Елена Фоменко
План работы по теме самообразования «Русские народные сказки как средство развития речи в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по теме самообразования
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Русские народные сказки раскрывают перед детьми выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Итак, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Публикация «План работы по теме самообразования „Русские народные сказки как средство развития речи в старшей группе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Старшая группа
- Темочки
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Выявление влияния русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников.
Задачи:
Обучающие: обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, работать над звукопроизношением,
Развивающие: развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связной, выразительной речи; обогащать словарь, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе.
Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет.
Сроки выполнения и содержание работи на 2016-2017 учебный год
Сентябрь - май Определение цели, задач, подбор литературы.
Насыщение ППРС по теме исследования
Сентябрь НОД «Что такое сказка?»
Досуг «Путешествие в сказочную страну»
Октябрь Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку» Выставка
рисунков «Моя любимая сказка»
Ноябрь Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению»
НОД "У страха глаза велики»
Декабрь НОД «Расскажи сказку по картинкам»
Изготовление масок для героев сказок
Январь Пополнение книжного уголка.
Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка».
Беседа «Моя любимая сказка».
НОД «Мир сказок и приключений».
Драматизация отрывков из русской народной сказки «У
страха глаза велики»
Февраль Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый
герой из сказки»
Чтение и обсуждение сказки «Лиса и заяц»
Беседа "Где живут книги". Знакомство с профессией
библиотекарь. Экскурсия в городскую детскую библиотеку.
Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка».
НОД - Лепка "Сестрица Аленушка".
Март Чтение и обсуждение сказки «Морозко»
Беседа "Положительные и отрицательные герои сказок, их
характеристика».
НОД "Чтение русской народной сказки «Хвосты».
Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да
масленый».
Апрель Конструирование «Книжек малышек»
Чтение и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят»
Презентация альбома "Досье читателя"
Конспект интегрированного занятия
Мастерская "Живая книга"
НОД "Русская народная сказка "Хаврошечка".
Май Дидактическая игра «Расскажи сказку по героям»
Чтение русской народной сказки "Гуси-Лебеди".
Выступление с драматизацией и кукольным театром по сказке
«Гуси-Лебеди» перед воспитанниками детского сада.
Совместное развлечение родителей и воспитанников
старшей группы «Мама, папа, я — читающая семья»
Перспективное планирование по работе с родителями.
Сроки выполнения и содержание работы на 2016-2017 учебный год
Сентябрь Анкетирование для родителей «Русская народная сказка в
жизни вашего ребёнка»
Октябрь Консультация для родителей «Мама, почитай мне сказку»
Ноябрь Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных
сказок
Декабрь Изготовление костюмов, атрибутов для театральной
деятельности
Январь Анкетирование родителей «Сказки в нашем доме»
Консультация для родителей «Русская народная сказка как
средство развития речи дошкольников»
Индивидуальные и групповые консультации "О пользе чтения"
Февраль Мастер-класс по изготовлению настольного театра
Индивидуальные рекомендации «Рекомендации по выбору
сказок для чтения»
Информационный стенд "Как превратить чтение в удовольствие".
Март Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка»
Литературная гостиная "Читающая семья".
Памятки «Как и для чего читать детям сказки»
Подготовка атрибутов к театральной постановке.
Апрель Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка»
Создание детьми совместно с родителями альбома "Досье
читателя".
Май Конкурс «Сочини сказку», акция «Подари детям книгу»
Совместное развлечение родителей и воспитанников старшей
группы «Мама, папа, я — читающая семья».
Заключение. Эта тема важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.