Папки-передвижки

Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Бабкина Софья Сергеевна
Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из основных задач формирования и развития личности дошкольника является освоение им духовного богатства народа, его культурного и исторического опыта, который создавался веками огромным количеством предшествующих поколений. Только творческая, думающая личность, способна осуществить развитие страны, её движение по пути прогресса.

Публикация «Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Детский сад – самое первое и ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно чувствительно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков ещё в конце XX века, это угрожало языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых и больших форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Психологи и методисты (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.) отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом, и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, да и народные сказки) очень мало или практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти-шести лет.

Великим русским педагогом К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми и большими фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и пересказу сказок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Занятия по развитию речи отводятся на второй план.

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста - одна из актуальных проблем в современном дошкольном образовательном учреждении. Оно обеспечивает в будущем и в большей мере определяет успех в учебной работе по всем предметам в школе, в частности, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. На протяжении нескольких веков эта проблема является актуальной и привлекает к себе внимание педагогов дошкольного образования.

В связи с этим у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых и больших форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).

Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. русская народная сказка с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основным методом работы со сказкой является беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы и драматизация. Они способствуют осознанному употреблению детьми образных слов и выражений и развитию связной речи.

Использование русской народной сказки в процессе формирования связности речи детей вполне оправдывает себя.

В старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы.

Русская народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития связной речи детей.

Публикации по теме:

«Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными.

Беседа как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста Беседа как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного.

Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, Говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, Фантазировать,.

Наглядное моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать.

Народные сказки как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Использование народных сказок в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Экспериментальная работа по использованию.

План работы по теме самообразования «Русские народные сказки как средство развития речи в старшей группе» Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших.

Русские народные сказки как средство развития речи младшей группы Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали.

Сочинение сказки, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возрастаСочинение сказки, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Все мы знаем, что в последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей, причем характер речевых.

Театрализованные игры как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период, когда ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать.

Консультация для педагогов ДОУ «ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка» Консультация для педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 13:45
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Бабкина Софья Сергеевна (УИ 1445412) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД