Людмила Айкашева
Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников «ОчУмелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем для выполнения мелких, точных движений кистями и пальцами рук.
Ученые педагоги и психологи единодушны во мнении о том, что движения рук играют очень важную роль на всех этапах развития ребенка.
Как правило, ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него адекватно возрасту развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Публикация «Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников „ОчУмелые ручки“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Таким образом, можно сделать вывод, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Моторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций.
Успешно апробировав проект по развитию мелкой моторики в младшей группе и проанализировав полученные результаты, я решила, что в средней группе также необходимо организовать работу по данной проблеме в виде проектной деятельности.
Мною был разработан проект, который я назвала «ОчУмелые ручки», в который вошли подпроекты «Пластилинография», «Папье-маше», «Рисование нетрадиционными техниками», «Поделки из фантиков», «Ниткография», «Нетрадиционные техники аппликации»
Цель проекта:
- развитие умственных способностей путем совершенствования сенсомоторных способностей у младших дошкольников.
Для реализации данного проекта поставлены следующие задачи:
- развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
- способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
- формировать зрительно-моторную координацию;
- воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный.
- Создание организационно-педагогических условий: составление плана проектной деятельности; подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта; составление плана работы с родителями; обогащение развивающей среды в группе.
- Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать и приобрести.
- Разработка консультаций для родителей по развитию мелкой моторики у детей.
- Разработка картотеки игр и упражнений, направленных на развитие общей и мелкой моторики детей средней группы.
2. Основной этап (реализация проекта).
- Организация цикла НОД по реализации проекта.
- Организация игровой деятельности для закрепления приобретенных умений.
- Организация совместной деятельности для воспитания чувства коллективизма, закрепления навыков взаимодействия в обществе.
- Организация самостоятельной деятельности для формирования личностных качеств детей.
- Организация работы с родителями.
Описание опыта
Работа с детьми по развитию мелкой моторики проводилась через рисование и аппликации нетрадиционными техниками, изготовление поделок в технике «папье-маше», знакомство с «пластилинографией», работу с бросовым материалом (фантики от конфет)
Все перечисленные техники способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Кроме того, дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Пластилинография - нетрадиционный способ рисования с использованием пластилина. Лепка тренирует пальцы и активизирует расположенные на кисти сенсоры, связанные с работой мозга, помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение. Занятия лепкой развивают ловкость и скоординированность рук, а также творческую фантазию, воображение, художественное и пространственное мышление.
Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности - рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т. д.
Техника «папье-маше» способствует развитию пространственного мышления и творческого воображения; а также развитию целостного восприятия форм, цвета предметов и концентрации внимания, развивает зрительную память.
Перспективное планирование
Сентябрь
Коллективная работа «Осенние фантазии» (пластилинография)
Октябрь
Коллективная работа «Кораблик» (из фантиков)
Ноябрь
Изготовление поделки для мамы в технике «ниткография»
Декабрь
Изготовление новогодней игрушки на елку в технике «папье-маше" и «декупаж»
Январь
Аппликация из ниток «Новогодняя ёлочка»
Февраль
Изготовление поделки «Орден для папы» (к 23 февраля) в технике «пластилинография»
Март
Изготовление поделки «Браслет для мамы» из бросового материала (фантики от конфет)
Апрель
Изготовление поделки «Тарелочка» в технике «папье-маше»
Май
Коллективная работа «Корзина с цветами» (из фантиков)
В перспективном планировании указаны наиболее масштабные поделки, требующие много времени для их изготовления и большой подготовки.
Кроме всего выше перечисленного в работе с детьми были использованы:
- аппликации из фантиков и ватных дисков;
- рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, штампами;
- выкладывание узора нитками на бархатной бумаге («ниткография»);
- аппликации из цветного песка, крупы, засушенных листьев;
- предметная монотипия;
- рисование (восковые мелки + акварель);
- рисование с помощью трафаретов и шаблонов;
- модульная аппликация (мозаика);
- коллажи на различные темы.
Кроме того, развивать мелкую моторику рук нам помогали:
- игры с разными материалами: тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой;
- игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с мелкими предметами, магнитами, с конструктором, с прищепками, со шнурками;
- игры с тренажерами: на ткани и картоне, на дереве и металле, с пластиковыми крышками.
В ходе анализа моей проектной педагогической деятельности была выявлена положительная тенденция уровня освоения детьми материалов образовательно-воспитательной программы, повышение уровня личностных качеств детей, развитие чувства коллективизма посредством дидактической, сюжетно-ролевой и театрализованной игры, а так же посредством совместной трудовой деятельности.
Наблюдение за игровой деятельностью детей, совместная деятельность, а так же индивидуальные беседы с детьми позволили мне проанализировать результаты проектной деятельности.
На основании полученных мною результатов проектной деятельности считаю целесообразным заниматься развитием мелкой моторики у детей – дошкольников и в будущем буду продолжать работу в данном направлении.
Список литературы
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. – М., 2013
2. И. А. Лыкова «Лепим сказку». - Москва: Карапуз-Дидактика, 2007
3. Г. Н. Давыдова «Пластилинография. Анималистическая живопись». –М., 2012 г.
4. Малышева А. Н, Н. В. Ермалаева «Аппликация в детском саду». - Академия Развития, 2007;
5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» - Москва: «Карапуз-Дидактика», 2007.
6. Иванова Е. П. Поделки из папье-маше. М. : ООО «Книжный клуб семейного досуга». 2011. 64с.
7. Лыкова И. А. Мастерилка. Детское художественное творчество. Издательский дом «Карапуз» 2008. 68с.
8. Матюхина Ю. А., Медведева О. П. Папье-маше. Нехитрая наука бумажных шедевров. М. : Феникс. 98с.