Ольга Владимировна Белокурова
Народные подвижные игры как метод взаимодействия детского сада и семьи в процессе физкультурно–оздоровительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Народные подвижные игры как метод взаимодействия детского сада и семьи в процессе физкультурно – оздоровительной деятельности
В детском возрасте формируются жизненно важные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта ребенка, формируются привычки.
Публикация «Народные подвижные игры как метод взаимодействия детского сада и семьи в процессе физкультурно–оздоровительной деятельности» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Семья, как многогранная система имеет огромное значение для формирования основ физического воспитания детей. Федеральный государственный образовательный стандарт ДОУ ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшее условие реализации образовательной программы. Оценивая отношение родителей к взаимодействию, следует отметить, что несмотря на то, что на первое место по значимости они ставят здоровье ребенка, большинство опрошенных не видят необходимости в планомерной совместной физкультурно – оздоровительной деятельности. Вместе с тем, результаты нашего исследования позволяют утверждать, что традиции физкультурного воспитания в современной семье изучены слабо, на двигательную активность обращается все меньше внимания, организация активного отдыха детей в выходные и в свободное время стихийна и не организована.
Чтобы повысить заинтересованность родителей в благополучном развитии и воспитании ребенка, активизировать родителей в организации досуга своих детей, приобщить их к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ мы используем совместную игровую деятельность, в частности, народные подвижные игры.
Народные подвижные игры – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждой эпохи, у каждого этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. В них отражен образ жизни людей, их быт, традиции, представления о чести, смелости, желание обладать силой, быстротой, ловкостью, проявлять смекалку, находчивость, стремление к победе. Они воспитывают стремление к взаимопомощи, организованность, творческие способности, инициативу. Проведение народных подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью и у взрослых и у детей.
Цель: Установление партнерских отношений с семьей в совместных физкультурно – оздоровительных мероприятиях с использованием народных подвижных игр.
Задачи:
1. Воспитывать у детей и взрослых интерес к играм и деятельности разных народов;
2. Познакомить родителей и детей с многообразием народных игр, расширить круг знаний и умений по их организации.
3. Вызывать у детей и взрослых эмоционально-положительное настроение в процессе совместных подвижных игр;
4. Способствовать формированию у родителей потребности в организации игр с детьми в кругу семьи;
Этапы реализации:
1 этап – подготовительный, направлен на накопление знаний о народных традициях и сбор информации о подвижных народных играх.
Цель: Создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной деятельности всех участников мероприятий:
- Подготовка информационного пространства (консультации для родителей, педагогов и специалистов ДОУ, оформление папок – передвижек, фотовыставки).
- Сбор народных игр разных национальностей с участием родителей.
2 этап - основной, направлен на организацию мероприятий.
Цель: Создание комплекса мероприятий для повышения активности родителей в совместной с детьми игровой и творческой деятельности.
На данном этапе проводили мероприятия и игры с учетом возрастных особенностей детей: с детьми младшей группы – русские народные игры, с детьми средней и старшей групп – игры народов Урала, с детьми подготовительной группы – игры народов мира.
Родители активно участвовали в проведении данных мероприятий, а также к подготовке к ним. Они беседовали с детьми о традициях русского народа, о народах Урала, их обычаях, готовили и показывали презентации о странах мира, оформляли альбомы, помогали готовить костюмы для праздников.
Мероприятия
Задачи
Круглый стол с детьми и родителями по темам:
«Игры наших бабушек».
«Народы Урала : их игры и обычаи».
«Игры разных стран и континентов».
Заинтересовать родителей темой данной работы, побуждать к совместным действиям вместе с ребёнком;
Изготовление буклетов:
«Традиции и подвижные игры народов мира».
«Играйте в народные игры!»
Закрепить знания детей и их родителей о народных играх, традициях. Воспитывать любовь и уважение к традициям разных народов.
Совместные занятия «Веселая физкультура с прыг-скок – командой»
«Путешествие в Башкирию»
«Путешествие в Аргентину»
«Путешествие в Японию»
«Путешествие в Австралию»
«Путешествие в Египет»
Закрепить знания детей и их родителей о достопримечательностях разных стран.
Воспитывать любовь и уважение к традициям разных народов.
Развивать двигательную активность, получать радость от совместных игр, повышать интерес к народным играм.
Физкультурные праздники совместно с родителями:
«Масленица широкая»
«Уральская игровая»
«Игры стран и континентов».
Развивать двигательную активность, получать радость от совместных игр, повышать интерес к народным играм.
Мастер - классы:
«Русские народные подвижные игры»;
«Игры народов Урала»
«Фестиваль игр народов мира»;
Познакомить родителей и детей с играми разных народов, способствовать повышению их педагогической культуры.
Оформление папки-передвижки. «Играем вместе с детьми».
Познакомить родителей с информацией, в какие игры можно играть с детьми на улице, дома, в гостях. Продолжать знакомить с играми разных народов, способствовать взаимодействию родителей и детей.
Создание фотоальбома «Играем вместе!»
Закреплять знания о народных играх, способствовать взаимодействию родителей и детей.
3 этап. Заключительный.
Анализ мотивов двигательной активности и эмоционального отношения дошкольников к физической культуре подтвердили вывод о том, что дети из организованных форм отдают предпочтение играм.
Оценка полученных результатов в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
- Обобщение опыта работы.
- Презентация результатов проекта для родителей и детей через организацию фотовыставки и демонстрацию тематического видеоролика.
Проведение данной работы показало, что совместная игровая деятельность является эффективным средством взаимодействия родителей и ДОУ.
Это обусловлено:
мощным эмоциональным влиянием, сближающим родителей и детей;
соответствием содержания игровой деятельности особенностям возрастного периода дошкольников;
отраженностью в ее содержании народной культуры, раскрывающей специфику взаимоотношений между взрослыми и детьми.
Информационное обеспечение:
1. Васькина Л. Л. «Использование коми-пермяцких игр в ДОУ на занятиях по физическому воспитанию», Кудымкар, 2010.
2. Казина О. Б. «Веселая физкультура для детей и их родителей», Ярославль, 2005.
3. Кенеман А. В., Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов СССР» - М, 1988.
4. Кузина О. В. «Народные игры во дворе и на улице» - М., 2001.
5. Куценко Т. А., Медянова Т. Ю. «365 веселых игр для дошколят», Ростов-на-Дону, 2004.
6. Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры» - М., 2012.
7. Пустынникова Л. А. «Здоровый образ жизни – с детства» Пермь, 2006.
Журнал «Детский сад : теория и практика», /ДОУ и современная семья : тенденции взаимодействия/. № 10, 2015.