Людмила Кикина
Консультация «Роль родителей в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью российских граждан. Это требование, провозглашенное конституцией РФ («Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей». Статья 38, отражает воспитательные возможности, которыми располагает сегодня российская семья. Повышение материального и культурного уровня российской семьи, ее нравственное совершенствование, обусловленное прогрессивным развитием нашего общества, необычайно расширили педагогические возможности семьи, выдвинули на первый план, сделали ведущей ее важнейшую социальную функцию – воспитание детей. Наше общество кровно заинтересовано в прочной нравственно здоровой семье. Поэтому необходимо создать такие формы общественного воспитания, которые не отрывали бы детей от родителей.
Публикация «Консультация „Роль родителей в воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
А. С. Макаренко видел в родительской любви основу влияния семьи на ребенка. Важнейшим фактором воздействия семьи на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных отношений, эмоциональная близость между членами семьи. Наиболее велико значение этого фактора на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте. Маленький ребенок особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми, которая наиболее полно удовлетворяется в семье: любовь ребенка к родителям, беспредельное доверие к ним делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца, определяют прочность воздействия на ребенка их примера. Сила семейного воспитания заключается в его непрерывности, постоянстве. Семья воспитывает ребенка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою роль, свою воспитательную деятельность : специально обучают его тем или иным навыкам и умениям, дают знания, представления, направляют поведение и т. д. ; на ребенка оказывают влияние особенности быта, уклад жизни семьи, ее традиции, характер взаимоотношений ее членов, их нравственные качества, потребности, интересы.
Семья для дошкольников – основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой. В семье имеются благоприятные возможности для включения ребенка в бытовую, хозяйственную деятельность взрослых, опосредованного приобщения его к труду родителей.
Велико значение семьи в формировании коллективистских качеств ребенка. Бескорыстная забота каждого члена семьи о других ее членах, готовность поступиться своими интересами ради блага родных – характерные черты подлинно семейных отношений, которые оказывают сильнейшее воздействие на нравственное становление личности ребенка. Н. К. Крупская подчеркивала, что «не только родительская любовь, но и общественные качества матери, отца, их моральный облик определяют, какие нравственные качества будут воспитаны у детей в семье».
По мере повышения уровня благосостояния всех российских людей, уровня их культуры, семья получает все больше возможностей для всестороннего развития, воспитания детей, для удовлетворения их потребности и интересов. Однако в некоторых семья из-за неправильного понимания принципов «все для детей» родители допускают серьезные педагогические ошибки. Теряя чувство меры в стремлении удовлетворить все желания ребенка, создать ему «счастливое детство» они физически и нравственно изнеживают его. Если ребенок привык удовлетворять только свои потребности и не замечать потребности других членов семьи, он растет эгоистом. Научить ребенка с уважением относиться к близким – метери, отцу, бабушке, дедушке – значит заложить в нем зерно человечности, чувства долга, сыновьей ответственности, умение жить среди людей. Ведь трудно представить, что плохой сын, став взрослым может быть чутким отцом, верным другом, хорошим товарищем, семьянином, преданным гражданином своей Родины. Подготовить растущего человека к будущей жизни, вырастить в нем настоящего гражданина с присущими ему качествами нового человека, умеющего руководствоваться высокими идеалами в отношениях с близкими и окружающими людьми - задача высокая и гуманная. И эта задача решается тем успешнее, чем раньше начинают думать над ней взрослые.
