество детей и родителей.
• Родительские собрания.
• Тематические праздники.
Формы взаимодействия с педагогами:
• Консультации.
• Совместное проведение мероприятий.
Методы и приёмы:
• Объяснительно – иллюстративные.
• Проблемное изложение материала.
• Словесные.
• Демонстрационные.
• Методы формирования личности: рассказ, объяснение, разъяснение, этические беседы.
• Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, поручение, воспитывающие ситуации.
Этапы работы над проектом
1 этап (подготовительный):
• Определение актуальной для детей проблемы.
• Определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
• Подготовка предварительного плана решения проблемы.
• Оформление информационного стенда для родителей.
• Создание в группе развивающей предметно-пространственной среды.
2 этап (основной):
• Разработка плана реализации проекта через разные виды детской деятельности.
• Разработка конспектов НОД.
• Изготовление практического материала (дидактических игр, макетов).
• Создание, оснащение и оформление уголка по гражданско – патриотическому воспитанию.
• Сбор и оформление наглядного материала.
• Разработка диагностического материала по теме.
• Работа с родителями.
• Работа с педагогами.
3 этап (итоговый):
• Выставка детского и семейного творчества.
• Проведение родительского собрания с презентацией проектной деятельности.
План реализации проекта:
Октябрь
«Моя дружная семья»
Встреча с Домовёнком Кузей.
Наша дружная семья.
Дом, в котором я живу.
Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».
Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Сюжетно-ролевая игра «В кругу семьи».
Труд в природе: сгребание сухих листьев.
Работа с родителями: создание альбомов: «Родословного древа семьи», «Я и моё имя», «Мой любимый домашний питомец».
Консуьтация для родителей: «Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольника».
Консультация для воспитателей: «Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста».
Ноябрь
«Мой детский сад, моя улица»
Что такое детский сад.
НОД «Я и мои друзья».
Дидактическая игра «Наш любимый детский сад».
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», «Почта» (на знание адреса дома и детского сада).
Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад».
Прослушивание аудиозаписей: «Динь-динь детский сад», «Наш детский сад», «Чудеса в саду».
Коллективная аппликация «Наш детский сад».
Хозяйственно-бытовой труд: помощь воспитателю в ремонте порванных книг, коробок.
Работа с родителями: составление маршрута «Безопасный путь из дома в детский сад».
Консультация для воспитателей: «Устное народное творчество, как средство начального патриотического воспитания».
Декабрь
«Я живу в Челябинске»
Челябинск – город мой родной.
Транспорт города. Дети на улице.
Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу».
Аппликация «Дома на нашей улице».
Дидактические игры: «Умный светофор», «Учим дорожные знаки», «Профессии», «Дорожное лото», «Расскажи про свой город».
Слушание музыкальных произведений о родном городе.
Народные праздники на Руси: «Новый год в детском саду».
Труд в природе: расчистка от снега дорожки, ведущей к кормушке.
Работа с родителями: совместная выставка стенгазет на тему «Мой город - Челябинск».
Работа с педагогами: День открытых дверей: «Наш уголок по нравственно – патриотическому воспитанию». Демонстрация развивающей предметно-пространственной среды группы.
Январь
«Наша Родина – Россия»
НОД «Знакомство с государственными символами России».
Рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»
Лепка: «Флаг России».
Чтение стихотворения М. Л. Матусовского «С чего начинается Родина».
Прослушивание: гимна РФ, народных песен.
Народные праздники на Руси: развлечение «Калядки».
Хозяйственно-бытовой труд: помощь сотрудникам детского сада: протирание пыли со стульев, столов и другое.
Консуьтация для родителей: «Как воспитать маленького патриота».
Консультация для педагогов: «Патриотическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС».
Февраль
«День защитника Отечества»
Кто защищает нашу Родину.
Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества».
Изготовление подарков для пап и дедушек.
Спортивное развлечение «Защитники Отечества».
Чтение художественной литературы: В. Степанов «Наша армия», Г. Ходырев «Пограничник», А. Любимцева «23 февраля».
Слушание «Военного марша» (Ф. Шуберт, «Прощание славянки» (В. Агапкин, «Марша» (муз. Д. Кабалевского).
Народные праздники на Руси: развлечение «Масленица».
Хозяйственно-бытовой труд: участие в посадке цветов, в посеве семян в уголке природы.
Работа с родителями: Фотовыставка «Мой папа служил в армии».
Работа с педагогами: Демонстрация фотовыставки «Мой папа и дедушка служили в армии».
Март
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
Очень я люблю маму милую свою.
Составление рассказов из личного опыта: «За что я люблю свою маму»,
«Как я помогаю маме».
Рисование портрета "Моя мама".
Изготовление подарка маме и бабушке.
Пение песен, чтение стихов о маме, о бабушке.
Праздник для мам и бабушек: «8 Марта».
Труд в природе: кормление птичек у кормушки.
Работа с родителями: оформление альбома: «Как я помогаю маме».
Консультация для педагогов: «Воспитание у ребёнка уважения и любви к маме».
Апрель
«Народная культура и традиции»
Быт и традиции русского народа.
Русские народные игрушки.
Чтение народных сказок, потешек, пословиц и поговорок; заучивание считалок, закличек, пестушек, прибауток, скороговорок; отгадывание загадок.
Слушание: «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Незабудковая гжель», «Наша Хохлома» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского; «Куклы неваляшки» музыка З. Левиной, слова З. Петровой.
Рисование: «Русская матрёшка».
Раскраски «Русская матрешка», «Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковская игрушка».
Дидактические игры: «Продолжи рисунок»; «Собери матрёшку».
Подвижные народные игры: «Золотые ворота», «Мороз-красный нос», «Гори, гори ясно!».
Консультации для родителей: «Как приобщить ребенка к русской культуре?».
Работа с родителями: проведение совместной выставки «Народная кукла своими руками», макет «Русская избушка».
Работа с педагогами: Демонстрация выставки «Русская изба», «Народная кукла».
Май
«Этот день Победы»
Этих дней не смолкнет слава.
Рисование на тему «Салют в честь дня Победы».
Чтение стихов о войне.
Изготовление праздничных открыток.
Экскурсия к Вечному огню.
Труд в природе: коллективный труд на участке по уборке территории.
Работа с родителями: выставка совместных рисунков, поделок детей и родителей по военной тематике.
Работа с педагогами: Знакомство с итогами работы по проекту «С чего начинается Родина».
Итоговое родительское собрание с презентацией проектной деятельности: «С чего начинается родина».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, так как именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и другие.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.