ольга рыцарева
Консультация для воспитателей «Музейная педагогика в духовно-нравственном воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, потому что эта форма организации обучения соединяет в себе образовательный процесс с реальной жизнью и обеспечивает детям через непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя окружающий мир, и делая первые шаги на пути познания, начинает задавать многочисленные вопросы. важно, чтобы рядом оказались взрослые, способные поддержать возникший интерес.
Публикация «Консультация для воспитателей „Музейная педагогика в духовно-нравственном воспитании“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
На практике принцип включения ребенка в активный познавательный процесс в пространстве музея воплощается в девизе "Знание через руки", обеспечивая процесс приобщения к культуре своего народа.
Мы осуществляем не просто организацию экспозиций и выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследования и проекты.
Использование мини-музея в детском саду актуально и эффективно. Они создают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки в игре. Так, моделируя разнообразные творческие ситуации, ребенок познает окружающий мир и приобретает собственный опыт. При этом осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Мини-музеи создаются с целью ознакомления со взрослой жизнью через игру музейными средствами, приобщения родителей и детей к музейному искусству и решают следующие задачи:
1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
2. Формирование у дошкольников представлений о музее; умений и навыков поисково-исследовательской деятельности.
3. Развитие речи, расширение словарного запаса и познавательных способностей.
4. Воспитания любви к родному краю, формирование культуры поведения.
Создание различных направлений мини-музея предполагает следующие этапы работы:
- подготовительный этап, в котором вместе с родителями определили тему, разрабатывали модель, выбирали место для размещения;
- практический этап включал систематизацию и дополнение материала совместно с детьми и родителями.
В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов нашей группы изменились, мы больше сплотились, произошло сближение. Наладились партнерские отношения между дошкольным учреждением и родителями.
Содержание, оформление и назначение музея отражает специфику детей старшего дошкольного возраста.
На протяжении двадцати одного года, работая в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и в соответствии с образовательной программой, разработано тематическое планирование: "Спасибо дедам за Победу", "Мой любимый Майкоп", "Музей народного творчества", "Природа Адыгеи", "Загадочный мир часов", "Музей новогодней игрушки", "Музей кукол", "В гостях у сказки", "Обитатели морей и океанов", "Музей театров".
Тема "Загадочный мир часов" вызвала удивление, дети узнали о солнечных, песочных, механических, электронных часах.
После посещения Национального музея Республики Адыгея, ребята увлеклись историей возникновения родного города Майкопа, были поражены прежними улицами, утварью горожан, возникло множество вопросов.
Основная идея мини-музея "Моя Адыгея" - показать разнообразие и красоту родного края, познакомить ребят с историей города, республики, национальными традициями, героем национального народного эпоса Саусырыко, воспитывать интерес и любовь к Родине, познакомить с произведениями адыгейских писателей и поэтов.
В нашем мин-музее собрана символика Адыгеи, сохранившиеся в семьях старинные и новые издания книг о республике, иллюстрации и фотографии достопримечательностей города, края, флоры и фауны нашего региона, национальные узоры, портреты земляков - участников Великой Отечественной войны.
Вместе с тем тематическое планирование включает в себя следующие темы экскурсий", "Национальное творчество Адыгеи", "Мой любимый Майкоп", "Природа Адыгеи", "С чего начинается Родина", "Заповедные места" - и другие.
Совместная работа детей, родителей, педагогов способствовала реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ, и возможности с детства приобщать дошкольников к истории, культуре и к одному из ее замечательных направлений - музею.