Роль матери в воспитании огромна, поэтому надо всячески стараться укреплять привязанность ребенка к матери; воспитывать уважение и чуткое отношение к ней, выражающиеся в поведении и поступках – умение охранять ее покой, оказывать посильную помощь. Важно, чтобы чувство любви и привязанности к матери выражалось у ребенка не только на словах, но и на деле. Это задача большого социального значения: с воспитания уважения и любви к матери, которая живет в нашей стране общественными интересами и работает на благо народа, начинается и воспитание в растущем человеке любви к Родине. В. А Сухомлинский говорил: «От матери человек берет все прекрасное и самое чистое…»
Часто родители не замечают, что их отношения с маленьким членом семьи строится неправильно, ребенок растет потребителем, баловнем, проявляет эгоистические наклонности – все то, что мешает формированию в нем таких ценных свойств человеческой души, как доброта, отзывчивость, чуткость, умение считаться с интересами и возможностями семьи. Родители за сиюминутной радостью своего обожаемого дитяти по существу забывают о его завтрашней радости. Непомерное потакание детским прихотям в дальнейшем может обернуться несчастьем для ребенка, особенно когда не станет отца с матерью, и не с кого будет требовать «дай», «хочу», «купи». А самому удовлетворить непомерные потребности, которые были бы мерилом его благополучия, увы, он не сможет, ибо не привык соразмерять свое «хочу» с объективными возможностями. Родители – первые воспитатели ребенка. Их влияние на развивающуюся личность трудно переоценить. Однако успех воспитания зависит от их авторитета, единства взглядов на воспитание. Почему же одни родители пользуются авторитетом у детей, а другие нет? В семьях, где требования к детям согласованы, где мать и отец заботятся о своем авторитете, дети уважают их слово, растут послушными. К сожалению, в практике семейного воспитания можно наблюдать иное, строгое требовательное отношение к детям со стороны одного из родителей и снисходительное, бескорыстное со стороны другого. Бывает и так, что один из родителей устраняется от воспитания ребенка. Чаще так поступают отцы. Ссылаясь на занятость, они не вмешиваются в «детские дела», всецело доверяют воспитательские функции маме, бабушке. Особенно пагубно отражается на воспитании ребенка то, что отец остается сторонним наблюдателем в конфликтных ситуациях матери и ребенка. Линия невмешательства – худший вид попустительства. Некоторые папы и мамы добиваются послушания у детей путем подкупа, обещаниями. «Будешь слушаться, куплю это», сходим в парк, цирк и т. д. Разумеется, родители должны водить детей в кино, покупать игрушки, но не за то, что ребенок слушается. Еще хуже, когда папа или мама, пообещав, забывают о своих обещаниях. Дети перестают им верить. Каждый отец, каждая мать должны укреплять свой авторитет. И здесь важно все – нравственный микроклимат семьи, чем живут взрослые, как ведут они себя в быту, как о них отзываются люди, чем они интересуются, как проводят сой досуг, каковы их друзья.
Отец привносит в воспитание дух мужской твердости, требовательности, принципиальности, строгости, тем самым создается гармония воспитания. Мать, как истинная воспитательница является носителем доброты, внимания, сострадания, заботы. Отцовское внимание, его забота, все умеющие мужские руки, как это важно и необходимо для гармоничного развития. У отца, как правило, более ровное отношение к детям. Мать – то чрезмерно ласкова, то проявляет несдержанность.
Каждая мать и каждый отец должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Надо отдавать себе отчет относительно собственных родительских желаний. И если дети устают иногда от чрезмерной материнской опеки, то отцовского внимания им подчас не хватает. С матерью и отцом ребенок соприкасается «денно и нощно», с них берет пример, им отдает свою любовь и привязанность, ими изумляется и гордится, рядом с ними шлифует свой разум и приобретает опыт, без них он не может обойтись. Влияние5 их на ребенка – главное в воспитании. Детям всегда необходимы они оба. Ему всегда нужно, чтобы рядом с доброй и нежной матерью был мудрый и мужественный отец. Семья – эта та колыбель, через которую проходит каждый. Это начало всех начал. И дети привнесут в свою будущую семью то, что усвоили в отчем доме. Воспитание детей – самая важная область нашей жизни, и как не вспомнить слова А. С. Макаренко: «Наши дети – будущие граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезу. Это наша вина перед другими людьми, перед всей страной…»
Литература:
Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., 1990
Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988
Ковалев Л. Е. Микроклимат в семье. М. ,1999
Конвенция ООН о правах ребенка (1991)
Конституция РФ.
Советы родителям о воспитании детей/ Под ред. А. П. Усовой. Изд. АПН, Москва