Светлана Чупина
Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Многие родители считают, что эффективность коррекции звукопроизношения у детей целиком зависит от логопеда, от выбора им средств, форм и методов обучения. И лишь некоторые родители воспитанников понимают важность своей роли в образовательном процессе. И, действительно, у детей, родители которых активно взаимодействуют с учителем-логопедом, процесс коррекции нарушений звукопроизношения значительно сокращается в сроках и звуки быстро появляются в свободной речи ребёнка.
Публикация «Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей» размещена в разделах
Коррекция звукопроизношения имеет три этапа, на каждом из которых роль родителя не может заменить ни логопед, ни педагоги детского сада.
На первом этапе осуществляется подготовка к постановке звуков. Ребёнок под руководством учителя-логопеда осваивает ряд артикуляционных и дыхательных упражнений, необходимых для произнесения конкретного звука. При изучении таких упражнений очень важно отработать правильность и чёткость выполнения, поэтому логопед очень часто приглашает родителей для практического показа артикуляционной гимнастики и рекомендует дома перед зеркалом ежедневно выполнять подобные упражнения. Таким образом, тонус мышц артикуляционного аппарата быстро приходит в норму, а язык, губы и дыхание ребёнка «готовы» ко второму этапу коррекции, т. е. непосредственно к постановке звука.
Постановка звука при полной готовности органов артикуляции и полноценном развитии психических процессов ребёнка осуществляется 1-2 недели, т. е. сравнительно недолго. На этом этапе логопеду, как специалисту, отводится ведущая роль, однако, родитель может присутствовать на занятиях по постановке звуков, чтобы узнать и увидеть правильный артикуляционный уклад изучаемого звука и закреплять его с ребёнком дома. Кроме того, переходя к третьему этапу коррекции звукопроизношения - автоматизации, родитель будет видеть, правильно ли ребёнок произносит звук и при необходимости поправлять его. Ведь очень часто дошкольники, имеющие речевые нарушения, плохо осуществляют контроль за произношением и из-за этого уже давно исправленные логопедом звуки в речи ребёнка слышатся неверно или неточно.
На этапе автоматизации звука логопед рекомендует родителям речевой материал, в котором часто встречается звук, который исправлен. Это могут быть слоги, слова, а затем и фразы. Стоит помнить, что этап автоматизации самый длительный и сложный для самого ребёнка, ведь здесь ему необходимо преодолеть свои стереотипы и научиться следить за правильностью произношения звука. Именно поэтому автоматизация должна быть систематической и последовательной, усложняться от простого слова к развёрнутой фразе, в зависимости от усвоения ребёнком того или иного речевого материала. Несмотря на то, что в системе коррекционно-развивающей работы детского сада автоматизации звука отводится много времени на самих занятиях и в коррекционные часы, большую часть времени отводится свободной деятельности дошкольников, где контроль за своей и речью и речью сверстников практически отсутствует. Таким образом, неправильное произношение вновь «даёт о себе знать» и логопеду часто вновь приходится возвращаться к предыдущему этапу автоматизации звука. Роль родителя на третьем этапе - ежедневное проговаривание слов и фраз, которые порекомендовал учитель-логопед. Помните, что чем чаще ребёнок будет проговаривать слова чётко и правильно, тем быстрее его произношение будет чистым.