МААМ-картинки

Консультация для педагогов ДОУ «Русские народные игры-забавы в образовательном процессе»

Елена Седова
Консультация для педагогов ДОУ «Русские народные игры-забавы в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Русские народные игры-забавы в образовательном процессе»

Подготовил: музыкальный руководитель Седова Е. Б.

С приходом ребенка в детский сад жизнь его меняется, что не всегда приносит ребенку радость, зачастую ставя новые задачи перед ним. Чтобы детям облегчить привыкание к новым условиям и незнакомым людям, прежде всего, необходимо их отвлечь от того, что заставляет ребенка переживать, привлекая к тому, что так радует его - игре.

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Русские народные игры-забавы в образовательном процессе“» размещена в разделах

В предлагаемых играх-забавах все движения детям знакомы из повседневного опыта (ходьба, бег, прыжки и пр.). Важным условием их проведения, конечно, является добровольное участие. Играть можно начинать только с желающими детьми, постепенно привлекая тех, кто наблюдает со стороны, не решаясь включиться в игру. Ходя и наблюдение за сверстниками, весело играющими, тоже полезное и интересное занятие.

«Ум ребенка находится в кончиках пальцев» - известный афоризм, который мы вспоминаем тогда, когда говорим о тренировке пальцев ребенка в процессе продуктивной, конструктивной деятельности. Иными словами, мы говорим о развитии координации движений рук, развитой мелкой моторики. Дошкольный возраст – это возраст, когда необходимо как можно больше уделять внимание использованию в повседневной жизни ребенка разнообразных пальчиковых игр.

Особенностью данных игр является их синкретизм, т. е. одновременное обращение ко всем сторонам личности ребенка. В пальчиковой игре кроме тренировки пальцев и кистей рук осуществляется социализация ребенка: он общается с детьми и взрослыми. Активно развивается речь, так как игра сопровождается проговариванием или пропеванием текста.

В общении с одним ребенком можно использовать пальчиковую игру «Банька». Взрослый складывает руки ладонями друг к другу, слегка согнув пальцы. Ребенок проводит пальцами между ладоней взрослого, приговаривая: «Пусти в баньку». На что взрослый отвечает: «Водички нет, мыльца нет, не топлено, жару нет». Затем взрослый сжимает ладонями палец ребенка и удерживает его, приговаривая: «Жарко, жарко, жарко!».

Со всей группой, можно поиграть в пальчиковую игру «Аи, туки-туки-туки.», проговаривая текст:

Аи, туки-туки-туки,

Застучали молотки.

Тук-ток, тук-ток,

Мы скуем себе замок.

Словесные игры, а также народные игры малой подвижности можно использовать в режимных моментах, как динамическую паузу между деятельностью или в ходе занятия.

Игра «Кукомоя» направлена на формирование у детей культурно-гигиенических навыков, положительного отношения к здоровому образу жизни.

Как у нас на лавке

Все сидят ребятки.

Чисто умылись,

Славно нарядились.

Одна кукомоя -

Ваня неумоя.

Ванечка, умойся!

Взрослый «поливает» из лейки, а ребенок выполняет имитирующие движения.

Игра «Башмачки» направлена на развитие таких качеств, как аккуратность. В ходе игры дети учатся правильно обуваться.

Дети снимают обувь и ставят ее вперемешку, чтобы не очень легко было отыскать пару.

Вот сидят малыши -

До чего хороши!

До чего хороши -

Ну а ножки-то босы!

Раз, два, три,

К башмачкам беги!

Игра заканчивается тогда, когда дети правильно наденут свою обувь.

Народные игры можно использовать для закрепления имеющихся знаний. Так в игре «Краски» происходит закрепление представлений о цвете.

Перед игрой необходимо выбрать ведущих - «монаха» и «продавца». Остальные игроки (втайне от «монаха») загадывают, какими красками они будут, причем цвета не должны повторяться.

Монах: Я, монах,

В синих штанах.

Пришел к вам за краской.

Продавец: За какой?

Монах называет любой цвет, например голубой. Если такой краски нет, продавец говорит:

Иди по голубой дорожке,

Найдешь голубые сапожки,

Поноси, да назад принеси!

