Светлана Викторовна Назарова
Руководство по развитию мелкой моторики для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое мелкая моторика и как помочь ребенку развить их с помощью простых действий?
Что такое развитие мелкой моторики?
Физическое развитие - одна из четырех основных областей роста вашего ребенка, наряду с социальным, эмоциональным и интеллектуальным развитием.
Публикация «Руководство по развитию мелкой моторики для дошкольников» размещена в разделах
Навыки, которые позволяют ребенку двигаться, известны как двигательные навыки. Двумя основными типами моторики являются крупная моторика и мелкая моторика.
Важно, чтобы и то и другое было хорошо развито у детей, чтобы они были готовы к школе и могли действовать независимо.
Разница между крупной и мелкой моторики
Полная моторика относится к развитию крупных мышц тела, которые позволяют ребенку ходить, лазать, балансировать и т. Д.
Мелкая моторика относится к развитию мелких мышц, которые позволяют ребенку держать карандаш или застегивать пуговицу на рубашке. Она включает координацию глаз и рук, координацию глаз и пальцев, силу и контроль пальцев, а также развитие таких мышц, как пальцы ног и язык.
Двигательные навыки развиваются от головы вниз и от тела наружу (к конечностям). После этого укрепляются мышцы пальцев рук, ног, языка и т. д.
Таким образом, крупная моторика развивается раньше, чем мелкая моторика. Это можно увидеть у дошкольников, которые умеют лазать, бегать и ходить, но все еще учатся держать карандаш или пользоваться ножницами.
Примеры мелкой моторики
Вот несколько примеров мелкой моторики :
Хранение / обращение с мелкими предметами
Рисование, живопись и т. д.
Пролистывание страницы книги
Резка, склейка и фальцовка
Прием пищи
Строительство из блоков и игра с мелкими предметами
Задачи по уходу за собой, такие как одевание, застегивание пуговиц, завязывание шнурков, чистка зубов и т. д.
Письмо
Почему важно развивать мелкую моторику?
Дети должны развивать мелкую моторику, чтобы научиться выполнять основные повседневные задачи, такие как одевание, завязывание шнурков для обуви, приготовление пищи и другие задачи по уходу за собой.
В школе они должны уметь вырезать, вставлять и рисовать, а мелкая моторика абсолютно необходима для обучения письму.
Прежде чем дети смогут научиться писать буквы и контролировать карандаш, они должны развить свои моторные навыки.
В ранние годы может возникнуть соблазн попытаться научить детей ясельного и дошкольного возраста писать как можно раньше, но в таком юном возрасте в этом нет необходимости. Их мускулы еще не достаточно развиты для того, чтобы управлять карандашом.
Первые годы - время для развития навыков подготовки к письму, в основном за счет занятий, которые развивают мышцы пальцев.
Не следует упускать из виду важность развития мелких мышц, и у ваших детей должно быть много возможностей ежедневно практиковать эти навыки, особенно в дошкольном возрасте.
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Вот краткий обзор развития мелкой моторики детей в течение первых 6 лет.
Если ваш ребенок достигнет всех вех, ему будет легче справляться с учебной работой в школе, особенно с письмом.
Если она испытывает трудности с выполнением некоторых из основных задач, таких как правильное разрезание или удерживание мелка, читайте дальше, чтобы узнать, как вы можете дома поработать над этими основными навыками.
От рождения до 18 месяцев:
В младенчестве и в раннем детстве ваш ребенок должен научиться:
Брать игрушки в отдельные руки
Подбирать мелкие предметы пальцами
Указывать на объект указательным пальцем
Строить базовую башню из 3 блоков.
2 года:
В этом возрасте ваш ребенок учится:
Строить башню из 6, 7 и более блоков.
Переворачивать страницы книги по одной
Распознавать мелкие детали на картинках
Рисовать линии, круги и буквы.
3 года:
В 3 года ваш ребенок может:
Построить башню из 10 блоков.
Держать карандаш правильной рукой, держать его между двумя первыми пальцами и большим пальцем.
