Елена Седова
Консультация для педагогов ДОУ «Русские народные игры-забавы в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Русские народные игры-забавы в образовательном процессе»
Подготовил: музыкальный руководитель Седова Е. Б.
С приходом ребенка в детский сад жизнь его меняется, что не всегда приносит ребенку радость, зачастую ставя новые задачи перед ним. Чтобы детям облегчить привыкание к новым условиям и незнакомым людям, прежде всего, необходимо их отвлечь от того, что заставляет ребенка переживать, привлекая к тому, что так радует его - игре.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Русские народные игры-забавы в образовательном процессе“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В предлагаемых играх-забавах все движения детям знакомы из повседневного опыта (ходьба, бег, прыжки и пр.). Важным условием их проведения, конечно, является добровольное участие. Играть можно начинать только с желающими детьми, постепенно привлекая тех, кто наблюдает со стороны, не решаясь включиться в игру. Ходя и наблюдение за сверстниками, весело играющими, тоже полезное и интересное занятие.
«Ум ребенка находится в кончиках пальцев» - известный афоризм, который мы вспоминаем тогда, когда говорим о тренировке пальцев ребенка в процессе продуктивной, конструктивной деятельности. Иными словами, мы говорим о развитии координации движений рук, развитой мелкой моторики. Дошкольный возраст – это возраст, когда необходимо как можно больше уделять внимание использованию в повседневной жизни ребенка разнообразных пальчиковых игр.
Особенностью данных игр является их синкретизм, т. е. одновременное обращение ко всем сторонам личности ребенка. В пальчиковой игре кроме тренировки пальцев и кистей рук осуществляется социализация ребенка: он общается с детьми и взрослыми. Активно развивается речь, так как игра сопровождается проговариванием или пропеванием текста.
В общении с одним ребенком можно использовать пальчиковую игру «Банька». Взрослый складывает руки ладонями друг к другу, слегка согнув пальцы. Ребенок проводит пальцами между ладоней взрослого, приговаривая: «Пусти в баньку». На что взрослый отвечает: «Водички нет, мыльца нет, не топлено, жару нет». Затем взрослый сжимает ладонями палец ребенка и удерживает его, приговаривая: «Жарко, жарко, жарко!».
Со всей группой, можно поиграть в пальчиковую игру «Аи, туки-туки-туки.», проговаривая текст:
Аи, туки-туки-туки,
Застучали молотки.
Тук-ток, тук-ток,
Мы скуем себе замок.
Словесные игры, а также народные игры малой подвижности можно использовать в режимных моментах, как динамическую паузу между деятельностью или в ходе занятия.
Игра «Кукомоя» направлена на формирование у детей культурно-гигиенических навыков, положительного отношения к здоровому образу жизни.
Как у нас на лавке
Все сидят ребятки.
Чисто умылись,
Славно нарядились.
Одна кукомоя -
Ваня неумоя.
Ванечка, умойся!
Взрослый «поливает» из лейки, а ребенок выполняет имитирующие движения.
Игра «Башмачки» направлена на развитие таких качеств, как аккуратность. В ходе игры дети учатся правильно обуваться.
Дети снимают обувь и ставят ее вперемешку, чтобы не очень легко было отыскать пару.
Вот сидят малыши -
До чего хороши!
До чего хороши -
Ну а ножки-то босы!
Раз, два, три,
К башмачкам беги!
Игра заканчивается тогда, когда дети правильно наденут свою обувь.
Народные игры можно использовать для закрепления имеющихся знаний. Так в игре «Краски» происходит закрепление представлений о цвете.
Перед игрой необходимо выбрать ведущих - «монаха» и «продавца». Остальные игроки (втайне от «монаха») загадывают, какими красками они будут, причем цвета не должны повторяться.
Монах: Я, монах,
В синих штанах.
Пришел к вам за краской.
Продавец: За какой?
Монах называет любой цвет, например голубой. Если такой краски нет, продавец говорит:
Иди по голубой дорожке,
Найдешь голубые сапожки,
Поноси, да назад принеси!
Игра повторяется. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать от монаха, а тот его догоняет. Если догнал - монах и краска меняются ролями, если нет - игра продолжается.
В дошкольном возрасте дети знакомятся и оценивают такие свойства, как величина. Знакомство с величиной осуществляется в процессе НОД. В режимных моментах целесообразно организовать игры, направленные на закрепление освоенного материала: «Маленькие ножки», «Жито растет». Так при знакомстве с числом педагог может использовать потешки с числительными, например «Ерши».
Ершей, ершей!
По пяти грошей -
Один ершок -
Ухи горшок!
Содержание народных игр наполнено юмором, элементами соревнования, жеребьевками, считалками, потешками, неожиданными веселыми моментами. Быстро организовать игру, выбрать ведущего, правильно выполнять правила игры помогает зачин.
Зачин:
Приглашаю детвору
На веселую игру!
А кого не примем,
За уши поднимем.
Уши будут красные,
До того прекрасные.
Считалка:
Шел коток по лавочке,
Всем дарил булавочки.
Кому две, кому три,
А водить будешь ты!
Жеребьевки также создают положительный эмоциональный настрой. Они применяются в тех случаях, когда дети должны разделиться на команды.
Лебедь белый,
Или ястреб смелый?
Здесь в лесах
Или птица в облаках?
Привлечь внимание детей, организовать их перед занятиями помогут также игры-молчанки, например, под такой текст:
Первенчики, бубенчики,
Летали голубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок - молчок!
Основная идея народных игр - обучение через игру. Так в песнях и обрядах исполняются движения, имитирующие трудовые операции. В народных играх «Мак маковистый», «Уж я сеяла, я сеяла ленок» дети водят хоровод и движениями туловища и рук имитируют трудовые действия.
Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, является основой для формирования личности ребенка. В игре происходит формирование художественно-образного мышления, развивается самостоятельность и творческая активность детей. Народные игры являются своеобразной школой освоения жизненного опыта, приобщения к традициям и обычаям национальной культуры. А главное – доставляют радость.
Используемая литература:
1. Григорьев ВМ. Народные игры и традиции в России. М, 1994.
2. Заинька во садочке: Сб. народных игр//Сост. Л. В. Барбутько, НА Тарасевич. Екатеринбург, 2000.
3. Зимина АЛ. Народные игры с пением. М., 2000.
4. Мельникова ЛЯ., Зимина АЛ. Детский музыкальный фольклор. М., 2000.