Юлия Музалевская
Роль семьи в развитии личности ребенка с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в развитии личности ребенка с нарушением слуха
Семья занимает одно из важнейших мест для детей с нарушениями слуха в процессе формирования и развития личности. Как отмечали разные ученые, такие как А. Р. Маллер, А. А. Сагдуллаев, М. М. Семаго, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Т. Г Богданова и Н. В. Мазурова, В. А. Вишневский и еще многие другие, что для детей с нарушениями слуха, воспитание в семье особенно значимо в силу его психологической и биологической зависимости от близких людей.
Публикация «Роль семьи в развитии личности ребенка с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Преобладающая атмосфера семьи, наличие эмоционально-тесного контакта родителей с ребенком, структура семьи, стиль воспитания все это является основными факторами, которые влияют на становление личности детей с нарушением слуха. В тех случаях, когда ребенок постоянно не проживает с родителями, он обучается и воспитывается в специальном коррекционном учреждении – интернатного типа, а таких детей как показывает практика большинство, у данной категории детей тормозит интеллектуальное развитие, снижаются темпы психического развития. Как считала Е. Г. Речицкая, чем раньше дети с нарушениями слуха отрываются от семьи, чем дольше и в большей изоляции они находятся в специальном коррекционном учреждении – интернатного типа, тем более выражены деформации, в результате происходит искажение по всем направлениям его психического развития и личностного развития.
Большинство родители, когда узнают, что их дети имеют нарушения слуха, т. е. является своего рода «особыми детьми», отправляют его в специальное коррекционное учреждение – интернатного типа в достаточно раннем возрасте и в результате чего перестают принимать участие в его воспитании в наименьшей степени. Родители считают, что они не могут гарантировать в домашних условиях правильный присмотр, из-за неумения справляться с задачами обучения и воспитания. Самым главным недостатком такого поведения родителей является то, что специальные коррекционные учреждения – интернатного типа находятся во основном в крупных городах и родителям приходится отдавать своих детей в интернатные учреждения, при этом расставаясь с ребенком на достаточно длительный период.
В процессе формирования гармоничной личности необходимой при установлении правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с детьми должен находится понимающий и любящий их взрослый человек. Но существует проблема принятия или не принятия семьей ребенка с особенностями в развитии. Неадекватность, которую проявляют родители по отношению к детям с нарушениями слуха, нехватка эмоционально-теплых отношений формируют развитие у детей неправильных форм взаимодействия с социальным окружением в результате формируются черты личности, такие как тревожность, агрессивность, отгороженность.
Как отмечает Б. Д. Корсунская, что тип родительского отношения, который сформировался в семье, в будущем будет зависеть от степени включенности родителей в процесс социальной адаптации ребенка с нарушением слуха. В большинстве случаев родители не могут согласиться с отличительными особенностями, которыми обладает их ребенок, и начинают вести себя по отношению к ребенку не правильно, требуют от него разговаривать исправно любой ценой, при этом, не обращая внимания на возможности своего ребенка. В ситуациях, когда родителям хотелось бы, чтобы их ребенок говорил, а он не говорит, молчит или использует совсем малое количество слов, в результате такого поведения со стороны родителей `ребенок из-за непонимания своих родных и близких живет среди них в уединении, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на развитие личности.
Главным в формировании `позитивного самоощущения в этот возрастной промежуток времени для ребенка является приобретение чувства доверия к окружающему миру. Если ребенок испытывал недостаток эмоционального общения, то в будущем, он не сможет самостоятельно ориентироваться в направленности и характере отношений с другими людьми, что в итоге приведет к страху перед общением.
Отношения в семьях, где есть дети с нарушениями слуха, не являются постоянными. В литературе имеются разные описания так называемых фаз психологического осознания факта рождения ребенка с нарушением слуха, такими описаниями занимались Г. Г. Гузеев, Д. Льютеман, Е. Шухаpд.
В первой фазе адаптации семьи, где есть ребенок с нарушением слуха, вначале происходит осознание поставного диагноза. B результате на этой фазе у родителей могут возникнуть чувства безысходности, отчаяния. Есть такая категория семей, которые замыкаются, в результате чего нет плодотворного сотрудничества семьи с коррекционным специальным учреждением.
У родителей складываются неправильные представления о заболевании ребенка, способах его лечения и воспитания. Родители отрицают диагноз, игнорируют медицинские назначения. Во второй фазе адаптации семьи, происходит отказ от поставленного диагноза. Но есть и такая категория родителей, которая признает диагноз, в результате они становятся неоправданными оптимистами в отношении прогноза. Третья фаза адаптации семьи, характеризуется принятием диагноза и погружением в глубокую депрессию, в результате происходит смирение. Есть еще категория родителей, которая пытается извлечь вторичные выгоды для себя из ситуации с больным ребенком. В четвертой фазе адаптации семьи, родители осознают, что для улучшения данного положения необходимо рассчитывать только на семьи и свои силы. В этой фазе родители начинаю менять образ жизни, меняют свои цели и жизненные ценности, самой важной и главной целью в их жизни становится воспитание ребенка с нарушениями слуха так, чтобы он вырос личностью, смог стать счастливым человеком, благополучным человеком, который сможет реализовать себя в будущем.
От того как будет происходить взаимодействие, взаимоотношение ребенка с родителями это и будет зависеть, насколько адекватными окажется взаимоотношение ребенка с окружающей средой. Советский психолог и дефектолог, ученица Выготского Морозова Н. Г. отметила, что при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе и если в ней принимают активное участие родители, то дети с нарушениями слуха более успешно справляются с нарушениями в развитии личности.
На развитие личности детей с нарушениями слуха оказывают существенное влияние взаимоотношения с которые преобладают в отношении с родителями, родительская позиция по отношению к данной категории детей. Искаженное отношение к ребенку, долговременная со стороны одного или даже обоих родителей становится фактором риска, который способен привести к нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей с нарушения слуха.
Большое значение приобретает просветительская и консультативная работа с педагогами и родителями. Полноценное воспитание и развитие детей с нарушениями слуха требует от родителей знаний особенностей его развития, влияния первичного дефекта на формирование психических функций, двигательных, социальных, учебных и других умений, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя при помощи сохранных чувств. При этом очень важно создавать условия, соответствующие возможностям детей с нарушениями слуха, при этом не следует применять излишне щадящий режим или гиперопеку, обе стратегии отрицательно сказывается на формировании личности.
В результате важно отметить, что семья играет огромную роль в становлении личности детей с нарушениями слуха. В случае, когда родителей и детей связывает любовь, есть взаимопонимание, ребенок занимает важное место в семье, то опыт ребенка будет полный и разносторонний, обширный и ему будет проще адаптироваться к социальным условиям, в которых ребенок в будущем окажется. Непринятие родителями ребенка с нарушениями слуха, не до получение ребенком любви, заботы, ласки, общения со стороны родителей, очень часто приводит к возникновению конфликтных ситуаций, которые вызывают необходимость целенаправленной всесторонней консультации.