Игра повторяется. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать от монаха, а тот его догоняет. Если догнал - монах и краска меняются ролями, если нет - игра продолжается.

В дошкольном возрасте дети знакомятся и оценивают такие свойства, как величина. Знакомство с величиной осуществляется в процессе НОД. В режимных моментах целесообразно организовать игры, направленные на закрепление освоенного материала: «Маленькие ножки», «Жито растет». Так при знакомстве с числом педагог может использовать потешки с числительными, например «Ерши».

Ершей, ершей!

По пяти грошей -

Один ершок -

Ухи горшок!

Содержание народных игр наполнено юмором, элементами соревнования, жеребьевками, считалками, потешками, неожиданными веселыми моментами. Быстро организовать игру, выбрать ведущего, правильно выполнять правила игры помогает зачин.

Зачин:

Приглашаю детвору

На веселую игру!

А кого не примем,

За уши поднимем.

Уши будут красные,

До того прекрасные.

Считалка:

Шел коток по лавочке,

Всем дарил булавочки.

Кому две, кому три,

А водить будешь ты!

Жеребьевки также создают положительный эмоциональный настрой. Они применяются в тех случаях, когда дети должны разделиться на команды.

Лебедь белый,

Или ястреб смелый?

Здесь в лесах

Или птица в облаках?

Привлечь внимание детей, организовать их перед занятиями помогут также игры-молчанки, например, под такой текст:

Первенчики, бубенчики,

Летали голубенчики.

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок - молчок!

Основная идея народных игр - обучение через игру. Так в песнях и обрядах исполняются движения, имитирующие трудовые операции. В народных играх «Мак маковистый», «Уж я сеяла, я сеяла ленок» дети водят хоровод и движениями туловища и рук имитируют трудовые действия.

Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, является основой для формирования личности ребенка. В игре происходит формирование художественно-образного мышления, развивается самостоятельность и творческая активность детей. Народные игры являются своеобразной школой освоения жизненного опыта, приобщения к традициям и обычаям национальной культуры. А главное – доставляют радость.

Используемая литература:

1. Григорьев ВМ. Народные игры и традиции в России. М, 1994.

2. Заинька во садочке: Сб. народных игр//Сост. Л. В. Барбутько, НА Тарасевич. Екатеринбург, 2000.

3. Зимина АЛ. Народные игры с пением. М., 2000.

4. Мельникова ЛЯ., Зимина АЛ. Детский музыкальный фольклор. М., 2000.

Публикации по теме:

Русские народные хороводные игры в детском саду Второй год я работаю по теме «Воспитание дошкольников через приобщение к русским народным праздникам», а в этом году я написала проект по.

Доклад «Русские народные игры и их значение в приобщении детей дошкольного возраста к национальным традициям» Разработал: инструктор по физической культуре МАДОУ ЦРР-д/с №17 Ласточкина Н. П. Доклад на тему: «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В.

Консультация для педагогов «Кубанские народные игры как средство нетрадиционного оздоровления дошкольников». «Кубанские народные игры как средство нетрадиционного оздоровления дошкольников». 1 слайд Здоровье человека в значительной мере определяется.

Консультация для педагогов «Проектный метод в образовательном процессе ДОУ» Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка сокружающим миром,.

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ» «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ» Средства ИКТ помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса,.

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ» Консультация для воспитателей по теме «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ»Информатизация общества существенно изменила практику.

Консультация для воспитателей «Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе» Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно,.

Мультимедийные дидактические игры в образовательном процессе Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. И это предъявляет качественно.

Спортивная прогулка «Русские народные игры» (старшая группа) Цель: Сформировать представления детей о русских народных играх. Задачи: - Развивать представления детей о подвижных играх русского народа.

Вечер народной игры «Русские народные подвижные игры» в старшей группе с участием родителей ВЕЧЕР НАРОДНОЙ ИГРЫ ТЕМА: «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ» (Совместно с родителями) СТАРШАЯ ГРУППА ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ Потылицына В. Н.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Русские народные игры-забавы в образовательном процессе»
Опубликовано: 22 сентября 2015 в 17:40
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОУ «Русские народные игры-забавы в образовательном процессе»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Седова (УИ 243453) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД