Бабкина Софья Сергеевна
Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач формирования и развития личности дошкольника является освоение им духовного богатства народа, его культурного и исторического опыта, который создавался веками огромным количеством предшествующих поколений. Только творческая, думающая личность, способна осуществить развитие страны, её движение по пути прогресса.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Консультации для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Детский сад – самое первое и ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно чувствительно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков ещё в конце XX века, это угрожало языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых и больших форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Психологи и методисты (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.) отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом, и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, да и народные сказки) очень мало или практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти-шести лет.
Великим русским педагогом К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.
В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми и большими фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и пересказу сказок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Занятия по развитию речи отводятся на второй план.
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста - одна из актуальных проблем в современном дошкольном образовательном учреждении. Оно обеспечивает в будущем и в большей мере определяет успех в учебной работе по всем предметам в школе, в частности, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. На протяжении нескольких веков эта проблема является актуальной и привлекает к себе внимание педагогов дошкольного образования.
В связи с этим у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых и больших форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).
Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. русская народная сказка с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основным методом работы со сказкой является беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы и драматизация. Они способствуют осознанному употреблению детьми образных слов и выражений и развитию связной речи.
Использование русской народной сказки в процессе формирования связности речи детей вполне оправдывает себя.
В старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы.
Русская народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития связной речи детей.