Получи документы

Программа дополнительного образования «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии дошкольников»

Любовь Чуборева
Программа дополнительного образования «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Презентация

Программы дополнительного образования детей

МБДОУ ЦРР Детский сад №2 «Журавушка» г. Олекминск

«Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Форма представления

Районные XVII Корниловские чтения

Темочки:

Секция «Педагогические проекты работников ДОУ»

Чуборева Любовь Мироновна

Воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №2 «Журавушка»

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…с 3

Цели и задачи…с 4

Этапы реализации проекта…. с 5

Целевые ориентиры….с 6

Содержание психолого – педагогической работы…с 7

Формы и методы работы…. с 8

Педагогический мониторинг…. с 9

Инструментарий…. с 11

Приложение

Пояснительная записка

«Ум ребенка – на кончиках его пальцев». В. И. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.  

В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается, такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание и интерес. Использование техник данного направления способствуют интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников. Учитывая вышесказанное, я решила организовать работу по ознакомлению детей с нетрадиционными изобразительными технологиями, т. к. в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.

Форма организации работы: дополнительное образование детей во второй половине дня.

Цель работы – развитие творческого потенциала детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

Изучив работы различных авторов:

И. А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»;

А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования»;

Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования»;

Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками»

Задачи:

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

2. Сформировать у детей технические навыки рисования. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.

3. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами :

4. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Развивать творческое мышление.

5. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Подготовительный- ознакомительный.

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.

Разработка содержания проекта:

«Нетрадиционные  способы рисования для малышей»

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

2. Репродуктивный-основной:

Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.

Формирование навыков художественной деятельности детей дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

3. Заключительный – итоговый:

Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами.

Презентация проекта на различных уровнях.

Срок реализации проекта по группам

1 год обучения - 2 младшая группа (3-4 года);

2 год обучения - средняя группа (4-5 лет);

3 год обучения - старшая группа (5-6 лет);

4 год обучения - подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Участники проекта

Дети;

педагоги;

родители.

Планируемы результаты:

Целевые ориентиры для детей:

1. Вызвать у детей интерес к творческой деятельности. 2. Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.

3. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно- двигательной координации. 4. Совершенствуются разнообразные способы рисования предметов и явлений окружающей действительности.

Целевые ориентиры для родителей:

1. Овладение соответствующими техническими умениями и навыками рисования. 2. Развитие духовно-богатой личности ребенка.

3. Выработка устойчивой мотивации к творческой самореализации.

4. Приобретение навыков творческой деятельности.

5. Правильная оценка творчества ребенка.

Для педагогов:

1. Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала. В повседневной жизни внутри группы внедрение нетрадиционных методов рисования в НОД и проектную деятельность детей. 2. Повышение профессионального мастерства педагогов, через овладение различными техниками рисования, самообразование, саморазвитие. 3. Сотрудничество с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей посредством работы по проектам или творческих семейных работ (заданий).

Психолого-педагогические условия реализации программы

1 период обучения (дети 3-4 лет)

рисование пальчиками;

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

2 период обучения (дети 4-5 лет)

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

3 и 4 периоды обучения (дети 5-7 лет)

Граттаж;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

Формы и методы работы

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы которые не несут завершенности сюжета, но если добавить кляксе глаза, то получить забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Были использованы средства рекомендуемые программой

- совместная деятельность воспитателя с детьми,

- самостоятельная деятельность детей.

Применяла такие методы: информационный словесный, практический.

Информационный метод включает следующий прием:

- рассматривание

- наблюдение

- экскурсия

Словесный метод включает в себя

- беседу

- рассказ или сказки

- использование образцов для работы

Практический метод – это метод направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навык до автоматизма, он включает в себя прием повтора работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Организация занятий: Занятия проводятся 1 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия для групп согласно возрасту. Форма работы кружка индивидуальная, групповая.

Учебный план:

№ Тема Количество часов

1 Рассматривание образцов различных техник рисования 1 час

2 Рассматривание фотографий, альбомов, книг 2 часа

3 Знакомство с различными техниками рисования 2 часа

4 Знакомство с правилами работы и инструментами 2 часа

5 Практическая работа с детьми 18 часов

6 Выставка детских работ 11 часов

Итого 36 часов

Педагогический мониторинг

Чтобы составить правильную оценки уровня развития художественно-творческих способностей использовала программы Комарова Т. С, Казакова Т. Г, Лыкова И. А, Ветлугина Н. А, Шайдурова Н. В. и другие.

Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного возраста (автор Казакова Т. Г.)

I. Задание по восприятию искусства.

3-4 года

Детям предлагаются два изделия (дымковская'игрушка и хохломская посуда) и

предлагается выбрать изделие которое более нравиться (красота узора, цвет

элементы)

4-6 лет

Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и

выбрать ту, которая понравиться, сказать, что особенного в ней понравилось.

Предложить придумать название картине

II. Задание по рисованию (творчество и исполнительство).

Тема: «Моя семья»

Тема: «Чем я люблю заниматься»

Детям предлагаются различные изобразительные материалы : краски с

кисточками, карандаши, мелки пастельные и масленые, фломастеры.

Анализ.

В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественнообразную выразительность : не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.

Уровни художественного развития :

Высокий уровень(3 балла) — дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.

Средний уровень(2 балла) — в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют

техническими навыками.

Низкий уровень(1 балл) - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

Тест «Незаконченный рисунок».

Коломенский Я. Л. и Панько Е. А. предлагают в качестве исходного шаблона использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под другом на листе А4. Материалы: лист А4 со следующим шаблоном: Карандаши цветные и простой, ластик. Инструкция: «Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок. Давайте поможем ему дорисовать, когда закончите, придумаете своему рисунку название, я его подпишу.» Оценивание: задание оценивается по следующим показателям: Беглость - количество задействованных элементов. Разработанность - количество значимых деталей. Оригинальность:

0 б. - ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что-то свое.

1 б. - Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение отдельного предмета, но изображение контурное, лишено деталей.

2 б. - изображен объект, но с разнообразными деталями.

3 б. - изображен отдельный объект, но включен в воображаемый сюжет.

4 б. - изображается несколько объектов по воображаемому образцу.

5 б. - на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один из

второстепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ.

Задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса.

Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.

Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т. Г и Лыковой И. А.

I. Рисование.

1 Средства выразительности: а) цвет, колорит; б) формообразование; в) композиция.

2. Практические умения (владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.

З. Содержание рисунка (дом, дерево,человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие объекты). 4. Жанры ( виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

5. Декор адекватно теме (замыслу).

6. Эстетические суждения и оценки.

7. Художественный образ.

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ.

Высокий - ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные-тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.

В ходе диагностики выделено 15-20 показателей.

Средний - ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы (не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.

В ходе диагностики выявлено 10-15 показателей.

Низкий - ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.

В ходе диагностики выявлено менее 10 показателей.

Инструментарий:

Компоненты рисования Возраст детей

3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

Художественно-эстетическое восприятие фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.

отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков). показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемом. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа. Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обо разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень бщение,

Проявление творчества Искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональнось;

интерес к изобразительной деятельности, подбирают цвет,

соответствующий предмету Создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов;

дополнения, изменения, преобразование знакомого материала, нахождение оригинальных приемов изображения;

самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакций и ориентировки в новых условиях. Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения художественных образов в рисунке, лепке аппликации;

соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям:

Особенности цветовой гармонии, колорита;

характер линии, выразительность формы, силуэта; ритм цветовых пятен, линий форм; своеобразие композиции(«смысловой центр», фризовая, горизонтальная вертикальная и т. д.); «ндивидуальный почерк» как особая манера исполнения и выражения ребенком своего эмоционального отношения к образу.

Проявление инициативы Дети затрудняются самостоятельно передавать образы предметов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств выразительности Дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности Дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности; устойчивый, который определяется индивидуальными предпочтениями каждого ребенка

Проявление самостоятельности Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками. Дети затрудняются передавать образы предметов, явлений без помощи взрослого Дети освоили практические умения, владеют

техническими навыками и уже могут использовать в своих рисунках. Изображают сказочные, бытовые,

общественные сюжеты, разнообразные

предметы.

Рисуют по мотивам литературных и

музыкальных произведений. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.

Использование средств выразительности Замысел неустойчив, меняется в процессе рисования. Замысел создают до начала рисования, но затрудняются его осуществить. Замысел создают до начала рисования,

формулируя его в речи. В соответствии с

ним выбирают формат и цвет бумаги,

изобразительные и выразительные

средства.

Замыслы устойчивы и

Разнообразны. В соответствии с

ним выбирают формат и цвет бумаги,

изобразительные и выразительные

средства.

