Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Народные игры праздника «Сабантуй», их значение, методика обучения им детей»

Айсылу Асадуллина
Консультация для воспитателей «Народные игры праздника «Сабантуй», их значение, методика обучения им детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Я педагог дополнительного образования, детям старшей и подготовительной группы преподаю татарский язык. Занятия построены по программе «Преподавание татарского языка в детском саду» под редакцией Р. А. Бургановой и Ф. Ф. Юсупова. В тематику занятий в старшем дошкольном возрасте включаются цикл занятий по традиционным и народным праздникам, соответственно годовому плану дошкольного учреждения. На занятиях огромное значение уделяем народным играм. Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка - это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни.

Публикация «Консультация для воспитателей „Народные игры праздника „Сабантуй“, их значение, методика обучения им детей“» размещена в разделах

Очень большое воспитательное значение имеют народные игры. Детская народная культура, в том числе культура детской игры, возникла и развивалась в лоне культуры взрослой. С одной стороны детский быт и фольклор всегда были связаны с бытом и фольклором взрослых, так как дети являлись полноправными участниками жизни семьи, рода, села. С другой – дети по традиции наследовали и удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившегося строя и обстоятельств, но оставалось практически, эстетически, нравственно притягательным для младшего поколения.

Каждый народ богат своими играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времён, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции.

Играя в народные игры, у детей, формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаё тся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине.

На основе народных игр мы знакомим с особенностями жизни своей страны, своего народа.

Татарские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традиции.

Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью отдельных из них.

По содержанию татарские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психологических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка - дошкольника.

В татарских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Типы татарских народных игр чрезвычайно многообразны. Можно назвать такие: жребий и наказание, игры с игрушками, игры с движениями, прыгания, состязание в стойкости, игры с вращательными движениями, символические игры, игры с песнями и хороводами, игры с завязанными глазами, игры с верёвочкой, с метательными орудиями, игры с мячом, палками, игры с костями или камушками, домашние игры, зимние игры-забавы.

Прежде, чем вводить в занятие сюжетную народную игру необходимо детям рассказать о жизни народа, показать иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовать национальными обычаями, фольклором. Или образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего.

У татар, помимо традиционных детских забав-игр в «прятки», «ловилки», «снежки» существуют игры, издавна связанные с народными праздниками, обрядами, сочетающие в себе спортивные соревнования и театрализованное действо. Самым любимым праздником является Сабантуй.

Сабантуй остается повсеместным и любимым весенним праздником татар. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры.

Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан - плуг и туй – праздник). Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ, в апреле, сейчас сабантуй устраивают в июне – по окончании сева.

Развлечений на сабантуе великое множество. Главное - это, конечно же, национальная борьба курэш. Для победы в курэш требуется немало силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам: противники обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победитель курэша – абсолютный батыр - получает в награду живого барана и с ним на плечах совершает круг почета. Правда, в последнее время барана часто заменяют каким-нибудь другим ценным призом – телевизором, холодильником, стиральной машиной, а то и автомобилем. Продемонстрировать свою силу, ловкость, смелость можно не только в борьбе курэш.

Традиционные соревнования сабантуя :

- Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».

- Бег в мешках. Только они такие узкие, что бег превращается в скачки.

- Парное состязание: одну ногу привязывают к ноге партнера – и бегом к финишу!

- Поход за призом по наклонному качающемуся бревну. Под силу только настоящим эквилибристам!

- Игра «Разбей горшок» : участникам завязывают глаза, дают в руки длинную палку и велят ею разбить горшок.

-Поиск монеты в тарелке/миске с катыком (простоквашей кефиром итп). Игроку плотно завязывают глаза, предлагают отвести руки за спину. По сигналу судьи игрок нагибается над тарелкой и, “нырнув” лицом в катык, губами начинает искать монету.

-Карабканье по очень высокому гладкому столбу. Наверху, естественно, ждет приз.

- Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней - сырое яйцо, с которым необходимо прибежать первым к финишу.

-Перетягивание каната.

- Скачки. Участники – юные наездники 10-15 лет. Интересный момент: награждается не только победитель, но и тот, кто пришел последним. Действительно – на празднике обиженных и грустных быть не должно!

- Конкурсы для девушек – кто быстрее и лучше нарежет лапшу, кто больше воды принесет.

Не один народный праздник не обходится без спортивных состязаний, эстафет, подвижных игр. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми, сохранять местные традиции и обычаи.

Развивая интерес к народным играм, и продолжая знакомство с ними,

мы продолжаем развивать творческие способности детей (придумывание разных вариантов игр, усложнение движений, развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Воспитывать красоту, выразительность движений.

Во время празднования народных праздников центром внимания становятся народные игры «Колечко», «Летели, летели», «Так, да и нет», «Тимербай», «Хромая лиса»; игры с песнями и плясками (хороводные) - «Минлебай», «Курсэт эле, ускэнем», «Тюбетейка»; подвижные игры «Эбэк»(Хлопушки), «Качышлы»(Догонялки), «Эбэкле» (Хлопки)и многие другие.

Во время проведения народных подвижных игр формируется правильная осанка, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко. Расширяются представления детей о родной стране, о народных праздниках, формируется интерес к событиям в стране, воспитывается любовь к Родине, к родному краю.

Развивая потребность в двигательной активности детей при помощи подвижных, народных, спортивных игр, физических упражнений, у детей формируется потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывается интерес и любовь к спорту!

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека, возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

Правильное использование этого наследия в современной жизни людей содействует физическому и духовному воспитанию подрастающего поколения, и в конечном итоге – сближению и взаимообогащению национальных культур.

Включение в занятие преимущественно народных подвижных игр, физических упражнений и проведение занятий на их основе показали прежде всего активизацию отношений детей к занятиям по физической культуре, более быстрое овладение двигательными навыками, улучшение дисциплины, повышение интереса к занятиям по обучению татарскому языку, способствовали быстрому запоминанию татарских слов и обогащению пассивного и активного словаря.

Татарские народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающий в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

В татарской народной игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр.

Работая с детьми, надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственные чувства, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Использованная литература:

1. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР. - Москва: Просвещение, 1989.

2. Былеева Л. В., Григорьев В. М. Игры народов СССР. - Москва: Физкультура и спорт, 1985.

3. Новицкая М. Ю., Науменко Г. М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. - Москва: Просвещение, 1995.

Публикации по теме:

Чувашские народные игры, как средство физического развития детей Народные игры имеют важное значение в формировании личности ребёнка. В играх воспитываются любовь и уважение к своему народу, формируется.

Доклад «Русские народные игры и их значение в приобщении детей дошкольного возраста к национальным традициям» Разработал: инструктор по физической культуре МАДОУ ЦРР-д/с №17 Ласточкина Н. П. Доклад на тему: «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В.

Консультация для педагогов ДОУ «Артикуляционная гимнастика: значение и методика проведения»Консультация для педагогов ДОУ «Артикуляционная гимнастика: значение и методика проведения» Цель консультации: познакомить педагогов с правилами и особенностями проведения артикуляционной гимнастики с детьми. План Введение 1.

Консультация для педагогов «Значение народной игры в развитии детей» Как только ребенок рождается, он сразу начинает познавать и осваивать окружающий мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться.

Мастер-класс для родителей «Методика обучения детей младшего дошкольного возраста аппликации» Уважаемы родители! Сегодня мы рассмотрим методику одного из видов художественной деятельности в детском саду – аппликации. Актуальность.

Методика и технология обучения детей рассматриванию картин в старшей группе. Занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется.

Методика обучения детей разрешению проблемных ситуаций Методика обучения детей разрешению проблемных ситуаций Проблемная ситуация может быть составлена взрослыми (педагогами, родителями) или.

Методика организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего возраста. Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь.

Сценарий праздника «Сабантуй» Цели и задачи: • Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа: дать представления о празднике сабантуй, вызвать.

Выступление на педсовете: «Игры — эстафеты. Их значение в ФК» Значение игр-эстафет в физическом воспитании. Подвижные игры как важнейшее средство и метод физического воспитания сохраняют своё значение на протяжении всей жизни человека, меняется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Народные игры праздника «Сабантуй», их значение, методика обучения им детей»
Опубликовано: 28 сентября 2015 в 13:54
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Народные игры праздника «Сабантуй», их значение, методика обучения им детей»» (включая файлы) размещена пользователем Айсылу Асадуллина (УИ 285374) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД