Ольга Бабанина
Русские народные сказки как средство развития речи младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали действенное влияние на их поведение, игры, речевое развитие.
Сказка приходит к нам в дом тогда, когда в нем появляется малыш. Вначале маленькие сказки знакомят ребенка с окружающим миром. Затем ребенок пытается рисовать любимых героев, стоит для них домики, просит по нескольку раз читать одну и ту же сказку.
Публикация «Русские народные сказки как средство развития речи младшей группы» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Однажды прядя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству.
Дети знакомятся с окружающим, не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно, с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка – неизменный спутник детства – играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Через сказку ребенок не только знакомится с окружающим миром, но и обучается правильному звукопроизношению.
Сказка дает нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богаты лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами.
Необходимо учить детей слушать сказки. Народные сказки дают образцы ритмической речи. Знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Дети легко запоминают такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки», «коза – дереза» и т. п.
Работа по развитию речи детей проходит в определенной последовательности. Параллельно решаются все речевые задачи: воспитывается звуковая культура речи, формируется грамматический строй, развивается связная речь.
Сказки – отличный материал для пересказывания. Их тексты доступны детям. В них присутствуют знакомые персонажи, наделенные ярко выраженными чертами характера. Четкая композиция и понятная последовательность происходящих событий способствует легкому запоминанию и точному воспроизведению текста. Занимательные сюжеты поддерживают интерес ребенка. Сказки учат детей доброте, смелости, радушию, умению сопереживать и сочувствовать героям.
После рассказывания сказок необходимо учить детей отвечать на вопросы связанные с содержанием произведения.
Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста (3 – 4 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить ее, побуждает интерес к слову. Сказка является эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Ребенок 3 – 4 лет усваивает знания при многократном повторении. В тоже время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устает, поэтому при повторном рассказывании сказки можно использовать настольный и кукольный театр, игру – драматизацию.
Важную роль в формирования связной речи у младших дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приемов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.
Литература:
1. В. Г. Каменская. Учимся по сказке. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Санкт-Петербург, а/я 45.
2. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. (Из опыта работы). М. : «Просвещение», 1987. 112 с.
3. Куликова Т. А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу : Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 80 с.
4. Умные сказки. Серия «Через игру – к совершенству». – М. : «Лист». 1997 г. – 168 с.
5. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи : Методис=ческое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 288 с. – (Развиваем речь).