Освоение способов создания изображения Изображают

простые предметы и явления

действительности (идет

дождь). Изображают несложные объекты,

связывая их единым сюжетом

(«Цыплята гуляют в траве», а

также животных, сложные

предметы и человека. Изображают сказочные, бытовые,

общественные сюжеты, разнообразные

предметы. Рисуют по мотивам литературных и

музыкальных произведений.

Видение художественных образов Подбирают цвет,

соответствующий предмету.

Главное в рисунке выделяют

пространственным

изображением объектов на

листе бумаги. Для создания выразительного

образа применяют сочетание

цветов.

При изображении сложных

предметов правильно передают в

рисунке

расположение частей и их

соотношение по величине. Главное в рисунке выделяют с

помощью цвета, величины,

пространственного

расположения.

Передают некоторые

индивидуальные признаки

объектов (котенок полосатый и

пестрый) и отдельные признаки

сказочности предмета или

ситуации (необычность формы,

цвета деталей, расположения в

пространстве). Для отображения особенностей объектов,

своего настроения и отношения к

изображаемому используют разнообразие

цветов и цветовых сочетаний.

Правильно передают форму, пропорции,

расположение частей и окраску предметов.

Планирование деятельности Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого Требуется незначительная помощь в планировании, с вопросами к взрослому обращается Выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами Выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами

Навыки и умение владения инструментами Аккуратно пользуется

краской, правильно держит

карандаш и кисть.

Используют прямые, округлые,

наклонные, длинные, короткие

пересекающиеся линии. Закрашивают рисунки кистью,

карандашом.

Наносят штрихи и мазки по всей

форме, не выходя за контур.

Проводят широкие и узкие линии.

Изображают круглую, овальную, треугольную, прямоугольную

форму. Совершенствуются разнообразные

способы рисования предметов и явлений

окружающей действительности, на основе

чего изображенные объекты приобретают

сходство с реальными. Смешивают краски.

Совершенствуются разнообразные

способы рисования предметов и явлений

окружающей действительности, на основе

чего изображенные объекты приобретают

сходство с реальными.

Общий свод по группе за 3 периода

№ Критерии

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

%

1 Художественно-эстетическое восприятие 19 24 32

2 Проявление творчества 23 30 34

3 Проявление инициативы 22 34 45

4 Проявление самостоятельности 24 37 49

5 Использование средств выразительности 23 47 58

7 Освоение способов создания изображения 30 44 56

6 Видение художественных образов 22 41 49

7 Планирование деятельности 20 29 74

9 Навыки и умение владения инструментами 21 35 80

По результатам педагогического мониторинга мы наблюдаем рост уровня знаний и умений детей в течение учебного года.

Диаграммный срез по результатам

Вывод

Проанализировав результативность навыков и умений рисования по группам, занимающихся нетрадиционной техникой рисования, пришла к выводу, что наблюдается положительная динамика у детей подготовительной группы. Говоря о деятельности кружковой работы нельзя не сказать о результативности этой работы, эффективность которой по данному направлению подтверждают

результаты педагогической диагностики.

Реализация программы «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» позволит разработать практическое пособия для педагогов ДОО по обучению детей нетрадиционным способам и приемам рисования адаптированные к условиям работы в детском саду.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники рисования в ДОУ» «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ» Елена Зудина Нетрадиционные техники рисования – это способы создания чего–то оригинального, нового.

Развитие сенсорных способностей через нетрадиционные техники рисования в контексте ФГОС дошкольного образования Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью.

Методические рекомендации для молодых педагогов «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей» Методические рекомендации для молодых педагогов Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста Искусство.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста Слайд 1: Тема: "Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии детей дошкольного возраста". Слайд 2: " Рисование нетрадиционными.

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии детей дошкольного возраста Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Опыт работы воспитателя МБДОУ ЦРР д/с№2 «Журавушка».

Педагогическая мастерская для воспитателей ДОУ «Нетрадиционные техники рисования. Кляксография» Цель: познакомить педагогов нетрадиционной техникой "кляксография"; обучить различным вариативным способам работы в этой технике. Материал:.

Программа дополнительного образования. Образовательный туризм в ДОУ Дополнительная образовательная программа по образовательному туризму для детей 5-7 лет «Образовательные приключения Буратино или Золотой.

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Волшебная кисточка» (нетрадиционные техники рисования)Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Волшебная кисточка» (нетрадиционные техники рисования) муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 305» Рабочая программа дополнительной.

Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии дошкольников»
Опубликовано: 6 декабря 2017 в 17:01
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Чуборева (УИ 256374) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД