Залина Касимова
Роль самоконтроля учебной деятельности в развитии личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Роль самоконтроля учебной деятельности в развитии личности ребенка
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся. Инструментом сознательного регулирования процесса учения при достаточно правильной оценке его результатов является самоконтроль.
Публикация «Роль самоконтроля учебной деятельности в развитии личности ребенка» размещена в разделах
На первый взгляд кажется простым уметь проконтролировать и оценить, выучил ли ты уроки и насколько твердо. Но это оказывается, по мнению многих исследователей, представляет немалые трудности для школьника, особенно в первом и втором классах. Вообще, чем раньше поймет ученик необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Очень большую ошибку делают те родители, которые берут функцию контроля на себя и стремятся как можно дольше удерживать ее за собой. В этом случае ребенок не чувствует ответственности за собой, если что- либо выполнено не верно. В последствии, когда родители прекращают контролировать выполнение заданий ребенка, у учащегося привычка в осуществлении осознанного и самостоятельного контроля отсутствует. Все это дает отрицательные результаты в обучении(12,с. 45).
Трудности, имеющиеся у учащихся начальных классов при осуществлении самоконтроля, возникают из-за целого ряда причин, связанных, в основном, с психологическими особенностями детей этого возраста.
С первых же дней обучения в школе от детей требуют, чтобы они точно воспринимали слова учителя при объяснении им материала, использовании наглядных пособий, записей на доске, зачитывании текстов. Без этого они не могут овладеть знаниями (в том числе и об осуществлении самоконтроля). Однако, на первых порах у учащихся встречаются недостатки в восприятии (поверхностная, слабая дифференцировка, неумение разобраться в деталях). Поэтому в ходе учебной работы следует уделять серьезное внимание воспитанию у учащихся культуры наблюдения, произвольного внимания, а также воли. Это необходимо для самоконтроля.
У учащихся начальных классов еще слабо развито распределение внимания. Поэтому они зачастую не могут одновременно следить за соблюдением технических правил письма, и за грамотностью написанного, т. е. осуществлять текущий контроль в ходе выполнения задания. Учитывая это, на первом этапе обучения самоконтроль целесообразно выделить в самостоятельное действие и осуществлять его после написания упражнения. Все ученики будут выполнять его одновременно под руководством учителя, т. е осуществлять фронтальный контроль (36,с. 68).
Значительное внимание в младших классах уделяется развитию памяти учащихся, ее объема и критичности. Последнее очень важно для того, чтобы не усваивались ошибки. Большую роль в этом играет контроль. При этом осуществлении новые сведения и приемы сравниваются с уже известными ученику, а уровень их усвоения проверяется путем сопоставления с текстом книги, карточки, записью на доске, закрепленными в памяти образами(36,с. 72).
Кроме того, для учащихся младших классов наблюдения за своими действиями «со стороны» является еще очень сложным действием. Дело в том, что при проверке письменных работ учащиеся не видят собственных ошибок, пропущенных букв и даже целых слов. Словесный текст написанного, который учащийся помнит наизусть, является непреодолимой преградой для вдумчивого прочтения своих записей.
Гораздо критичнее, именно взглядом «со стороны» дети проверяют чужую работу, замечая при этом не только ошибки, но и аккуратность в написании. Поэтому взаимоконтроль, безусловно, должен являться первой ступенью в формировании осознанного самоконтроля.
Большие трудности при осуществлении самоконтроля возникают из-за отсутствия беглости чтения (особенно в 1 классе).
При медленном чтении от ученика ускользает главный смысл прочитанного, само занятие становится мало интересным и часто способствует возникновению посторонних мыслей. Этим и объясняется множество пропущенных ошибок даже после многократных проверок.
Медленное чтение, при котором основное внимание направлено на слогообразование, и медленное письмо, где главным является правильное и аккуратное написание букв, является огромной преградой для первоклассника при осуществлении текущего контроля. Слишком большое количество одновременно поставленных задач препятствуют проведению этого вида самоконтроля (42,с. 56).
