Приложение МААМ

Роль театрализованной деятельности в развитии навыков речевого общения у детей с легкой умственной отсталостью

Людмила Бусыгина
Роль театрализованной деятельности в развитии навыков речевого общения у детей с легкой умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы

Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка дошкольника принадлежит театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано выразительность реплик персонажей, собственных высказываний,незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается речь, ее грамматический строй, развитие в дошкольном возрасте творческих способностей, постоянное

Публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии навыков речевого общения у детей с легкой умственной отсталостью» размещена в разделах

совершенствование речевых навыков.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями,

жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.).

Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о представлении своим родителям.

Дети с ограниченными возможностями плохо понимают чужую речь. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих ощущений, нужд. Репертуар их мимических, пантомимических действий крайне ограничен, возможность улавливать и дифференцировать эмоции собеседника, далеки от нормы. Известно, что само по себе накопление новых слов и выражений не ведет к заметному улучшению активной лексики таких детей. Их пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый, неустойчивый интерес к окружающему тормозят процесс активизации. Для детей с ограниченными возможностями обучения навыкам общения представляет еще большую значимость, чем для обычных детей.

Чем старше ребенок становится, тем больше в его общении доминируют социальные мотивы – контакты с взрослыми и сверстниками, желание самоутвердиться, а также появляется в поведении морально-нравственная мотивация. Однако, если ограничение способностей касается интеллектуальной сферы ребенка, несмотря на ясное представление о том, какое значение имеет умение детей взаимодействовать друг с другом и взрослыми, найти подходы к обучению таких детей намного труднее.

Выше высказанное заставляет задуматься о средствах стимуляции навыков общения у детей с ограниченными возможностями. Игра для ребенка – дошкольника самый простой и естественный способ побуждения к общению.

Дети с легкой умственной отсталостью не могут самостоятельно организовать игру, но они еще и пассивны в общении, не могут правильно оценить ситуацию, адекватно действовать в ней. Все это, как правило, осложняется речевой патологией.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам. На первом году обучения ведущим является эмоциональное общение, затем оно сменяется предметно-деловым и, наконец, речевым общением. Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты

Основные этапы развития детского творчества :

·на первом этапе выдвигаем задачу, при решении которой дети активно подражают способам действий;

·на втором этапе формируем у детей способы действий, которые стимулируются уже лишь косвенным образом; создаемМишка простейшие примеры творчества, вносим изменения, вариации в знакомый материал;

· на третьем этапе ставим задачу, требующую от детей самостоятельных действий без применения образцов.

Дети вначале являются зрителями. Так, дети 1-го, 2-го года обучения не могут сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Речь воспитателя на этом этапе служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как воспитатель показывает

движения животных (медведя, зайца, лисы, волка). После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных, наблюдая детьми за исполнителем, учить детей подмечать различия в характере одного от другого.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать потешки, прибаутки, колыбельные песни, знакомые и любимые народные сказки. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения детей к окружающему миру и их познавательному развитию.

На начальном этапе работы для формирования звукоподражаний, интонационной выразительности речи детям можно предложить потешки

«Птичка» : Села птичка на окошко

Посиди у нас немножко.

Посиди, не улетай!

Улетела птичка. Ай!

Ребенок изображает по тексту движения и произносит звукоподражание.

В лесу кричу : «Ай! Ау!»

А мне в ответ: «Ау! Ау!»

Горе кричу :Ау! Ау!»

А мне в ответ : «Ау! Ау!»

Ребенок произносит звукоподражания.

-Гуси, гуси!

-Га-га -га!

-Есть хотите?

-Да-да-да!

Мы в конюшне сидим,

Лошадей сторожим.

Кони об пол стук, да стук! («лошади» стучат об пол ногами)

На дворе поет петух!

«Ку-ка-ре-ку!» (ребенок «петух» подражает петуху)

Возле елочки зеленой

Скачут весело вороны:

«Кар! Кар! Кар!»

Из-за корчки подрались:

«Кар! Кар! Кар!»

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает,

Песенки поет.

Шишка полетела,

Прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою : «Топ!»

Эти упражнения можно использовать вместо физминуток, они формируют у ребенка внимание, память, способствуют речевой активности.

Затем даем упражнения на формирование интонационной силы голоса:

У медведя дом большой.

Ой! Ой! Ой!

А у зайца маленький.

Ай! Ай! Ай!

Мишка сам пошел домой.

Ой! Ой! Ой!

И запрыгал заинька.

Ай! Ай! Ай!

Большие ноги шли по дороге.

Топ! Топ! Топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Топ! Топ! Топ!

При организации театрализованных игр в этом возрасте можно использовать фланелеграф. Картинки иллюстрируют рассказ или сказку. Так, особенно эффективно используется фланелеграф для составления сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, а из нее сыплются пушинки-снежинки, или капают капельки-слезинки и т. д. Можно использовать настольный театр, театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации.

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихи носят тренировочный характер для формирования речи, голосового аппарата.

К концу второго года обучения дети переходят к инсценировке сказок.

Вначале фрагменты из сказок используем как упражнения. Например, предлагаем детям попроситься в теремок, как лягушка, как лисичка, как медведь, после чего выясняем у детей, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. Таким образом. Ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Здесь важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

Можно предложить детям разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался медведя и т. д. Хорошо, если одну и ту же сценку проигрывают несколько детей (или несколько пар).

Так изображая персонажей сказки «Три медведя» педагог меняет интонацию,а дети отгадывают, кого хотел изобразить педагог. Затем дети переходят к самостоятельному изображению героев сказки.

На втором году обучения можно использовать такие произведения :«Кошкин дом», «Жили у бабуси».

Приемы руководства играми -драматизациями:

1. Чтение произведения.

2. Беседа по содержанию.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Игры-имитации мимики, жестов.

5. Работа над текстом.

6. Инсценировка.

На третьем году обучения постепенно творческая активность возрастает. Дети наблюдают за тем, как воспитатель имитирует ролевые движения, стараются чувствовать интонацию, особенно на контрастах. Особое внимание при этом надо уделить анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах, явлениях, их назначении, сравнительным характеристикам героев, предметов, которые «оживают» в театрализованных играх, различию их цвета, формы, величины. В этом возрасте воспитатель организует различные упражнения. Детям становится интересно, как они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются всё лучше и лучше играть роль.

На третьем году обучения можно использовать произведения ««Колобок», «Три медведя», «Зайкина избушка», «Волк и семеро козлят» и т. д.

При инсценировки сказки «Репка» детям подвижным, можно предложить роль Репки. Агрессивным детям лучше предложить роль положительного героя.

Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.

Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия, а значит и навыков речи, навыков общения.

Публикации по теме:

Настольный театр на скрепкахНастольный театр на скрепках Настольный театр на скрепках Театрализованная деятельность является ведущим видом деятельности детей, а кроме того позволяет решить многие.

Влияние театрализованной игры на познавательно-речевое развитие детей. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира дошкольного образования, интегративным результатом реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль театрализованной деятельности в развитии навыков речевого общения у детей с легкой умственной отсталостью
Опубликовано: 13 марта 2015 в 13:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии навыков речевого общения у детей с легкой умственной отсталостью» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Бусыгина (УИ 318467) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД