Елена Кривошта
Консультация для воспитателей «Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Роль сюжетно – ролевой игры в нравственном воспитании детей».
В системе дошкольного воспитания игра является одним из важнейших средств воспитания детей.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Дети любят играть, причем особенно любят игры, требующие работы мысли, воображения, творчества.
Творческие игры детей позволяют успешно знакомить их с окружающим миром, закрепить знания детей, придавая, таким образом, большое значение познавательному характеру игры. Кроме того, творческие игры помогают воспитанию поведения детей – воспитания у них дружбы, коллективизма, здорового отношения к труду и к трудящимся, чувству ответственности и целеустремленности.
Творческие игры, развиваемые самими детьми, имеет особое значение для воспитания. В них наиболее полно формируется личность ребенка. Творческая игра влияет на ребенка всесторонне, она является первой ступенью в самостоятельном общении ребенка с другими детьми. В игре ребенок входит в детский коллектив, который начинает определенным образом, влияет на его развитие. Этот коллектив в своих творческих играх живет по законам дружбы, внимания друг к другу, отсутствие национальной розни, которые закрепляются в сознании детей с ранних лет.
В творческой игре ребенок не просто изображает виденное им, запечатливая какое – либо событие, те или иные отношения. В этих играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения того, что взято из жизни. Если бы творческая игра была бы только средством накопления ребенком какого-то количества впечатлений об окружающем и затем просто их воспроизведения, то она не могла бы оказывать на развитие ребенка столь глубокого воспитывающего влияния, как это происходит в действительности.
В творческой игре, то есть игре, придуманной самими детьми, устанавливаются определенное отношение их к окружающему, так как в ней происходит действие, реальнее для ребенка, которое в процессе игры означает для него так же много, как если бы речь шла о самом событии.
Детская творческая игра существенно отличается от дидактических и подвижных игр, которые предлагаются ребенку взрослым. Если содержание подвижных и дидактических игр предлагает накопленный человеческий опыт, который предлагается детям в сюжетах этих игр, в их правилах, то в изобретаемой самим ребенком сюжетной игре о как бы сам «завоевывает» этот опыт. В такой игре сюжет развивается самими детьми, от них исходит правило игры, которые связывается с исполнением ролей, нужных по замыслу игры.
Игры, придуманные детьми, построены на замысле, который является результатом наблюдения окружающего. Творческие игры создаются на основе наблюдения окружающего, то они тесно связывают каждого ребенка с тем обществом, в котором они живут. Поэтому в играх ребенок усваивает нормы нравственности этого общества незаметно, без особых пояснений.
В творческой игре и сюжет, и правила, и роли изобретаются самими детьми, а следовательно, ими же определяются и взаимоотношения друг с другом.
Детьми старшей группы роли исполняются с более строгим соблюдением правил. Обязанности, которые берет на себя ребенок соответственно своей роли, становятся шире в связи с его растущим опытом и знаниями. Это изменяет характер взаимоотношений детей друг с другом в играх.
Правила творческих игр дети заимствуют из общественной жизни, которую они наблюдают. Чем ближе изображаемая роль к быту детей, тем больше в ней отражено жизненных и правдивых наблюдений. В этом смысле игра до некоторой степени является зеркалом жизни взрослых, но лишь до некоторой степени, так как детская игра отражает динамику отношений ребенка к фактам и явлениям. Значит особенно важно, чтобы правила, положения, отношения которые осуществил ребенок, воспитывали в нем истинно человеческие отношения и чувства.
Не следует понимать таким образом, что в играх должны обязательно отражаться только политические факты и события. Содержание игр отражает широкий круг жизненных явлений: детский сад, магазин, автобус, почту, больницу и так далее. Во всех играх отражаются отношения между людьми, их переживаниями и чувствами. Нужно помнить о том, что и правило в игре, и роль – это воспитание у ребенка русского отношения к окружающему, а следовательно соответствующего влияния на развитие его личности.
Используя игру как форму жизни детей, необходимо добиваться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для детского коллектива и для отдельного ребенка, чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам.
Нужно иметь в виду, что ценность той или иной игры заключается не только в том, как она развивает движение, воображение, представление об окружающем, но и в том, какие формы общественного поведения создает, какие качества нравственного порядка активированы.
Таким образом, развитие педагогики игры связано с тем, чтобы поставить игру на службу задачам нравственного воспитания.