Людмила Айкашева
Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников «Умелые ручки» во второй младшей группе
▼ Скачать +Заказ
Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников во второй младшей группе
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок» (В. А. Сухомлинский)
Наблюдая за своими воспитанниками в 1 младшей группе (2-3 года, я выявила, что у большинства уровень мелкой моторики довольно низок:
- не умеют правильно держать ручку, карандаш, ложку;
Публикация «Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников „Умелые ручки“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
- большинство не умеет самостоятельно одеваться и раздеваться;
- большое затруднение вызывают действия с мелкими предметами.
Проводя анкетирование и индивидуальные беседы с родителями, я выяснила, что, в основном, многие понимают значимость мелкой моторики и готовы сотрудничать в этом вопросе. Большинство оценило уровень развития моторики у своих детей как недостаточно развитый.
Проанализировав результаты своих наблюдений, я решила, что во 2 младшей группе необходимо организовать работу по данной проблеме в виде проектной деятельности. Мною был разработан проект, который я назвала «Умелые ручки»
Цель проекта: - развитие умственных способностей путем совершенствования сенсомоторных способностей у младших дошкольников.
Для реализации данного проекта поставлены следующие задачи:
- развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
- способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
- формировать зрительно-моторную координацию;
- воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный.
- Изучение уровня развития мелкой моторики у детей.
- Создание организационно-педагогических условий: составление плана проектной деятельности; подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта; составление плана работы с родителями; обогащение развивающей среды в группе.
- Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать, и приобрести.
- Разработка анкет для родителей.
- Разработка консультаций для родителей по развитию мелкой моторики у детей.
- Разработка картотеки игр и упражнений, направленных на развитие общей и мелкой моторики детей младшей группы.
2. Основной этап (реализация проекта).
- Организация цикла НОД по реализации проекта.
- Организация игровой деятельности для закрепления приобретенных умений.
- Организация совместной деятельности для воспитания чувства коллективизма, закрепления навыков взаимодействия в обществе.
- Организация самостоятельной деятельности для формирования личностных качеств детей.
- Организация работы с родителями.
Описание опыта
Реализуя общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., работа с детьми по развитию мелкой моторики проводилась через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, пальчиковые упражнения, практикуя их во всех видах деятельности.
Развитие ручной умелости осуществлялось в процессе НОД. Целью являлось укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника. Поэтому именно в игре решались основные задачи по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Закрепление полученных знаний, навыков и умений успешнее всего происходит в разнообразных играх: дидактических, настольно – печатных, ролевых и др. К тому же, такие игры, как «Одень куклу», «Покорми куклу», «Кукла Катя заболела» и пр., не только развивают моторику, но и формируют у ребенка навыки самообслуживания. Особо любимы в нашей группе лото, пазлы, домино, «Бусы», различные шнуровки.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой и ритмичной, усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
На смену простым пальчиковым играм и упражнениям приходит пальчиковый театр, с персонажами которого можно поставить любую сказку.
Кроме того, развивать мелкую моторику рук нам помогали:
- игры с разными материалами: тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой;
- игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с мелкими предметами, магнитами, с конструктором, с прищепками, со шнурками;
- игры с тренажерами: на ткани и картоне, на дереве и металле, с пластиковыми крышками.
В совместную деятельность входило изготовление необходимой атрибутики, обогащение предметной среды, подбор необходимого материала для разных видов деятельности, разработка и внедрение правил для дидактических и сюжетно-ролевых игр и, конечно же, совместные игры. Младшие дошкольники не владеют пока определенными коммуникативными умениями и навыками, позволяющими им достаточно успешно взаимодействовать в совместной игре и в начальных формах совместного труда. Поэтому в этом им должен помочь воспитатель.
Самостоятельная деятельность детей способствует развитию инициативы, самоорганизации и самоконтроля, позволяет раскрыть каждому ребенку свою индивидуальность. Моим воспитанникам была предоставлена возможность выбора видов самостоятельной деятельности для реализации собственных идей и возможностей, в ходе которых дети учились самостоятельно закреплять полученные умения. В большинстве случаев, дети выбирали конструирование и изо-деятельность.
Работа с родителями была построена следующим образом:
- Проведение родительского собрания на тему: «Актуальность развития мелкой моторики у дошкольников» с целью ознакомления родителей с планом работы, согласования его с родителями, обсуждения возможных вопросов и предложений.
- Оформление уголка для родителей «Умелые ручки» по освещению проделанной в группе работы с детьми.
- Анкетирование родителей с целью выявления максимально достоверной информации о компетенции родителей в вопросах развития мелкой моторики у детей.
- Анализ возможности и форм привлечения родителей к проектной деятельности.
- Проведение консультаций на тему: «Развитие мелкой моторики у ребенка в семье», «Упражнения и игры для развития движений пальцев рук», «Приемы самомассажа кистей рук» и др.
- Организация выставок продуктивной деятельности детей и родителей группы.
- Организация и проведение мастер- класса для родителей по развитию мелкой моторики рук.
3. Заключительный этап.
- Презентация проекта.
- Мониторинг уровня развития мелкой моторики.
- Анализ проектной деятельности.
Презентация проекта была представлена в виде командного конкурса - развлечения для детей и показ детьми пальчикового театра для родителей.
В ходе анализа моей педагогической деятельности была выявлена положительная тенденция уровня освоения детьми материалов образовательно-воспитательной программы, повышение уровня личностных качеств детей, развитие чувства коллективизма посредством дидактической, сюжетно-ролевой и театрализованной игры, а так же посредством совместной трудовой деятельности.
Наблюдение за игровой деятельностью детей, совместная деятельность, а так же индивидуальные беседы с детьми позволили мне проанализировать результаты проектной деятельности.
В соответствии с поставленными мною задачами результатами моей проектной деятельности прошу считать следующее:
- динамика уровня развития мелкой моторики рук и уровня зрительно-моторной координации;
- развитие творческой активности у детей;
- развитие чувства уважения к трудовой деятельности человека посредством НОД, дидактических, сюжетно-ролевых игр и совместной деятельности.
Перспектива на будущее:
На основании полученных мною результатов проектной деятельности считаю целесообразным заниматься развитием мелкой моторики у детей – дошкольников и в будущем буду продолжать работу в данном направлении.
Например, в старшей группе планирую реализовать проект «Изонить», в подготовительной – «Вышивка крестиком» и «Подготовка руки к школе». Все эти проекты уже были успешно реализованы мной в прошлом с другими воспитанниками.
Методическая литература
1. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». – М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей». – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
3. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики». – СПб: Корона-Век, 2007.
4. Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками». – М. : Издательство ЭКСМО, 2006.
5. Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». - СПб: Изд. «Детство-Пресс», 2014.
6. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры». – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
7. Галкина Г. Г. «Пальцы помогают говорить». - М. : Гном и Д, 2005.
8. Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев». - М. : «Сова», 2006.
9. Хвастовцев А. «Умные ручки». - Новосибирск: «Сибирское издание», 2008.
10. Данилова Л. «Пальчиковые игры». - Москва: «Росмэн», 2008.
11. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику». – М. : Издательство ЭКСМО, 2010.
12. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков». - М. : Издательство ЭКСМО, 2010
13. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей». - М. : Просвещение, 2009.
14. Громова, О. Н. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики». - М. : Гном-Пресс, 2002.