Анна Карнова
Конспект урока русского языка «Понятие об окончании и основе»
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тип урока : Урок открытия новых знаний.
УМК: Образовательная система «Школа 2100»
Тема: «Понятие об окончании и основе слова»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Цель: познакомить с понятиями «основа» и «окончание», создать условия, направленные на развитие умений находить в слове окончание и основу.
Задачи (Планируемые результаты) :
Предметные:
- знать, что такое окончание и основа слова, умение находить и выделять эти орфограммы в словах.
Личностные:
- развивать умение выражать свои эмоции, оценивать, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД) .
- развивать умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа текстов делать выводы (познавательные УУД).
- развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, группе (коммуникативные УУД).
Основные понятия : окончание и основа слова.
Формы организации пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Оборудование: мультимедийная презентация, сигнальные карточки (красные и зеленые, конверт с картинками, изображающими солнышко и тучки, учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В “Русский язык”часть 1, карточки с заданиями.
Этапы урока
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель: активизация учащихся. Начинается урок.
Пусть пойдут все знанья впрок
Всё, что надо – не лениться
И старательно трудиться.
- Ребята, у вас на столах лежат конверты, а в них картинки с изображением солнышка и тучки. Посмотрите, какая из картинок отражает ваше настроение. Выберите её и покажите. (Дети показывают картинки с изображениями)
- Вижу, что настроение у вас хорошее.
- На сегодняшнем уроке вы получите новые знания, а какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас.
Умение положительно относится к познавательной деятельности (личностные УУД)
2. Актуализация знаний
повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Начнем урок с орфографической минутки.
- С какой целью проводим орфографическую минутку?
Словарная работа.
- Я вам буду загадывать загадки, а отгадками будут словарные слова, которые вы записываете к себе в тетрадь.
1. Машет радостно хвостом
Когда идет хозяин в дом.
У неё удел таков
Дом хранить от чужаков. (собака)
2. Хозяин лесной просыпается весной,
А Зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
3. У нёё рога, копыта,
И на всех глядит сердито,
Но добрей она щенка,
И нальёт нам молока. (корова)
4. Всех боится он в лесу:
Волка, филину, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц)
- Посмотрите на экран и проверьте свою работу.
- Поднимите руки те, у кого нет ошибок. У кого есть ошибки.
- Оцените свою работу.
- Что вы можете сказать о словах? (словарные слова). Как назвать одним словом? (названия животных). А точнее название зверей.
Введение в новый раздел
- Какие части слова мы изучили? (корень, приставка, суффикс)
- Какая часть в слове самая главная? (корень)
- Что такое корень? (главная часть слова, в котором заключено общее значение всех однокоренных слов)
- Какие части слова участвуют в образовании новых слов? (приставки и суффиксы)
- Что такое приставка? (часть слова, которая стоит перед корнем служит для образования новых слов)
- Что такое суффикс? (часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
- Хорошо, молодцы. Я предлагаю выполнить задание в группах. Перед вами слова: Поход, мостик, перелесок, столик, пригород, подсвечник.
- Подчеркните те, которые состоят:
1 группа: из корня и приставки (поход, пригород)
2 группа: из корня и суффикса (мостик, столик)
3 группа: из приставки, корня и суффикса (перелесок, подсвечник)
Самостоятельная проверка детьми правильных ответов с доски.
- Все справились с выполнением задания? Возникли ли у вас затруднения?
3. Постановка учебной задачи. Целеполагание.
- Обратите внимание на 1-ю группу.
- Из этих слов найдите слово с орфограммой безударная гласная в корне, проверяемая ударением (пригород). Что оно означает?
- Запишите это слово. 1 человек у доски
- Употребите это существительное с другими предлогами в, за, к. (в пригороде, за пригородом, к пригороду)
- Назовите корень в словах. Часть перед корнем – это? (приставка). Выделите её.
- Назовите ту часть, которая изменяется и подчеркните её.
- Кто знает, как называется эта часть слова? (окончание) Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Тема нашего урока : Окончание.)
- Ребята, что мы уже можем сказать об окончании? (часть слова, которая стоит после корня)
-Итак, какая цель стоит перед нами на уроке? (узнать, что такое окончание, научиться определять его и узнать для чего оно нужно).
4. Открытие нового знания
Цель: уточнить общий характер нового знания.
Работа в парах.
- Посмотрите на экран и на карточки на парте, перед вами задание. (Вставить слово страна в предложения, изменяя по смыслу.)
- Выделите корень.
- Послушаем, что у вас получилось. Какой корень выделили? Какая часть слова осталась?
- Кто знает как выделить окончание?
- В русском языке окончание обозначают квадратом. Выделите окончания в записанных словах на карточке. (Ученик на интерактивной доске обозначает окончания) 1 человек у доски выделяет.
- Сравните. Были у вас ошибки? Оцените свою работу в паре.
- Какая часть слова изменилась?
- Для чего вы изменяли окончание? (для связи слов в предложении)
- Сформулируйте вывод, что вы узнали об окончании? Вот мы и сделали маленькое, но очень важное открытие. Убедимся в правильности нашего вывода и прочитаем правило на стр. 144. Читаем 1-ую часть.
- Читаем 2-ую часть правила.
- Про какую часть слова вы ещё узнали? (основа слова) Так значит, на уроке у нас тема будет не только окончание, а еще какая? (основа слова)
- В связи с этим, какая еще цель стоит перед нами на уроке? (узнать, что такое основа слова и научиться выделять основу в словах).
- Что такое основа? (неизменяемая часть слова)
- Найдите в тексте правила, как обозначается основа?
- Входит ли окончание в основу? (нет)
- Какие части слова входят в основу? (приставка, корень, суффикс)1 человек у доски
- Выделите основу в словах. (Ученик на интерактивной доске обозначает)
5. Физкультминутка
Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши.)
6. Первичное закрепление - Еще раз понаблюдаем за этими словами.
- Скажите, это одно и тоже слово с разными окончаниями или 3 разных слова (это одно и тоже слово)
- Что происходило с окончаниями? (оно изменялось)
Вывод: - Как же найти в слове окончание? (нужно изменить слово)
- Проверим наши предположения по учебнику на стр. 145. Что нового еще узнали из правила? (окончание может быть нулевым)
7. Закрепление нового
Цель: зафиксировать алгоритм рассуждения
- Закрепим новое правило и выполним задание. Но сначала выстроим алгоритм, по которому мы будет выделять окончание и основу слова.
Задание на карточке. Выдели окончание и основу слова.
-А теперь сравните с доской. Возникали ли у вас затруднения?
8. Итог урока. Рефлексия.
- Подходит к концу наш урок. Подведем итоги. Какую цель мы ставили на уроке? (узнать, что такое окончание и для чего оно нужно)
- Достигли мы цели? Проверим наши знания с помощью игры.
Работа с сигнальными карточками: да – нет
- Ответьте кратко: да ли нет (зеленая карточка – да, красная - нет)
- Окончание – изменяемая часть слова? (да)
- Окончание входит в основу слова? (нет)
- Окончание служит для связи слов в предложении? (да)
- С помощью окончания образуются новые слова? (нет)
- У кого были затруднения при изучении темы?
- Оцените свою работу на уроке.
- Выберите ступеньку, на которую хотели бы встать, нарисуйте себя на лесенке успеха.
- Кто поставил себя на среднюю ступень? Почему? На верхнюю? О чём это говорит?
-Все вы на уроке очень хорошо потрудились.
9. Домашнее задание
- Задание на дом.
1. Выучить определения на стр 144-145
2. Упр 2 стр 162
- На этом наш урок окончен.