Рисовать человека с головой и несколькими чертами лица
Рисовать кистью
Вырезать игрушечными ножницами
4 года:
В 4 года ваш ребенок учится:
Строить башню из более чем десяти блоков с мостами и строить «ступеньки» из блоков.
Рисовать человека с руками, пальцами, ногами и т. д.
Рисовать дом
Копировать буквы
Разрезать по прямой
одеваться и раздеваться
5 лет:
С 5 лет ваш ребенок должен уметь:
Подбирать и обрабатывать крошечные предметы
Копировать и строить сложные башни и конструкции.
Хорошо управлять карандашом или рисовать кистью
Раскрашивать рисунок рамках линий
Копировать квадрат и треугольник
Точно резать ножницами
Имитировать «письмо», копируя буквы или слова, не обязательно зная, что он пишет.
10 упражнений на развитие мелкой моторики, которыми должны заниматься дошкольники
Вот 10 основных занятий, которые ваши дети должны делать почти ежедневно, чтобы развивать мелкую моторику.
Хотя в поисковиках есть бесконечное количество идей для творческой мелкой моторики, мы решили поделиться с вами простыми занятиями, которые вы можете позволить своему ребенку делать дома, чтобы развить эти важные навыки. Вам не нужны модные гаджеты. Самые распространенные и легкие занятия обычно оказываются наиболее эффективными.
Помните - чем свободнее будет деятельность, тем лучше для развития и творческих способностей вашего ребенка. Например, просто рисунок намного лучше, чем использование книжки-раскраски.
1. Рисование
Художественная деятельность - один из лучших способов развить мелкую моторику. Предоставляйте вашему ребенку ежедневные возможности для творчества, используя различные материалы и средства.
2. Живопись
Живопись - еще один фаворит всех детей. Чем грязнее будет работа, тем лучше! Раскрашивать можно разными способами:
- Рисуйте на бумаге кистями разного размера, сидя или стоя и рисуя за мольбертом.
- Используйте краску для пальцев
- Раскрасьте листья, веточки или другие натуральные материалы.
Добавьте в краску жидкость для мытья посуды и надуйте пузыри, затем поймайте пузыри на бумаге.
Используйте разные типы красок - например, акварельные и темперные краски.
3. Резка
Резка - важный навык, которым следует регулярно заниматься.
Со временем дети учатся правильно держать ножницы и держать бумагу другой рукой, контролируя бумагу во время резки. Продемонстрируйте правильный захват и при необходимости помогите ребенку.
Рвать предметы - отличное занятие для развития мышц пальцев. Сначала кусочки будут большими и случайными, но со временем ваш ребенок сможет рвать маленькие кусочки бумаги на нужные им размеры.
4. Развивать умение клеить
Детям нужно время, чтобы узнать, как нанести правильное количество клея на что-либо (будь то жидкость или палочка, как наклеить его именно там, где они хотят, приклеить прямо и т. д. Склеивание можно выполнять различными способами:
Используйте жидкий клей (особенно для детей младшего возраста) и позвольте им попасть туда пальцами! Многие дети изо всех сил пытаются испачкать руки в песочнице или от клея и краски.
Приклейте случайные обрывки бумаги или вырезки с помощью клея для рукоделия.
Постройте из бумаги и коробок и используйте жидкий клей. Поощряйте их проявлять настойчивость, пытаясь что-то склеить. Выньте рулоны скотча и дайте им поэкспериментировать со скотчем.
5. Пластилин
Дети любят играть с пластилином. Можете чередовать домашнее тесто и глину.
Пластилин не только укрепляет пальцы и развивает моторику, но также стимулирует творческие способности, навыки планирования и мышления.
Выделите много времени для свободной игры с пластилином.
В остальное время предоставьте формочки для печенья, инструменты и т. Д.
Поощряйте ребенка находить свои собственные предметы для лепки (которые не входят в набор, например чашки из кухни.
Используйте игрушки, чтобы сопровождать их творения из пластилина (например, динозавров на своей горе из пластилина) и одновременно поощряйте фантазийные игры. В следующий раз они смогут сделать и динозавра из пластилина.
