Валерия Бабкина
Роль подвижных игр в развитии старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра - является одним из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность -комплексное воздействие на организм и на все стороны личности ребенка: где одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
В подвижной игре старшие дошкольники осуществляют активную двигательную деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции благоприятно влияют на организм: усиливают все физиологические процессы, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Публикация «Роль подвижных игр в развитии старших дошкольников» размещена в разделах
Подвижные игры оказывают колоссальное влияние на моторику дошкольников, формируют умение соразмерять движения в соответствии с задачей. Действия и движения, которые дети используют в игре способствует активизации области коры головного мозга, отвечающая за двигательную деятельность. Подвижная игра полностью воздействует на организм ребенка, содействует взаимосвязанной работе функций органов и систем, главным образом нервной системы, что в свою очередь улучшает психические процессы и мыслительную деятельность ребенка
Р. Будинская отмечала, что подвижная игра оказывает, прежде всего, физическое воздействие на организм дошкольника : она требует, чтобы организм выполнял перечень физиологически важных движений, что в значительной степени способствует правильному развитию и росту. Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их на первый взгляд, лёгкой, яркой, забавной, привлекательной формой скрывается множество возможностей, которыми может воспользоваться педагог. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры.
Социокультурная функция
Игра выполняет важные социальные функции. Именно в игре ребенок чувствует себя личностью, частью коллектива. В игре ребенок социализируется.
С. Л. Рубинштейн считал, что игру ребенка можно сравнить лишь с очарованием высших форм творчества. Игра способствует самореализации ребенка. Играя, он обретает пространство - физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» - самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.
Коммуникативная функция
Любая подвижная игра невозможна без общения детей друг с другом. В игре дети объединяются, находят общий язык, учатся взаимодействовать в разных игровых ситуациях.
В играх существуют 2 вида отношений. Соревновательный тип отношений - между игроками, у которых стоит цель выиграть (если один выигрывает, то другой проигрывает, и второй вид, предпологающий сотруднечество между участниками одной команды. Это помогает ребенку рассмотреть ситуацию с разных сторон.
Диагностическая функция
Игра помогает выявить различные отклонения в развитии детей как с физической, так и с психической стороны. Например, в игре ребенок специально нарушает правила, или может в ответственный момент откажеться играть. В этом случае, педагог должен обратить внимание на ребенка, понять причину его поведения.
Игротерапевтическая и коррекционная функции
Игра оказывает терапевтическое воздействие на ребёнка. Педагог устраняет конфликты, предотвращает появление отклонений на ранних стадиях, пока это не переросло в устойчивые комплексы. В играх дети снимают стресс, страхи и напряжения, что может говорить об игре как эффективном психотерапевтическомом средстве. Играя, ребенок делится с окружающим о том, что у него на душе, что беспокоит и радует, отражает поученные впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.
Развлекательная функция
В играх, в соответствии с сюжетом, дети совершают недопустимые, в обычной жизни, с точки зрения общественных норм, действия. Игра дает возможность хотя бы иногда вести себя так, как хочется, нарушать запреты. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, - растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры он никогда бы не добился.
Таким образом, в процессе подвижных игр дети старшего дошкольного возраста развиваются не только с физической, но и с психической стороны. Они познают себя, своё тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями, изучают способы перемещения в пространственно-временной среде. Двигательная активность детей шести лет становится более осознанной и разнообразной. По мере формирования двигательных навыков и умений у них проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям. Во время подвижных игр дети познают окружающую действительность, получают при этом «мышечную радость». Хорошая двигательная подготовка ребёнка является залогом его заинтересованного отношения в своём дальнейшем физическом совершенствовании. Она доставляет ребёнку радость владения своим телом, умения действовать ловко, смело, решительно; вызывает уверенность в своих силах.