Татьяна Овчинникова
Приемы и упражнения для коррекции нарушений звукопроизношения у детей разговаривающих на удмуртском языке
▼ Скачать + Заказать документы
Приемы и упражнения для коррекции нарушений
звукопроизношения у детей разговаривающих на удмуртском языке
Целью работы была коррекция звукопроизношения детей разговаривающих на удмуртском языке.
В соответствии с этой целью были поставлены задачи:
1) подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы;
2) вырабатывать правильные артикуляционные уклады;
3) добиться правильного произношения звука во фразовой речи;
Публикация «Приемы и упражнения для коррекции нарушений звукопроизношения у детей разговаривающих на удмуртском языке» размещена в разделах
4) учить различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи;
Преодоление недостатков произношения требует определённой системы и особых методов коррекционной работы.
Подготовительный этап:
Целью этого этапа является подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. При этом работа ведется сразу в нескольких направлениях:
1. Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата.
2. Формирование направленной воздушной струи.
3. Развитие мелкой моторики рук.
4. Развитие фонематического слуха.
5. Отработка опорных звуков.
Для формирования точных движений органов артикуляционного аппарата используется артикуляционная гимнастика. Специальные упражнения имеют как широкую направленность и могут использоваться для тренировки правильного произношения всех звуков, так и узкую - для определенного звука.
Параллельно с артикуляционной гимнастикой проводится работа над выработкой направленной воздушной струи.
На данном этапе необходимо работать над воспитанием у ученика умения улавливать разницу между правильными и искаженными звуками. Если имеет место замена одного звука другим, необходимо провести дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя.
Для того чтобы научить кого-либо правильно произносить тот или иной звук необходимо выработать новые навыки и затормозить неправильно сформированные ранее. С этой целью проводится работа по отработке опорных звуков.
1. Формирование тонких движений органов артикуляции осуществляется посредством артикуляционной гимнастики. Она включает упражнения на :
тренировку подвижности органов артикуляции;
тренировку переключаемости органов артикуляции;
тренировку определенных артикуляционных поз;
Упражнения должны быть целенаправленными: важно не количество, а их правильный подбор.
Примеры артикуляционной гимнастики представлены на удмуртском языке :
1. Выжыкыл "Шулдыр кыл"
Улз но вылз шулдыр кыл. Солэн вал коркаез. Коркаез вал туж тунсыко. Кые со корка? Со ым. Вот кые тунсыко вал коркаез шулдыр кыллэн. Шулдыр кыл медаз потталя шуыса, кыллэн коркаез котьку пытсамын вал. Одг с гинэ вл, та коркалэн мукет сэз но вылэм на. Кызьы нимаське со с? Пиньёс. Кыкет сэз адон понна, нырысет сез шонер усьтыны дышетсконо.
Одг пол шулдыр кыллэн шунды шоры учкемез но чылкыт омырен шокамез потэм. Азьвыл усьтськем нырысет нош собере кыкетез. Кыл мычиськем, быдэскыз вл, пумыз гинэ. Адскиз Кыл но, нош ик ватскиз – кезьыт урамын, гужэм ортчем. Кыллэн коркаяз вань вылесэз, кытын со изе. Ум сайкатэ кылэз, мед изёз. Азьло пытсалаом кыкет сэз, собере нырысьсэ. Кылмы туж шулдыр, со яратэ шулдыръяськыны, тэтчаны. Озьы тэтчаны, потолокозь сузьымон но.
Мукет нуналаз кыл нош ик эскерыны малпаз, шуныт з-а луы? Куке кыкез но съёс усьтськизы, кыл учкылськиз, паллян пала, бур пала, выле, уле учкиз, шдз кезьытгес луэм шуыса, но выльысь коркаяз пыриз. Огез сэз пытсаськиз, собере мукетыз. Озьы йылпумъяське шулдыр кыл сярысь выжыкыл.
2. Выжыкыл "Шулдыр кыл"
Улэм, вылэм шулдыр кыл. Нош тынад вань-а, кылыд? Возьматы. Шулдыр кыллэн коркаез вылэм. Коркаез туж тунсыко. Ма со корка? Тодд-а? Со ым. Тни кые тунсыко коркаез вылэм шулдыр кыллэн. Кылмы медаз пега шуыса, коркаез котьку пытсамын вылэм. Маин пытсамын коркаез? Ымдурен. Возьматы, кытын тынад ымдуред. Возьматы, кытын тынад ымдуръёсыд? Адиськод-а соосты синучконысь? Коркаезлэн одг гинэ сэз вылымтэ, кыкетез но вылэм. Кызьы нимаське со с. Возьматэ асьтэлэсь пиньёстэс. Учкы соос шоры синучконэ.
Огпол шулдыр кыллэн шунды шоры учкемез ночылкыт омырен шокамез потэм. Нырысь усьтэм одг ссэ. Возьматы, кызьы со усьтське. Озьы ик кылиз усьтськыса. Эн пытса нырысьсэ стэ мон верамлэсь азьло. Нош табере пытса нырысьсэ стэ. Нош усьты. Пытса. Усьтськизы шулдыр кыллэн съёсыз, кыре потз, быдэскыз з, ыныё гинэ. Адиськиз кыл но нош ик ватскиз – кезьыт урамын.
Шулдыр кыллэн коркаяз валесэз вань, кытын со изе. Учкы, кые со гань-гань изе. Тынад но кылыд мед гань-гань изёз. Мон верамлэсь азьло, энсайкаты сое. Азьло пытсалом кыкет сэз, собере нырысетзэ.
Асьмелэн кылмы шулдыръяськыны, тэтчаны яратэ, влдэтозь но сузьыны быгатэ куддыръя. Кыллэн коркаезлэн влдэтэз нимаськеымвогыри. Мед кылыд тэтчытскоз влдэтозь но маялтозымвогыриез. Нош табере мед кылды сузёз влдэтозь но кня ке мед пукоз. Табере шулдыр кыл улэ васькиз, нош тэтчытске влдэтозь. Васькиз. Пэтчытске. Тэтчаз кыл, жадиз но изьыны выдз. Мед шутэтскоз.
Мукет нуналаз кыл эскерыны малпаз, шуныт з кариськы меда? съёс усьтськем бере, учкиз паллян пала, бурпала, выллань, уллань,кезьыт луэмез шдыса, нош ик коркаяз пыриз. Азьло усьтськиз нырысет сэз, собере кыкетез. Сые пумыз шулдыр кыл сярысь выжыкыллэн.
2. Формирование направленной воздушной струи
Проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой в виде специальных упражнений.
Артикуляционные упражнения, которые выполняются на выдохе:
"Куркапиос". –Пиналъёс, вае али вералом, кызьы куркапиос верасько (На выдохе произносится «Бл-бл-бл».)
"Всь каромы кылзськисьтэм кылэз". Кылэз пононо уляз ымдуре, собере шокчем бере верано «П-п-п».
"ызы Петя". Бамъёсты ым пушкыны кысконо ымдуръёсты пытсаса, собере усьтыса.
Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой:
Задание 1. Нош али пельтом питырес укнолэнигортз. Али кырым пыдэс вылысь пельтом вата шар шоры, унябей шоры.
Задание 2. Нош али майтал вуэн шудом.
Задание 3. Вае пельтом пеллянэ, ымдур гармошкае, пеллянгумыен.
Задание 4. Табере пелляса шудом бумага корабылен.
Задание 5. Собере бумага тылобурдоос шоры пельтом.
Задание 6. Дутье на язык. Мыньпотэ. Возьматэ пиньёстэс. Кылдэс паськыт карыса выллань утэ. Тлэз шдськод-а? Одг пол пельтэ на. Шдськоды-а, кызьы тл пельтэ?
"Лобаса, бубылиос!"
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:1 яркая бумажная бабочка, утяжеленная магнитом.
Ход игры: Бубыли борды ошське сньыс 20–40 см кузьда. Сньысез нуйтоно озьы, бубыли пукись пиналлэн ымнырыз вадьсын мед луоз.
Пинал бубыли шоры пельтэ. Эскероно, пинал шонер мед пукоз шуыса, шокчыку пельпумзэ медаз выреты, ым пушказ омыр медаз кыскы, бамъёссэ медаз пельты, ымдуръёсыз гинэ мед луоз азьлань.
" Лымы усе. Пзь".
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: Варежка, кусочки ваты.
Ход игры: Пушке омыр кыскаса, каллен омырез лезёно кырым пыдэсэз шонер возёно.
" Выль Ар Зын ".
Цель:развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:дольки мандарина на блюдечках.
Ход игры: Тани мандаринъёс. Соолэсь зынзэс шдыса асьмеос Выль арез тодамы вайиськом.
Табере пельпумдэс выртытэк, омырез мур шокче но лул тырысьтыды лэзьыкуды вералэ: кые ческыт зын!
" Тл кыран".
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".
Ход игры: Нош али гырлы шоры пельтом. Кылзэ али кые ненег куараез. Табере пельтом золгес, куараез гырлылэн зол луиз.
3. Развитие мелкой моторики:
пальчиковые упражнения;
Тазалык, дорам лык!
Пртмаськись ныр
Лык ай мон доры, эше,
Возьматы мыным нырдэ.
(Чиньыен возьматоно нырез).
Пичи ымдэ ворса,
Нырыныд тон шока.
(Ымез пытсано, нырын шокано).
Ныры мынам ерпечка,
Шудыса каньыл шока.
(Шокаку нырез чиньыосын пытсано, собере шуак усьтоно).
Каллен гинэ шокалом,
Ческыт зынъёсты шдом.
(Нырпелесъёсты брсьысь брсе ворсано чиньыен).
Садын лоба бубыли,
Ныры шуэ: ба-бу-бы!
(Азьчиньыосын кня ке дырлы ворсано нырпелесъё сты но шуоно: ба-бу-бы).
Ныръёсмес ми шунтомы,
Чиньыен зыраломы.
(Нырез азьчиньыосын зырано)
Шудыса ныры жадиз,
Шумпотса дope бертз. (Нырез маялляно).
Самолёт. Нылпиосын тазьы шудыны луознуназе клэмысь султэмзы бере.
Самолёт дасяське
Тубыны инбаме
(Ыме омыр кысконо).
У-у-у-у!
(Киосты влъяса, омырез поттоно).
жыт пуко, шутэтско (Киосты лэзёно).
Паллян пала лобало (Омыр кысконо).
У-у-у-у!
(Киосты паллян пала влъяса, омырез поттоно).
жыт пуко, шутэтско (Киосты лэзёно).
Бурпала лобало
(Омыр кысконо).
У-у-у-у!
(Киосты бур пала влъяса, омырез поттоно).
жыт пуко, шутэтско.
Таиз чиньы перепеч сием.
Туж ческыт (возьматоно бадым чинъыез)
Таиз чиньы сушка сием.
Туж ческыт (азьчиньыез утоно но выретоно)
Таиз чиньы пельнянь сием.
Туж ческыт (шорчиньыез утоно но выретоно)
Таиз чиньы кмеч сием (нимтэмчиньыез утоно но выретоно).
Нош пичи чиньы мильым сием (чльыез утоно но выретоно).
Милям корка йыламы атас чорья, (бур киысь куинь чиньыосты (бадым, азь
но шор чиньыосыз) огазе бичано).
Пичи шырмы веникеныз выж уже (ужыса сэзъяно, киосты ваче улань лэзьыса
выретоно).
Укно дурын писэймы дэрем вуре (кие вень кутэм кадь вуриськем амалэзвозьматоно).
Курегмы нош бакча шорын мудське. (киысь чиньыосыз волъяно но кырым
пыдесэз абъяно).
Тютюосты сюдсько (чиньыосты кырмоно, азьчиньыез но плыез ваче карылоно).
Йыды кеньыр пызьнасько (чиньыосты выретоно).
Бызьыса соос лыкто (азьчиньыен но плыен к вылт бызёно,
Вань кеньырез кокчало (чиньыосын к вылт йыгано).
настольные дидактические игры;
шнуровки, нанизывания;
рисование (обводки контура, штриховки).
4. Развитие фонематического слуха.
Направления работы:
улавливание различия между правильным и искаженным звуком;
развитие слухового внимания (по картинкам-символам, слуховой памяти, фонематического восприятия.
Стратегия:
узнавание неречевых звуков («Мар аляктэ?», «Мар куашетэ?»).
Чуньы шуэ: «И-и-и,
Вож турын сиёно ни-и! Гурт кеч шуэ: «Ме-ке-ке,
Бакчае пырем потэ-э!
Скал уллё му-му шуэ.
Скалмы бксиз: му-му-му! Скал шуэ: «Му-у, кунянэ,
Но-он йлме, муспотонэ!
Изём, шуоз, кыкнамы,
ошен шыпыт кыралом –
Мур-мур-мур!– умме усём.
[Кузнецова; 2013].
различение силы, высоты, тембра звука («Ау!», «Матын-кыдёкын», «Кые пеллян гумы шудо?», «Анай но нылпи»);
различение слов, близких по звуковому составу (изо - кизё - изё, пыре - гыре- кыре, пичи - ичи, чабак - бак - бака., различение пар слов (суй - сюй, сур - сюр, юри - ури, юш - уж);
дифференциация слогов (ПА-ПА-ТА-ПА);
дифференциация фонем (коыш - ыргете;самолёт - гургетэ (у - у- у, ныл - брдэ (а - а - а, кунян - бксэ (му - му - му, тылобурдо - кыра (и - и - и);
развитие навыков элементарного звукового анализа :
- определение количества слогов в слове (отхлопывание);
- анализ гласных;
- анализ согласных (выделение последнего звука в слове, выделение начального согласного, выделение в середине слова).
5. Отработка опорных звуков.
Опорные звуки – сходные с нарушенными по артикуляции, но произносимые ребенком правильно. От них будут вызываться правильные звуки.
Уделяется особое внимание на произношение слов с, они представляют особые трудности при произношении. Обращаем внимание на то, что согласный перед всегда твердый. Сложности бывают и с произношением звука [].
Также нужно учитывать, что в удмуртском языке нередко встречаетсясочетаниегласныхзвуков. Особоследуетобратитьвниманиенапроизношение слитных звуков, которые обозначаются сочетанием букв уа, уи, ау: куас, куинь, шаугетыны.
Специфическими звуками удмуртского языка являются аффрикаты,. Аффрикаты – согласные звуки, состоящие из взрывного (смычного) и фрикативного (щелевого) элементов. Однако аффрикаты – это единые звуки : [д'з'], [дж], [тш].Также учитываем, что в собственно удмуртских словах мягкими являются только [д’], [з’], [], [л’], [н’], [с’], [т’], [ч]. В отличие от мягких палатализованных русских согласных указанные удмуртские звуки являются палатальными, т. е. отличаются от первых по месту образования и по качеству, особенно [з’], [с’], [ч], которые называются мягкими шепелявыми согласными (сюда же относится []).
Таким образом, отрабатывая опорные звуки, можно уже на подготовительном этапе добиться их четкого произношения в слогах, словах, фразах, что помогает в выработке хорошей дикции; нужно приучать ребенка выделять опорный звук в слогах, словах, предложениях, это развивает его фонематический слух, дает практическое представление о таких понятиях, как «звук», «слово», «предложение». Все это способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков анализа и синтеза слова и соответственно более быстрой и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука.
Этап постановки звука.
Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Работа по постановке звуков базируется на наиболее значимых методических рекомендациях классиков логопедии М. Е. Хватцева, Р. Е. Левиной, О. В. Правдиной, Л. С. Волковой и др.
Различают три основных способа постановки звука :
По подражанию. При этом способе постановки внимание фиксируют на движениях, положениях органов речи (зрительный контроль) и звучании данного звука (слуховой контроль). Это создает базу для осознанного воспроизведения нужного звука. Дополнительно можно использовать тактильно-вибрационные ощущения.
Постановка звука с механической помощью. В случае, когда недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля, т. е. первый способ постановки оказался не эффективен, необходимо помочь органам артикуляционного аппарата принять соответствующее положение или выполнить нужное движение. Для этого используются различные зонды, плоская ручка чайной ложки, палец ребенка.
Смешанный способ. Используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.
При постановке звука должны одновременно работать все анализаторы: зрительный (ребенок видит предмет и положения органов артикуляционного аппарата, слуховой (слышит звук, двигательный (ощущает движения губ, языка, тактильный (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок). Все это дает возможность осознанно усвоить данный звук и соответствующую ему букву. Мы использовали смешанный способ при постановке звука.
Этап автоматизации звука :
Цель этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
Автоматизация поставленного звука проводится в строгой последовательности:
1) автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
2) автоматизация звука в словах;
3) автоматизация звука в чистоговорках;
4) автоматизация звука в скороговорках;
5) автоматизация звука в стихах;
6) автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах;
7) автоматизация звука в разговорной речи.
Этап дифференциации звуков :
Цель этапа – научить различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Дифференциацию звуков проводят на следующем речевом материале:
Слоги.
Жа - жа
Жо - жо
Жу - жу
Жи - жи
Жы - жы
Же - же а жа
о жо
у жу
и жи
ы жы
е же За - за
Зо - зо
Зу - зу
Зи - зи
Зы - зы
Зэ - зэ а за
о зо
у зу
и зи
е зе
ы зы
Ча - ча
Чо - чо
Чу -чу
Чи - чи
Че - че а ча
чо
у чу
е чи
ы чы Са - ся
Со - сё
Су - сю
Сы - си
Сэ - се Ра - ря
Ро - рё
Ру - рю
Ры - ри
Рэ - ре
Си - с
Со - с Зи - з
Зо - з и - зи
- о - жо
ч - чо
Слова.
ук – ук,
ог – ог,
к – ук,
ег – ег,
ег – ук.
чус – ус,
чук – уг,
чук – ук, кыч – кы,
уж – уж,
ын – чын,
Коо – куо
пу – пуш
Тл – тол
Ддьы – тдьы
пус - кус, шур -мур,
мурт - пурт,
кыз - лыз,
кум- кус,
уж - Иж,
зор- кор,
сион - кион
Потешки, чистоговорки.
Ко - ко - ко чай укна юыку.
е - е - е ичыазегез адем.
ок-ок-ок куыртэ куо коо.
Ре ре ре быдэс нунал зоре.
Би би би турын пушкысь ади губи.
Но но но мон Нина доры мыно.
Ур ур ур корка шорын сылэ бадым гур.
Гы гы гы писпу вылын пуке ыгы.
Ер ер ер туж ужыт будз пушнер.
а - а - а черекья туж зол ана.
о - о - о курегпузэз нуиз коо.
а - а - а Настямы чебер кыра.
е - е - е сяськамы каллен уле.
Ег - ег - ег азбарт ветлэ азег.
Ась - ась - ась туж ческыт прмем сюкась.
к - к - к писпулэсь лэсьтзы к.
Т - т - т дэремез вурыны дырт.
ж- ж - ж тымет дурын ветлэ ж.
о - о - о, лэсьтмы бадым коло,
о - о - о, кытчы питыраз коло?
Дь - дь - дь – шумпотэ пичи ддьы,
Дь - дь - дь – котырак лымы тдьы
Скороговорки.
Бурд борды бирды вури.
Ойдо ог, к вылын ук.
езьы вылын ольгыриос абыльто но абыльто.
укна уж ушконэн ушиськи
езьы дорын оз укыртэ.
азегъёс вуизы, егез сиизы.
ог уа ажылэн ыныез.
ана анапиез ын плын нырзэ оксаны косэ.
Куо коо пу вылын кыектэ.
азегез ичы адем, азеглы ичы вазем: ечбур, азег уром!
Тр кутз кияз Тимоша, со трен кора тумошо.
Сяська сяськая веськрес кызьпу улын.
Бадым езьы укыртэ.
Предложения
Вй гршок; валэз быжтз кут; азег уя, ж уя, сяська усьтскыса, лымы тдьы.
Гондыр, гондыр городын, чабей мешок гур вылын, Саша конькиен умой уг нискыла, туннэ шуныт вл, туннэ кезьыт т. д.
Стихотворения, рассказы.
Луд кечпи гебыр-гебыр
Тэтчалля бакча котыр.
Кубиста, пе, сиысал,
Кочонэз но ярасал.
Узы-боры бичасько,
Сьд кионэз адисько –
Ури-бери пегисько.
Кыт-от погырай,
Кыт-от камыжай,
Кыт-от Ибырай,
Кы-от Микылай.
Чух, чух, вуч, вуч, вуч,
Чух, чух, вуч, вуч, вуч -
Поезд станциысь потэ,
Паровоз кыске, уштэ.
Кеськы, крезе, золгес кеськыгуртъёст
Мед влдськоз куараед ваньшаерт
Жингыр-жангыр, жингыр-
жангыр, жингыр-жан,
Чингыль-чонгыль, жангыр-
тингыль, тангыль-тан!
Самостоятельная речь.
Для коррекционной работы важно содержание, методы и приемы самостоятельной работы.
Первый этап.
1) Постановка нарушенных звуков согласно с индивидуальным планом. Первоначальное закрепление звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
2) Развитие слухового внимания:
а) целенаправленное восприятие с помощью слуха;
б) осознанное различение речевых звуков;
в) различение на слух звуков в определенной действительности;
г) восприятие звуков.
Узнавание и произнесение неречевых звуков (шум проезжающей машины, шуршание листьев, шум ветра). Задание по звукоподражанию : «гав-гав», «га-га-га», «мяу». Игра: «Кто как голос подает?».
Восприятие умения говорить правильно, внятно, отчетливо. Проговаривание поговорок, загадок, четверостиший.
Второй этап.
Первый период
1. Формирование правильного звукового произношения :
а) постановка нарушенных звуков согласно индивидуальным планам;
б) первоначальное закрепление звуков (в словах, слогах, предложениях). Упражнения с удлинением речевого выдоха: «Чей пароход лучше гудит?».
Постановка свистящих звуков – [с], [з], [г] с использованием специальных зондов.
Упражнения : «Тупез воротае пыртыны», «Наказать непослушный язычок», «Сделать язык широким», «Кто дальше загонит мяч».
2. Развитие слухового внимания и памяти:
а) целенаправленное внимание с помощью слуха;
б) осознанное различение звуков;
в) узнавание на слух неречевых звуков и их восприятие.
Детские игры: «Тод али», «Кин черекъя?», «Тод, мон маин шудсько», «Тод, мар мон карисько», «Кызьы куар шипыртэ?», «Кызьы тл шула?».
3. Развитие внимания к звуковой стороне речи. Выделение и определение звуков в окружающей действительности.
Кин вазе: «Ам-ам-ам, нокинэ уг лэзь коркам!»? (Пуны «собака»).
Кин вазе: «Мяу-мяу-мяу-у, ческыт йлвыл сиысау-у!»? (Коыш «кошка»).
Кин вазе: «Мму-у-ук! Мму-у-ук! Ческыт йл ваи, Машук!»? (Скал «корова»).
Кин вазе: «Кяк-кяк-кяк, мыноме вуэ чаляк!»? (ж «утка»).
Кин вазе: «Ме-ке-ке! Бакчае пырем потэ-э!»? (Кеч «коза»).
Кин вазе: «Кот-котк! Ко-ко-ко! Ми сётом тлед коко!»? (Курег «ку-
рица»).
Кин вазе: «Ко-ко-ри-ко-о-о! Курегъёсты гажасько-о-о!»? (Атас «петух»).
Кин вазе: «Нырс-нурс! Нырс-нурс! у-и-ик! Ндэ выдо али ик!»?
(Парсь «свинья»).
Кинъё с шуре васько: «Га-га-га! Го-го-го!»? (азегъёс «гуси»).
Кин вазе: «Бе-е-е! Ме-е-е! ышкы ыжгонме!»? (Ыж «овца»).
Второй период.
Формирование правильного звукопроизношения :
а) постановка звуков;
б) автоматизация звуков;
в) активное исследование детьми акустических и артикуляционных признаков звуков речи;
г) дифференциация звуков.
Использование слогов, слов, словосочетаний, предложений, стихотворений.
Третий период.
Формирование правильного звукопроизношения согласно индивидуальным планам:
В слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связных текстах. Соблюдение интонаций, знакомство с ударениями.
Третий этап.
1. Формирование правильного звукопроизношения : постановка звуков, автоматизация поставленных звуков, исследование детьми акустических и артикуляционных признаков звуков речи. Артикуляционная гимнастика.
2. Развитие слухового восприятия и определение звуков в окружающей действительности.
3. Развитие речевого дыхания. Различение на слух звуков речи окружающих. Подгрупповые занятия.
Первый период.
Формирование и развитие звуков анализа и синтеза :
а) звук на фоне слова;
б) звук в начале, в конце слова;
в) последовательность звуков;
г) количество звуков;
д) место звуков по отношению к другим звукам;
е) анализ прямых и обратных слогов;
ж) звуковой анализ и синтез односложных слов.
Гласные звуки.
Согласные звуки.
Второй период.
Формирование и развитие звукового анализа и синтеза :
а) различение звуков на слух;
б) дифференциация звуков на слух;
в) деление слов на слоги.
Для слуховой опоры используются схемы, в которых длинной полоской обозначают слова, короткой – слоги, звуки обозначаются разноцветными фишками: гласный звук – красными, твердый согласный – синими, мягкие согласные – зелеными.
Третий период.
Продолжение работы по исправлению недостатков звукопроизношения в соответствии с индивидуальными планами:
а) развитие артикуляционного аппарата;
б) постановка звуков;
в) автоматизация звуков;
г) дифференциация звуков;
д) введение поставленных звуков в речь.
На материале слогов, слов, словосочетаний, предложений, связных текстов. Подгрупповые занятия. Развитие фонематического анализа и синтеза:
а) различение на слух звуков;
б) дифференциация звуков на слух;
в) анализ и синтез предложений;
г) слоговой анализ и синтез.
Повторение звуков : [с], [з], [ш], [ж], [л], [л'], [р], [р']. Знакомство со звуками : [ч], [ш], [щ], [ц], [ч] – [ш] – [щ], [щ] – [ч], [ц] – [с], [д'з'], [дж], [тш], [д – д'], [з – з'], [л – л'], [н – н'], [с – с'], [т – т'], [ – ], [ – ч].
Выделение предложений из прочитанного текста. Расчленение предложений на слова, слова на слоги, звуки. Соединение звуков в слоги и слова.
Для преодоления речевых недостатков следует применять самые разнообразные приемы, методы, формы развития фонематического слуха, устной и письменной речи. К таким формам относятся следующие: чтение по системе Брайля специально подобранных текстов, выполнение специальных письменных упражнений по Брайлю, исправление недостатков произношения, упражнения в пересказе, заучивание стихотворений [Брайль; 2002].
Для проведения коррекционно-логопедической работы был составлен план работы по постановке звука, который представлен в таблице 2.
Таблица 2. Этапы работы по постановке звука у детей
подготовительной группы, разговаривающих на удмуртском языке
№ Основные этапы Задачи
1 Подготовительный этап
Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.
2. Этап постановки звука
Добиться правильного звучания изолированного звука;
Создание слухового образа звука;
Формирование зрительного образа звука (показ или словесное описание положения губ, зубов, языка логопедом);
Формирование правильного положения органов артикуляции.
Развитие простых видов фонематического анализа и синтеза;
Развитие переключаемости органов артикуляционного уклада.
3 Этап автоматизации звука Развитие коммуникативной функции речи;
Расширение и обогащение речевого опыта;
Развитие артикуляционного праксиса, переключаемости;
Выработка правильных артикуляционных укладов;
Закрепление звука в рифмованной речи.
4. Этап дифференциация звука в речи Развитие фонематических дифференцировок смешиваемых звуков.