Это также очень терапевтическое и расслабляющее занятие. У детей действительно должна быть возможность ежедневно играть с тестом. В Интернете есть бесконечное количество рецептов пластилина, в зависимости от того, насколько красивым и стойким вы хотите, чтобы они были.
6. Работа с нитками и шнуровка
Работа с нитками - отличное занятие для развития мелкой моторики. Многие дети действительно борются с этим, поэтому сделайте своим приоритетом научить своего ребенка нитям.
Этим занятием можно заниматься с раннего возраста.
Дайте пустую катушки для того чтобы ребенок накрутил нитку.
Предложите надеть макароны с отверстием на нитку и сделать простое колье.
По мере того, как ваш ребенок становится старше, отверстия должны уменьшаться. Перейдите к бусинкам небольшого размера, которые требуют большой концентрации и усилий для нити.
7. Стройка
Строительные наборы, купленные в магазине, прекрасны, но они совершенно не нужны.
Заведите большую корзину у себя дома и наполните ее рулонами туалетной бумаги, коробками, бумагой и любыми другими полезными предметами.
Вы будете наблюдать, как ваш ребенок ломает голову, пытаясь удержать здание, чтобы оно не рухнуло, и он будет учиться решать проблемы, с которыми они не столкнутся, в готовых наборах.
8. Головоломки.
Пазлы хороши тем, что их построение развивает когнитивные навыки, а также мелкую моторику. Даже малыши могут собирать простые головоломки.
Начните с больших деревянных пазлов, которые ваш ребенок может держать в руках и в которых количество деталей соответствует уровню вашего ребенка.
Правильный уровень - это головоломка, которая нравится вашему ребенку и которую он может решить, выполнив несколько задач. Если они оставят загадку и сдадутся, она, вероятно, будет слишком сложной.
По мере взросления ребенка переходите к пазлам, состоящим из более мелких деталей и большего количества деталей. Они требуют большого контроля над мелкой моторикой, чтобы присоединиться и соответствовать, а также большой умственной деятельности.
9. Пегборды
Пегборды хороши тем, что части крошечные, и ваш ребенок должен научиться правильно держать их, держать их правильно и осторожно вставлять в отверстия. Они представляют собой сложную задачу для ребенка и требуют много внимания и контроля.
Начните с перфорированных досок большего размера, а позже переходите к более мелким.
Позвольте вашему ребенку произвольно прикреплять колышки, пока он не будет готов создавать выкройки или картинки (свободно).
Представьте карточки с образцами, по которым ваш ребенок сможет воссоздать установленный образец.
10. Подобрать палочки.
Палки-пики развивают у ребенка внимательность, управляемость пальцами и мелкие мышцы. Сначала будет сложно играть, но вашему ребенку понравится задача следить за тем, чтобы палки не двигались.
В эту игру также можно играть соломкой, ветками из сада или длинными коктейльными палочками.
Что произойдет, если у ребенка проблемы с мелкой моторикой?
Если ваш ребенок испытывает трудности с задачами, соответствующими его возрасту и которые он должен уметь выполнять, ему может потребоваться вмешательство эрготерапевта.
Некоторые из них также могут быть признаками задержки моторного развития :
Неуклюжесть
Плохая самооценка - это происходит из-за того, что ребенок не владеет адекватным двигательным контролем и поэтому не исследует и не экспериментирует так много, как другие.
Плохая концентрация
Плохая осанка - ребенок может быстро устать и предпочитать лежать.
Если проблема не кажется серьезной, вы можете предпочесть несколько недель интенсивно заниматься мелкой моторикой дома с ребенком.
По прошествии некоторого времени оцените, есть ли улучшение. Возможно, будет лучше отправить вашего ребенка к терапевту для оценки и определения того, как вы можете ему лучше всего помочь.
В любом случае убедитесь, что ваш ребенок получает адекватную поддержку как можно раньше. Игнорирование таких знаков только усугубляет проблему, и дети в конечном итоге с трудом могут писать и выполнять свою работу в младших классах.