Бабкина Софья Сергеевна
Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач формирования и развития личности дошкольника является освоение им духовного богатства народа, его культурного и исторического опыта, который создавался веками огромным количеством предшествующих поколений. Только творческая, думающая личность, способна осуществить развитие страны, её движение по пути прогресса.
Публикация «Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Детский сад – самое первое и ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно чувствительно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков ещё в конце XX века, это угрожало языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых и больших форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Психологи и методисты (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.) отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом, и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, да и народные сказки) очень мало или практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти-шести лет.
Великим русским педагогом К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.
В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми и большими фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и пересказу сказок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Занятия по развитию речи отводятся на второй план.
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста - одна из актуальных проблем в современном дошкольном образовательном учреждении. Оно обеспечивает в будущем и в большей мере определяет успех в учебной работе по всем предметам в школе, в частности, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. На протяжении нескольких веков эта проблема является актуальной и привлекает к себе внимание педагогов дошкольного образования.
В связи с этим у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых и больших форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).
Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. русская народная сказка с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основным методом работы со сказкой является беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы и драматизация. Они способствуют осознанному употреблению детьми образных слов и выражений и развитию связной речи.
Использование русской народной сказки в процессе формирования связности речи детей вполне оправдывает себя.
В старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы.
Русская народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития связной речи детей.