Кроме того, для учащихся 1-4 классов свойственно быстрое забывание способов действия. Поэтому работа по формированию самоконтроля должна проводится учителем ежедневно и ежеурочно.
Но трудности, возникающие при осуществлении самоконтроля, связаны не только с психологическими особенностями учащихся, но и при недостаточном внимании к этой проблеме со стороны учителя. Для учащихся должны быть четко сформулированы требования к выполняемой работе в целом и к отдельным ее частям. Ученику необходимо знать цель самоконтроля и его результатов.
Наблюдение за степенью сформированности у учащихся навыков самоконтроля провела группа педагогов и психологов под руководством М. В. Гамезо так, многими учителями оценивается, прежде всего, результат, а овладение способом действия считается при получении результата достигнутым. Но стоит немного отойти от образа, как дети уже не справляются с поставленной задачей. Они учатся повторению по образцу, а не овладению общим способом осуществления самоконтроля. Действия самоконтроля есть действия сличения, соотнесения учебных действий с образцом, который задается извне. В практике работы школы обучение контролю идет путем прямого подражания учителю, формирование контроля осуществляется только по конечному результату: «проверь сошелся ли ответ» (5,с. 86).
Учить учиться. В последние годы эта проблема стала одной из наиболее актуальных в сфере школьного образования. И это не случайно, поскольку требования к современному выпускнику таковы, что вооружения необходимыми знаниями учащихся без способов самостоятельного овладения ими уже не достаточно. Огромная роль в этом процессе принадлежит общим учебным умениям и навыкам. В чем же заключается их значимость.
Основным недостатком в подготовке к обучению является то, что все его дошкольное образование сводится к получению соответствующих возрасту знаний о предметах и явлениях. Главное - овладение общими способами действия. Развитие учащихся практически упускается специалистами дошкольного воспитания. Несформированность общих учебных умений и навыков дает о себе знать в первые же дни обучения ребенка в школе, приводя к снижению успеваемости и создавая с первых дней обучения серьезные проблемы.
Решать эту разрастающуюся год от года проблему необходимо незамедлительно, обращая наибольшее внимание на развитие учащихся, формирование общих учебных умений и навыков с самого раннего возраста, путем согласования программ подготовительной группы детского сада и первого класса начальной школы.
Общие учебные умения и навыки способствует переориентировке сознания ребенка с конечного результата на способы выполнения действия.
Действительно, формирование общих учебных умений и навыков развивает ребенка. Он должен получать не только готовые знания, а учиться анализировать изучаемые предметы и явления, выделять существенное, делать самостоятельные выводы. Придя в школу, ребенок должен владеть хотя бы элементарными приемами этих сложных умственных операций. Дальнейшее обучение в начальных классах, средних и старших классах должно развивать зачатки этих умений с учетом интегративного характера информации.
Но существуют и такие умения, отсутствия которых у дошкольника будет ощущаться уже в первые дни обучения в школе. Например, умение слушать учителя; понимать учебную задачу, поставленную на уроке; работать в заданном темпе и т. д.
Такие умения необходимы учащемуся на всех уроках. Недостаточная сформированность какого-либо специального предметного навыка негативно отражается на результатах изучения одного этого предмета, тогда как упущение в формировании межпредметных умении и навыков может стать основной причиной пробелов в знаниях по всем предметам.
Общие учебные умения и навыки образуют фундамент, на котором вырабатываются конкретные, специальные умения и навыки.
Культура учебного труда школьников представляет собой рациональную и продуктивную организацию работы. Иначе говоря, чтобы выполнить учебные задания, ученику необходимо владеть целым комплексом умений. Он должен определить порядок своих знаний, правильно распределить время, продуктивно уметь работать с книгой, своевременно осуществлять пооперационный и итоговый контроль (35,с. 50).
Таким образом, общие учебные умения и навыки определяют активность и самостоятельность в обучении.
Формирование у ребенка умение самостоятельно мыслить - главная задача современной школы. Ушинский писал, что учащиеся должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал» иначе говоря, ежедневно, на каждом уроке учителю необходимо формировать у учащихся умения и навыки, необходимые для самостоятельной работы путем демонстрации основных приемов наряду с большим количеством тренировочных упражнений. Общие учебные умения и навыки (сформированные в достаточной степени) характеризуются высоким уровнем совершенства в выполнении определенных учебно - познавательных действий и позволяют учащимся умело и успешно овладевать знаниями в дальнейшем (27,с. 256).
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Осуществляясь в различных видах деятельности, психические процессы в ней же формируются.
Основное преобразование в функциональном развитии памяти, характеризующее первый школьный возраст- превращение запечатления (непроизвольного запоминания) в сознательный процесс разучивания. Организация заучивания становится иной, плавной: сознательно применяется расчленение материала и его повторение.
Одной из важнейших задач школы является формирование такой суммы знаний, умений и навыков, которые делают возможным дальнейшее самообразование. Самообразование может осуществляться только на базе полученных знаний, общих учебных умений и навыков.
Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что сформированность в комплексе всех общих учебных умений и навыков играет в обучении огромную роль, определяет активность и самостоятельность учащихся, является основой самообразования.
Рассматриваемое умение- контролировать свою учебную деятельность. По своим функциям это умение стоит как бы в другой плоскости, чем остальные, поскольку в постоянном контролировании нуждаются и сами общие учебные умения и навыки на различных этапах их формирования (52,с. 52).
В чем же заключается роль умения контролировать свою работу?
Формирование умения контролировать свою учебную деятельность на первых этапах обучения – основа успешного обучения в дальнейшем.
Речь идет об обучении учащихся правильному чтению (без пропусков букв, искажения слов и перестановки ударений) и грамотному письму. Формирование текущего контроля происходит именно на первых этапах обучения грамоте. Совершенствование этого вида контроля и осуществление других происходит именно на базе внимательного и грамотного чтения и письма. Таким образом, формирование навыка контроля на самых первых этапах обучения является залогом успешного обучения в дальнейшем (22,с. 91).
Несформированность умения контролировать учебную деятельность отрицательно отражается на результатах успеваемости учащихся.
По определению «Педагогической энциклопедии», успеваемость- характеристика степени, полноты, глубины, сознательности и прочности знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися в соответствии с требованиями учебной программы. применение учащимися различных приемов контроля способствует не только проверке знаний, но и их более полному осмыслению, углублению (29,с. 272).
Самопроверка позволяет осознанно и четко воспроизводить изученный материал на уроке. Обучение различным приемам контроля позволит учащимся самостоятельно оценить знание или незнание ими материала, а, следовательно, приведет и к более высоким результатам обучения.
Исследования психолога К. В. Бардина свидетельствуют о том, что дети, поступающие в первый класс, достаточно хорошо могут контролировать свое внешнее поведение, но еще не умеют держать под контролем свою умственную деятельность. Причина этого не столько в непонимании ими задач контроля и самооценки. Обычная в этом смысле ошибка, допускаемая школьниками, заключается в следующем. Для того, чтобы выучить правило, ребенок садится и пытается запомнить его в ходе многократного прочитывания. Он не замечает пропущенных букв и слов, хотя при этом не редко искажается и смысл самого правила. «Выучил». При этом ребенок не пользуется активным воспроизведением материала ни как средством запоминания, ни как средством контроля. Он не пытается сам проверить нужное правило, чтобы убедиться, знает он его или нет. Он говорит «Выучил», когда чувствует близость того, что он запомнил, к оригиналу. То, что при этом могло выпасть какое-то слово и измениться смысл правила, ребенок самостоятельно обнаружить не в состоянии(1,с. 57).
