елена романова
Роль психологии в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня для педагогов, психологов, родителей интересна, актуальна и важна тема раннего развития ребенка. Это не случайно, ведь за 2—3 года у него происходит огромный скачок в физическом, моторном, интеллектуальном, речевом, эмоциональном развитии. Если упустить это время, наверстать его очень трудно, а иногда и невозможно. В традиционной русской культуре с давних времен воспитанием ребенка занималась семья. Существовала тесная взаимосвязь поколений. Секреты материнства и отцовства передавались от матери к дочери, от отца к сыну. В советские времена произошла подмена семейного воспитания социальными институтами — яслями, детскими садами. Родителям предлагалось определять ребенка в ясли с двух месяцев. Тесная связь поколений прерывалась. Это, несомненно, сказывалось на развитии и психике детей. Очень важно «напитать» малыша впервые годы жизни всем необходимым, что потребуется ему на протяжении всей жизни, заложить «прочный фундамент» его будущего. Личность ребенка формируют многие факторы: наследственность, течение беременности, история родов, опыт воспитателей, культура семьи и взаимоотношения в доме.
Публикация «Роль психологии в воспитании детей» размещена в разделах
Некоторые факторы мы контролировать не можем: например, невозможно сразу родить третьего ребенка — сначала появится первый. Также невозможно предсказать расположение плаценты. Хотя кое-что до известной степени поддается контролю: например, чувствительные современные приборы и передовые методы ранней диагностики внутриутробных заболеваний в подавляющем большинстве случаев загодя информируют родителей о возможных дефектах плода. Иных отрицательных влияний можно избежать, соблюдая гигиенические и профилактические меры, предписанные беременным (отказ от наркотиков, алкоголя, определенных медикаментов, экстремальных видов спорта). Между тем есть важнейшие вещи, которым родители постепенно учатся на собственных ошибках, прислушиваясь к советам родственников и друзей, семейного консультанта, читая книги по воспитанию детей. Как правило, любознательные и гибкие родители подходят к моменту рождения ребенка куда более педагогически подкованными, более терпеливыми и спокойными. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Их личности играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Их специфика определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Нужда в родительской любви — это поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна и безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления она все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда и ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Тем не менее подчеркивание необходимости создания у него уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи, когда дети, повзрослев, расстаются с родителями в психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми. Главное требование к семейному воспитанию — это требование любви. Но важно не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, усилиях по его воспитанию. Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Он необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение контакта и переживание с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. При этом полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеются в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Понятие «родительское отношение» имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия «родительская позиция» и «установка» используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Эта позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка — менее однозначна. Характер и степень влияния на ребенка определяют множество отдельных факторов, и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия: — его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный); — возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка); — темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный); находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Он необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение контакта и переживание с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. При этом полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеются в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Понятие «родительское отношение» имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия «родительская позиция» и «установка» используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Эта позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка — менее однозначна. Характер и степень влияния на ребенка определяют множество отдельных факторов, и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия: — его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный); — возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка); — темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный).
Развитие личности — это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для младших школьников такой средой является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью. Среда ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности — учебы. В жизни ребенка появляется новый референтный взрослый — учитель, влияние которого порой выше влияния родителей. Он способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Именно учитель для младшего школьника является наиболее значимой личностью. Стиль его поведения, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой учащихся класса. Следовательно, чем более учитель осознает себя несчастливым и неуспешным человеком, тем сложнее для него организация гуманного воспитательного пространства, создание для детей опыта проживания в атмосфере любви. Одной из главных отличительных черт учителя, реализующего личностно ориентированный подход, является стремление понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика. Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики — как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе великого чешского педагога Я. А. Коменского четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.
Замечательный русский педагог К. Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе реализации этого подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым подчеркнув творческий характер решения проблемы. А. С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. А. С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка. Это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. У каждого ребенка прежде всего нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно развивать творческую деятельность, активность, инициативу. Придавая большое значение индивидуальному подходу, А. С. Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолированно от общей системы воспитания.
Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей. Осуществляя такой подход к детям, педагог должен помнить, что его задача — не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности. Находясь в поиске новых моделей обучения, учителя, руководители, методисты должны постоянно обращаться к развитию инновационных дидактических подходов, нетрадиционных представлений о построении учебного процесса, что, прибавляя им знаний, умений и навыков, способствует личностному росту. Учителя, реализующие личностно ориентированный подход, должны быть более ориентированы на создание для учащегося возможностей занимать активную, инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый учителем материал, но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной и Перед учителем с точки зрения педагогических норм как будто стоят две задачи: обеспечить результативность усвоения знаний и сохранить у детей интерес к познанию. Однако оценка работы учителей идет только по первому критерию. Тем самым учителей подталкивают к достижению результативности усвоения любой ценой, в том числе и через возбуждение страха и тревожности у детей. Это не противоречит задачам школы как системы принудительной передачи знаний детям. Чтобы мир взрослых мог воспроизвести себя, ребенку полагается овладеть знаниями и средствами, необходимыми для этого. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а также место воспитания в формировании целостной личности человека — все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер, а впоследствии отражается на развитии ребенка и становлении его последующей жизни и взаимодействии с другими детьми и педагогами. Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ его воспитания с анализа самих себя и особенностей собственной личности.