Ганушкевич Татьяна
Роль старшего воспитателя в процессе самообразования педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Роль старшего воспитателя в процессе самообразования педагога
Плановое повышение квалификации педагога происходит каждые три года на специальных курсах, а в период между курсами актуальной становится самостоятельная работа каждого воспитателя, осуществляемая под патронатом старшего воспитателя дошкольной образовательной организации.
Публикация «Роль старшего воспитателя в процессе самообразования педагога» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Перед старшим воспитателем дошкольной организации стоит задача по созданию творческой атмосферы, которая бы поощряла каждого педагога к самообразованию, пробуждала желание творить, искать, экспериментировать, учиться и помогать другим. В методическом уголке старший воспитатель комплектует фонд профильной литературы в помощь воспитателям : периодика систематизируется по годам публикации и тематическим подборкам; каждая книга из библиотечного каталога сопровождается дополнительной аннотацией с перечнем вопросов, которые рассматриваются автором.
Старший воспитатель, в силу своего опыта и компетентности, может оказать своему менее опытному коллеге следующую методическую и консультативную помощь:
-определить тему, конкретизировать цели и задачи;
-распланировать работу по самообразованию;
-грамотно представить текущую информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий (игр, занятий, экскурсий, праздников и т. д.) и действий (изучения литературы, консультационной работы с родителями детей, участие в семинарах практических, подготовки презентаций);
- подвести основные итоги, провести анализ качественных и количественных показателей проведённой работы.
При выстраивании системы методической работы необходимо организовать ее в трех плоскостях (К. Ю. Белая) :
- по отношению к конкретному педагогу, где главная задача - формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя;
- к педагогическому коллективу детского сада: методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников;
- к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление направлений развития образовательной политики, внедрения достижений науки и передовой практики в деятельность детского сада.
Планируя методическую работу с педагогами, по организации самообразования, старший воспитатель учитывает категорию педагогов, нуждающихся в самообразовании :
- вновь пришедшие в ДОО педагоги;
- педагоги, которые были переведены на новые должности, молодые специалисты;
- педагоги, которые участвуют в инновационной деятельности;
- педагоги, у которых имеются замечания по итоговой аттестации и итогам текущей оценки.
Так, для педагогов, которые вновь пришли в ДОО, оказывается методическая помощь в выборе темы самообразования, подборе необходимой научно-методической и методической литературы, составлении плана по самообразованию. С опытными педагогами, проводятся индивидуальные консультации по темам самообразования, им оказывается помощь при выборе форм отчета по самообразованию. Это могут быть: мастер-классы, открытые мероприятия с детьми, выступления на педагогических советах и семинарах. С группой педагогов, эффективно реализующих свою потребность в саморазвитии, проводится подготовка квалификационных работ на первую и высшую категории, собеседование по теме самообразования, распространение и обобщение педагогического опыта в форме разработок модифицированных программ и публикаций.
Важно отметить, что система методических мероприятий должна быть подчинена важной цели – это к стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Для этого объединяют нескольких педагогов в работе над темой, которая близка к содержанию годовой задачи ДОО. Если детский сад готовится к экспериментальной или инновационной работе, то вопросы самообразования включают в тематику экспериментальной деятельности.
После определения темы самообразования, её проблемы, каждый воспитатель составляет план работы. В нем педагог указывает проблему, тему, определяет этапы, содержание работы на каждом этапе, предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов варьируют в зависимости от того, насколько сложна тема и ее освещенность в практики и теории дошкольного воспитания, а также опыта самого воспитателя. Педагог сам определяет сроки реализации плана, но, в основном, они рассчитываются от аттестации до аттестации. На основе индивидуальных планов составляется общий план работы по самообразованию воспитателей ДОО.
Результативность этапов работы по самообразованию :
1 этап – организационно-ознакомительный.
Этот этап включает в себя детальное изучение ситуации по проблеме, которая выбрана и соответствующей научно-методической литературы, определяется тема самообразования, составляется план работы, происходит подготовка практического материала.
Формы представления результатов работы: доклады, консультации, перспективные планы, наглядно-иллюстративный материал, программы, конспекты занятий.
2 этап – основной.
На этом этапе предполагается внедрение в работу подготовленного материала.
Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.
3 этап – заключительный.
На заключительном этапе предполагается проведение диагностики, чтобы отследить результаты работы, самоанализ педагогической деятельности.
При завершении каждого из этапов проводится рефлексия (самоанализ).
В методическом кабинете в помощь воспитателям в их самообразовательной деятельности формируется банк материалов:
- списки литературы, рекомендованной педагогам для самостоятельного изучения; материалы педагогического опыта (портфолио педагога);
- планы работы по самообразованию педагогов;
- отчеты по самообразованию;
- доклады педагогов;
- образцы конспектов литературных источников;
- новинки психолого-педагогической литературы.
И. В. Зотова отмечает, что самообразование является первой ступенью к совершенствованию своего профессионального мастерства. Для этого в методическом кабинете создаются все нужные условия: постоянно пополняется и обновляется библиотечный фонд методической и справочной литературой. Методические журналы не просто изучаются, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему.