Ефременко Оксана
Развитие самоконтроля в учебной деятельность детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие самоконтроля в учебной деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Аннотация: в статье раскрыто понятие «самоконтроль» и показана важность его развития в дошкольном возрасте. Самоконтроль – это важнейшая основа любого вида деятельности человека, которая способствует обнаружению и предупреждению собственных недочетов и ошибок. Естественно, что с помощью самоконтроля человек способен осознать правильность своих действий, в любых видах деятельности.
Публикация «Развитие самоконтроля в учебной деятельность детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
При планировании учебной деятельности следует применять такие формы и методы работы с детьми, которые будут способствовать выработки таких умений как: самостоятельно ставить учебные задачи, оценивать полученные результаты, осуществлять контроль за деятельностью.
В современных образовательных условиях детей не учат оценивать и контролировать себя, поэтому ребенок постепенно лишается оценивающих и контролирующих компонентов. Не стоит забывать, что на практике преобладает внешний контроль ребенка по результату, то есть контроль ведется последовательно, поэтапно, пошагово, а не за конечным результатом. И это не способствует развитию самоконтроля у детей. Детям старшего дошкольного возроста свойственно применение различных приемов, чтобы не отвлекаться, они начинают владеть движениями и контролировать свое поведения. Старшие дошкольники уже имеют навыки «Неподвижной позы» и могут её использовать довольно долго без всяких трудностей. У дошкольников формируется воображение, речь, мышление, память, восприятие, общение со сверстниками и взрослыми.
Когда ребенок принимает и выполняет просьбу взрослого, по его правилам, между ними происходит произвольное общение – главными характеристиками которого является опосредованность и осознанность.
Главным помощником контролирующего поведение ребенка является игровая роль; со своими правилами и действиями. Педагог помогает ребенку управлять своим поведением косвенно, а не на прямую с помощью сюжетно-роллевой игры. Дети старшего дошкольного возраста умеют видеть себя во временном образе (что делаю, что сделаю, что способствует развитию произвольного поведения. Изначально ребенок учится выделять объекты, а потом уже способы действия с ними. Чем старше становится ребенок, тем больше у него формулируется произвольные действия, он становится более активным и инициативным, менее зависим от педагога в организации своих действий в игре. А вот регулирование своих действий у детей не сформировано и ребенок часто нарушает нравственные нормы.
Саморегуляция у детей дошкольников появляется на основе самоконтроля, который выделяет два аспекта: - умение корректировать и проверять свою деятельность; формировать способы самопроверки. Дошкольники понимают задание педагога, но не всегда могут применить их к своей деятельности. Дети начинают применять самопроверку, если этого просит взрослый. А вот самоконтроль появляется при возникновении трудностей и сомнений в выполнении поставленной задачи. Можно сказать, что дети без руководства педагога не используют самоконтроль, но он возникает при взаимопроверки между детьми. Из этого следует, что взаимопроверка стимулирует освоение самоконтроля.
У Детей старшего дошкольного возраста учебная деятельность становится одним из самых важных этапов его развития.
Самоконтроль выступает как деятельность, которая направлена на улучшение и устранение недочетов и ошибок в работе ребенка. Можно заменить, что перед тем как ребенок начинает лепить, рисовать или конструировать он делает небольшую остановку и только потом начинает работу. Так действует самоконтроль, у детей проявляется интерес к их деятельности, появляются дополнительные вопросы по выполнению задуманной работы. Но при этом дети отталкиваются от объяснения воспитателя, они стараются выполнять работу самостоятельно, в их поведении происходят изменения, которые обуславливаются сосредоточенностью и внимательностью.
Психологи во главе с Тальпериной П. Я. считали, что внимание – это и есть контроль, но не всякий контроль это внимание.
Л. В. Берцфаи считал, что человек который умеет сравнивать действие с деятельностью и использует разные способы своего действия в форме произвольного внимания он не может использовать контроль. Берцфаи отметил два вида контроля упреждающий и рефлексивный. Упреждающий контроль заключается в следующем. Дети, решая поставленную задачу, должны выбрать нужный способ решения из предложенных и сравнить результат. А вот рефлексивный контроль состоит в том, что ребенку необходимо самому построить способ решения.
По мнению М. В. Гамезо, действие контроля заключается в способности действий с заранее заданным образом.
Он отмечает 3 вида контроля: итоговый, т. е. по результату; пооперационный, т. е. направление деятельности; перспективный, т. е. коррекция деятельности на несколько шагов вперед.
Можно сказать, что самоконтроль в учебной деятельности детей дошкольного возраста – это сопоставление предметного действия с правилами его выполнения и конечного результата. Если ребенок научился сопоставлять действия с образцом, видеть результат своей деятельности и предотвращать ошибки, то можно считать его самоконтроль развитым.
Не нужно забывать, что проблема развития самоконтроля у дошкольников еще очень мало изучена, хотя несет в себе важную роль в развитии личности ребенка.
Список литературы
1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2009. – 400 с.
2. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. М. : Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М. : «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.
4. Давыдов В. В. Психологические проблемы учебной деятельности школьника. М. : Педагогика, 1977. – 308 с.
5. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. М. : ВЛАДОС, 1994. – 320 с. 6. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург : Деловая книга, 1995. – 350 с.
7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с. 8. Немов Р. С. Общие основы психологии. М. : ВЛАДОС, 2006. – 687 с
9. Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск : Пеленг, 1993. – 61 с.
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. – 712 с.