Папки-передвижки

Развитие самоконтроля в учебной деятельность детей старшего дошкольного возраста

Ефременко Оксана
Развитие самоконтроля в учебной деятельность детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие самоконтроля в учебной деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Аннотация: в статье раскрыто понятие «самоконтроль» и показана важность его развития в дошкольном возрасте. Самоконтроль – это важнейшая основа любого вида деятельности человека, которая способствует обнаружению и предупреждению собственных недочетов и ошибок. Естественно, что с помощью самоконтроля человек способен осознать правильность своих действий, в любых видах деятельности.

Публикация «Развитие самоконтроля в учебной деятельность детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

При планировании учебной деятельности следует применять такие формы и методы работы с детьми, которые будут способствовать выработки таких умений как: самостоятельно ставить учебные задачи, оценивать полученные результаты, осуществлять контроль за деятельностью.

В современных образовательных условиях детей не учат оценивать и контролировать себя, поэтому ребенок постепенно лишается оценивающих и контролирующих компонентов. Не стоит забывать, что на практике преобладает внешний контроль ребенка по результату, то есть контроль ведется последовательно, поэтапно, пошагово, а не за конечным результатом. И это не способствует развитию самоконтроля у детей. Детям старшего дошкольного возроста свойственно применение различных приемов, чтобы не отвлекаться, они начинают владеть движениями и контролировать свое поведения. Старшие дошкольники уже имеют навыки «Неподвижной позы» и могут её использовать довольно долго без всяких трудностей. У дошкольников формируется воображение, речь, мышление, память, восприятие, общение со сверстниками и взрослыми.

Когда ребенок принимает и выполняет просьбу взрослого, по его правилам, между ними происходит произвольное общение – главными характеристиками которого является опосредованность и осознанность.

Главным помощником контролирующего поведение ребенка является игровая роль; со своими правилами и действиями. Педагог помогает ребенку управлять своим поведением косвенно, а не на прямую с помощью сюжетно-роллевой игры. Дети старшего дошкольного возраста умеют видеть себя во временном образе (что делаю, что сделаю, что способствует развитию произвольного поведения. Изначально ребенок учится выделять объекты, а потом уже способы действия с ними. Чем старше становится ребенок, тем больше у него формулируется произвольные действия, он становится более активным и инициативным, менее зависим от педагога в организации своих действий в игре. А вот регулирование своих действий у детей не сформировано и ребенок часто нарушает нравственные нормы.

Саморегуляция у детей дошкольников появляется на основе самоконтроля, который выделяет два аспекта: - умение корректировать и проверять свою деятельность; формировать способы самопроверки. Дошкольники понимают задание педагога, но не всегда могут применить их к своей деятельности. Дети начинают применять самопроверку, если этого просит взрослый. А вот самоконтроль появляется при возникновении трудностей и сомнений в выполнении поставленной задачи. Можно сказать, что дети без руководства педагога не используют самоконтроль, но он возникает при взаимопроверки между детьми. Из этого следует, что взаимопроверка стимулирует освоение самоконтроля.

У Детей старшего дошкольного возраста учебная деятельность становится одним из самых важных этапов его развития.

Самоконтроль выступает как деятельность, которая направлена на улучшение и устранение недочетов и ошибок в работе ребенка. Можно заменить, что перед тем как ребенок начинает лепить, рисовать или конструировать он делает небольшую остановку и только потом начинает работу. Так действует самоконтроль, у детей проявляется интерес к их деятельности, появляются дополнительные вопросы по выполнению задуманной работы. Но при этом дети отталкиваются от объяснения воспитателя, они стараются выполнять работу самостоятельно, в их поведении происходят изменения, которые обуславливаются сосредоточенностью и внимательностью.

Психологи во главе с Тальпериной П. Я. считали, что внимание – это и есть контроль, но не всякий контроль это внимание.

Л. В. Берцфаи считал, что человек который умеет сравнивать действие с деятельностью и использует разные способы своего действия в форме произвольного внимания он не может использовать контроль. Берцфаи отметил два вида контроля упреждающий и рефлексивный. Упреждающий контроль заключается в следующем. Дети, решая поставленную задачу, должны выбрать нужный способ решения из предложенных и сравнить результат. А вот рефлексивный контроль состоит в том, что ребенку необходимо самому построить способ решения.

По мнению М. В. Гамезо, действие контроля заключается в способности действий с заранее заданным образом.

Он отмечает 3 вида контроля: итоговый, т. е. по результату; пооперационный, т. е. направление деятельности; перспективный, т. е. коррекция деятельности на несколько шагов вперед.

Можно сказать, что самоконтроль в учебной деятельности детей дошкольного возраста – это сопоставление предметного действия с правилами его выполнения и конечного результата. Если ребенок научился сопоставлять действия с образцом, видеть результат своей деятельности и предотвращать ошибки, то можно считать его самоконтроль развитым.

Не нужно забывать, что проблема развития самоконтроля у дошкольников еще очень мало изучена, хотя несет в себе важную роль в развитии личности ребенка.

Список литературы

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2009. – 400 с.

2. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. М. : Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М. : «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.

4. Давыдов В. В. Психологические проблемы учебной деятельности школьника. М. : Педагогика, 1977. – 308 с.

5. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. М. : ВЛАДОС, 1994. – 320 с. 6. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург : Деловая книга, 1995. – 350 с.

7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с. 8. Немов Р. С. Общие основы психологии. М. : ВЛАДОС, 2006. – 687 с

9. Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск : Пеленг, 1993. – 61 с.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. – 712 с.

Публикации по теме:

Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Опыт работы Набиулловой Румии Аминовны.

Методика исследования сформированности предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятии В последние годы в Российской Федерации идет активное осуществление процесса модернизации системы образования, согласно которому были разработаны.

Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Опыт работ Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность Выполнила: воспитатель МКДОУ №.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками.

Презентация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Слайд № 2 В настоящее время.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Развитие эмоциональной сферы ребенка через музыкальную деятельность» Проект краткосрочный для детей старшего дошкольного возраста «Развитие эмоциональной сферы ребенка через музыкально-художественную деятельность».

Развитие психомоторики детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения Тема статьи: Развитие психомоторики детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения Автор: Самарина.

Развитие речетворчества детей старшего дошкольного возраста, через театрализованную деятельность Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует миру чувств, коммуникативных навыков, развитию способностей к сопереживанию,.

Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста. 2 часть «Развитие творческих способностей и креативности дошкольников посредством театрализованной деятельности». (Продолжение №2) Творческая деятельность.

Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста. 3 часть «Развитие творческих способностей и креативности дошкольников посредством театрализованной деятельности». (продолжение №3) Для того чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самоконтроля в учебной деятельность детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 ноября 2018 в 09:41
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие самоконтроля в учебной деятельность детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ефременко Оксана (УИ 1709688) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД