Наталия Николаевна
Использование метода наглядного моделирования в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
учителя-логопеда МБДОУ № 43 «Теремок» п. Красногорняцкий
Неговора Н. Н.
«Использование метода наглядного моделирования в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
2 слайд: Современная школа требует от ребёнка высокого уровня умственного и речевого развития. Для ребёнка - дошкольника хорошая речь - залог успешного обучения и развития в школе. Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Публикация «Использование метода наглядного моделирования в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
3 слайд: Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Овладение данными приемами одновременно решает задачи не только развития речи, но и развития основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления.
Доступность метода моделирования была показана психологами Л. А Венгер, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем, Н. Н. Подъяковым. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть заменен в деятельности другим предметом, изображением, знаком.
4 слайд: Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания. Главное дидактическое правило укрепления памяти
гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей.
5 слайд: Моделирование - как наглядно-практический метод в дошкольной логопедии называют по-разному: у В. К. Воробьевой - это методика сенсорно-графических схем, у Т. А. Ткаченко – предметно-схематические модели, у В. П. Глухова – блоки-квадраты, у Т. В. Большевой – коллажи, а у Л. Н. Ефименковой – схема составления рассказа. С другой стороны - это различные формы реализации приёмов наглядного моделирования.
6 слайд: В своей работе я применяю один из приемов данного направления - использование моделей артикуляции звуков в коррекции звукопроизношения у детей.
7 слайд: Методику применения артикуляционных моделей предложила В. М. Акименко – кандидат педагогических наук, автор учебно учебно-методических пособий по моделированию звуков «Новые логопедические технологии» и «Развивающие технологии в логопедии».
8 слайд: Это действенный прием исправления нарушений звукопроизношения, т. к. в моделях заложена информация о характеристике звука, что способствует заинтересованности работой самого ребёнка, экономит время на постановку звуков. Модели, упрощенно повторяя артикуляцию губ, положение языка, работу голосовых складок, служат хорошей наглядностью, а, «неся» в себе характеристику звука, служат и подсказкой, зрительной опорой, «разъясняющей», что именно надо делать. Ребенок, не различив на слух какой-либо звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели.
9 слайд: Модели артикуляции звуков дают возможность правильного восприятия речевых звуков, что является важнейшим элементом работы, как при коррекции произношения отдельных звуков, так и при введении новых звуков в речь. Слушание звука и «видение» его правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.
10 слайд: Автором разработана схема постановки звуков в зависимости от формы нарушенного произношения с применением моделей артикуляции звуков.
Я для удобства в работе применяю технологию моделей при постановке звуков на индивидуальных и подгрупповых занятиях, независимо от формы речевых нарушений. Модель помогает ребёнку осмыслит процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником.
11 слайд: Видео: Я предлагаю вашему вниманию индивидуальное занятие по
постановке звука [р] с применением модели артикуляции звука.
12 слайд: Этап автоматизации у детей с ОНР нередко затягивается. Детям длительное время не удаётся автоматизировать поставленный звук, они забывают артикуляцию формируемого звука. В этом случае поможет модель артикулирования звука, в которой отражено положение губ, зубов, языка, характер воздушной струи. Модели звуков всегда присутствую в поле зрения ребенка, напоминая ему о правильной артикуляции.
Знаки и символы, используемые в моделях хоошо знакомы ребенку. Замысел графической схемы понятен и доступен для восприятия.
13-15 слайды: Для закрепления произношения изолированного звука использую следующие виды заданий….
16 слайд: Итак: модели артикуляции звуков
• дают возможность правильного восприятия речевых звуков;
• легко запоминаются и безошибочно соотносятся со звуком;
• улучшают представление детей о звуковом составе языка;
• способствуют устойчивой дифференциации звуков;
• создают базу успешного обучения грамоте.
17 слайд: Спасибо за внимание.