Ильичева Ольга
Русские народные подвижные игры и их значение в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю. Подвижная игра также как и многие виды фольклора, возникла в эпоху первобытно - общинного строя. Но сведений об этом очень мало. Не всегда безраздельными хозяевами в игровом царстве были дети. Древние летописцы описывали жизнь и быт взрослых людей, детям уделялось очень мало внимания. В древности взрослые люди через игровые действия пытались понять законы природы и даже повлиять на них. Игра и быт тесно переплетались в жизни каждого. Большинство игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с предрассудками и суевериями. Игра была не просто развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Особые формы ритуально - игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, на Ивана-Купалу, в которых было четко распределено поведение каждого участника. Проигрывая в календарных и семейных обрядах важнейшие события и состояния человеческой жизни (свадьба, рождение ребенка, трудовая деятельность, старость, люди психологически подготавливались к ним. Так облегчался переход от одного жизненного цикла к другому. С принятием на Руси Христианства, изменилось содержание праздников, а также и характер игр и развлечений. Постепенно игра отделилась от обрядовых действий и начала самостоятельную жизнь. Произведения русских писателей и художников свидетельствуют том, насколько многообразна была ещё
Публикация «Русские народные подвижные игры и их значение в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Русские народные игры
- Русские народные подвижные игры
- Темочки
в 19 - начале 20 века игровая деятельность и крестьянского и городского ребенка. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. С интересом наблюдали дети за ловлей рыбы большими сетями - неводами. Так как же им было не придумать игру, где можно половить рыбу. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки. Детские народные подвижные игры отражали не только обрядовые традиции, носили не только отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь разных слоев населения. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Упоминание об игре «Лапта» есть в древних русских летописях. И среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей ( в разных областях России их изготавливали разными способами: из тряпок и тряпками набивали, или плели из коры деревьев и набивали песком, а также из овечьей шерсти - бросали в кипяток, затем просушивали) и сама лапта (палка-бита, давшая название игре. А это значит, что игра живет в народе более тысячи лет. Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота», «Кривой петух» и т. д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим:
- «Кот, кот, на чем стоишь?»
- «На квашне»
-«Что в квашне?»
-«Квас»
- «Лови мышей, а не нас!».
Поговорят так с водящим, да еще заставят его несколько раз повернуться несколько раз на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами. Немало было и таких игр, где успех играющих зависел, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и др.). Как названия игр, так и правила в них были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.
Таким образом, русские народные подвижные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, от старших к младшим, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Русские народные подвижные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально - положительную основу для развития патриотических чувств. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игра - это школа воспитания. Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
Оздоровительное, гигиеническое значение игры зависит еще от одного фактора, на значение которого непременно указывали все выдающиеся педагоги и философы, начиная с Платона,- это интерес и чувство удовольствия, радости, сопровождающие игру. На огромное воспитательное значение русских народных подвижных игр указывали все, кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной или педагогической деятельности. Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог, основоположник научной педагогики в России считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. По словам К. Д. Ушинского, воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала известный русский педагог А. П. Усова. Она отмечала, что, прежде всего, игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства. В народных подвижных играх, как подчеркивала Александра Платоновна, у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне - соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности.
Русский ученый П. Ф. Лесгафт, разработавший теорию и методику подвижной игры, указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, среды его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества и что подвижная игра - это упражнение, с помощью которого ребенок готовиться к жизни. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. По определению
П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.
На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости. Главное условие этих игр - развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.
Крупнейший русский дореволюционный исследователь и собиратель детских подвижных игр, теоретик их особого педагогического значения, доктор Е. А. Покровский своих трудах писал о том, что игры опираются на живую детскую инициативу, они вносят в душу ребенка радость и веселье, приучая при этом к дисциплине и согласованию своих желаний с желаниями других. Е. А. Покровский указывал на существенное образовательное значение подвижных игр, наравне с фольклорной поэзией, сказками, бытовыми и трудовыми традициями. В 1892 году вышла в свет его книга «Русские народные подвижные игры», в которой рассказывается о различных видах русских народных подвижных игр (с мячом и палками, с шарами, с палками и деревяшками, с камешками и другие, сценарии этих игр, раскрываются условия, необходимые для успешного их проведения, значение детских игр в отношении воспитания и здоровья.
Игры, собранные Е. А. Покровским, помогут организовать активный летний отдых и послужат прекрасной профилактикой гиподинамии, от которой страдает здоровье современных детей.
Важным является то, что в русских народных подвижных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. В русских народных подвижных играх много юмора, соревновательного задора, образные движения часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками и зазывалками:
Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса сладкая,
Гони стадо в поле, погулять на воле! или
Заря-заряница, красная девица!
По полю ходила, ключи оборонила,
Ключи золотые, ленты голубые!
Дошкольный детство - период активного освоения речи. Дети познают язык через словотворчество, через игру со словами и звуками. Прекрасный материал для этого предлагают считалки и игровые песенки:
Инцы - брынцы, балалайка!
Инцы - брынцы, поиграй-ка!
Инцы - брынцы, не хочу!
Инцы - брынцы, вон пойду!
Произнося веселые, часто «тарабарские» слова, ребенок получает власть над языком. Благодаря этому, он активно и творчески овладевает речью, формируется его речевой аппарат, развивается чувство языка, обогащается словарь. Считалки, распевки, ролевые слова, особые словесные формулы, регулирующие ход игры, как нельзя лучше отвечают потребностям дошкольного детства. Все они имеют для ребенка поистине волшебное значение и поддерживают настроение игры. Ведь малыш произносящий считалку, ощущает себя почти волшебником. В зависимости от интонации и громкости, с которыми игровые приговоры и припевы произносятся, а также контекста применения они уже сами по себе могут побуждать к действию, успокаивать, завораживать, то есть оказывать сильное эмоциональное и психокоррекционное воздействие на играющих.
Русские народные подвижные игры актуальны и интересны в настоящее время, когда вопросы духовно-нравственного воспитания вышли на первое место. Выполняя различные функции: познавательную, развивающую, развлекательную, диагностическую, коррекционную они служат средством приобщения детей к народной культуре.
Поэтому необходимо широко использовать русские народные подвижные игры в работе с дошкольниками.