Поэтому с первых дней обучения ребенка в школе необходимо обращать внимание на активное воспроизведение учебного материала, т. е. использование его как средства контроля. К. В. Бардин считал, что одной из основных причин неуспеваемости является несформированность общих учебных умений и навыков. Отсутствие рациональных приемов выполнения заданий, игнорирование контроля или отсутствие его родителями продолжительный период времени, по мнению психолога, отрицательно влияет на успеваемость учащихся (1,с. 61).
Правильный и своевременный контроль способствует сокращению продолжительности выполнения заданий.
Великий русский полководец А. В. Суворов говорил: «небрежный человек все делает вдвойне». Действительно, правильная организация учебного труда предполагает не только планирование работы, правильное распределение времени, разумное использование умственной активности. Огромное значение имеет осуществление самоконтроля. Своевременная самопроверка, нахождение ошибок в работе и ранее их устранение значительно сокращает сроки выполнения заданий. Применение текущего контроля в данном случае играет решающую роль.
Совершенствование умения контролировать учебную деятельность способствует развитию мышления учащихся.
В наибольшей степени развитию мышления учащихся способствует текущий индивидуальный контроль. По мнению А. С. Лынды, текущий контроль включает в себя сравнительный анализ, регулирует выполняемую работу, способствует совершенствованию способов ее выполнения. Иначе говоря, обучение приемам самоконтроля способствует развитию мышления учащихся (22,с. 46).
Умение контролировать свою работу играет важнейшую роль в самостоятельной работе учащегося.
При выполнении домашних заданий младший школьник сталкивается с большим числом проблем, которые не всегда бывают предусмотрены учителем в классе. В процессе выполнения учащийся не может сразу получить квалифицированную помощь, которая обеспечена ему на уроке. Выполнение домашнего задания требует умения контролировать свою работу, находить в ней ошибку и самостоятельно устранять их. Иначе говоря, ученику необходимо владеть целым комплексом умений и навыков, позволяющих не только справиться с заданием, но и осуществлять самостоятельно и продуктивно контроль за своей работой, как в процессе его выполнения, так и по окончанию.
Навык самоконтроля является важнейшим компонентом самообразования.
Для самостоятельного овладения знаниями необходимо овладеть комплексом общих учебных умений и навыков, позволяющих учащемуся быстро и четко определить источники (где рассматривается интересующая проблема) и приемы овладения новыми знаниями или способами действия. При этом умение контролировать выполненную работу становиться потребностью, так как без осуществления текущего и итогового контроля в процессе самообразования не может быть и речи об успешном продвижении вперед.
Итак, подведем итоги данного параграфа: роль самоконтроля в развитий личности заключается в следующем:
1. Определенная степень сформированности общих учебных умений и навыков - необходимый компонент интеллектуальной готовности детей к школе.
2. Общие учебные умения и навыки способствует переориентировке сознания ребенка с конечного результата на способы выполнения действия.
3. Общие учебные умения и навыки являются инструментом познания.
4. Общие учебные умения и навыки являются межпредметными.
5. Общие учебные умения и навыки лежат в основе самообразования.
Рассматриваемое в дальнейшей работе умение контролировать свою работу играет одну из самых важных ролей в обучении. Необходимость его формирования заключается в следующем:
1. Формирование умения контролировать свою учебную деятельность на первых этапах обучения – основа успешного обучения в дальнейшем.
2. Несформированность умения контролировать учебную деятельность отрицательно отражается на результатах успеваемости учащихся.
3. Правильный и своевременный контроль способствует сокращению продолжительности выполнения заданий.
4. Совершенствование умения контролировать учебную деятельность способствует развитию мышления учащихся.
5. Умение контролировать свою работу играет важнейшую роль в самостоятельной работе учащегося
6. Навык контроля является важнейшим компонентом самообразования