Маргарита Панова
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности
и комфортности образовательной среды в условиях реализации ФГОС
в ОГКОУ «Школе-интернате № 92»
Педагог-психолог Панова ММ.
«Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которые обеспечи-вают развитие детей в дошкольной образовательной организации : развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, игра, развивающее пред-метное содержание образовательных областей»
Публикация «Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние психологической за-щищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировос-приятию и отношению к самому себе.
В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Обеспечение полноценного развития дошкольника предполагает решение основной задачи ДОУ - охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОУ по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.
Психологически безопасной образовательной средой, по словам И. А. Баевой, можно назвать сре-ду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высо-кие показатели индекса их удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.
Психологическая комфортность образовательной среды – это состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении; это условия, при которых они чувствуют себя спокойно, когда нет необходимости от кого-либо защищаться.
Безопасность образовательной среды появилась как идея и факт защиты детей от внешней опасно-сти в таких экстремальных ситуациях, как землетрясение, нападение террористов, война. Однако помимо физической опасности ребенок сталкивается с психологическими проблемами, с необходи-мостью уметь соответствующим образом реагировать, осуществлять определенные действия в усло-виях стресса, риска, неопределенности, принимать жизненно важные решения и т. д. И начинать его подготовку надо не тогда, когда что-то случится, а в условиях мирных и с раннего детства. Необхо-димы, с одной стороны, условия достаточно комфортные для развития, личности, а с другой – под-готовка к ситуациям стрессовым, а может быть и экстремальным.
Исследования ученых РАО, РАМН, НИИ педиатрии, других организаций и практиков давно бьют тревогу: у поколения «детей XXI века» снижен целый ряд показателей физического и психического здоровья.
— снижены витагенные возможности детского организма: энергопотенциал, мышечная сила, адап-тационные возможности, устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды;
— наблюдается рост функциональных нарушений и психических расстройств;
— в психологическом портрете современного ребенка стало больше диспропорций: нарушены воз-растно-нормативные темпы развития. Особенно диспропорции коснулись сфер познавательного развития, мотивации, психорегуляции деятельности и общения;
— информатизация жизни привела не только к нарушению структуры общения, глубины мышле-ния. У современных детей и подростков серьезно нарушен режим дня, суточный цикл имеет выра-женную деформацию. В итоге за последние 10 лет:
• пятая часть детей дошкольного возраста не готова к школе;
• к моменту поступления в 1-й класс доля психически здоровых детей составляет всего 39%;
• не более 10% детей в полном объеме справляются с требованиями школьных образователь-ных программ.
Очевидно, что ДОУ должно стать тем местом, той питательной средой, где формируются успешные, счастливые и здоровые дети, а для этого образовательное учреждение должно стать территорией безусловной психологической безопасности и комфорта.
К основным структурным компонентам психологической безопасности образовательной среды относятся следующие :
• отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников;
• удовлетворение потребностей детей и воспитателей в личностно-доверительном общении;
• создание психологически комфортной атмосферы в коллективе, обусловливающей причаст-ность каждого субъекта к конструированию и поддержанию психологической комфортности обра-зовательной среды;
• реализация условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья индиви-дов;
• профилактика угроз, препятствующих продуктивному устойчивому развитию личности;
• обеспечение развивающего характера образовательного процесса, способствующего нормально-му функционированию всех его субъектов, ориентированного на формирование у них умений вы-страивать психологически безопасные отношения и минимизировать возникающие.
Структурные компоненты психологической безопасности целесообразно разделить на две системы:
систему организации режима жизнедеятельности воспитанников;
систему организации межличностных отношений в ДОУ.
1. Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:
• создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения по-требности в общении, движении, развитии и т. д. ;
• организация безопасности и комфортности образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение вос-питанников в значимые и интересные для них виды деятельности).
• реализация условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья индиви-дов;
• профилактика угроз и насилия, препятствующих продуктивному устойчивому развитию личности;
2. Система организации межличностных отношений в ДОУ:
• влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характери-стики педагога, его имидж, профессионализм);
• психологический климат в коллективе «воспитатели-дети» (удовлетворение потребностей детей и воспитателей в личностно-доверительном общении, стиль общения, традиции, атмосфера в группе);
• создание психологически комфортной атмосферы в коллективе, обусловливающей причастность каждого субъекта к конструированию и поддержанию психологической комфортности образова-тельной среды.
При постановке задач обеспечения безопасности и комфортности образовательной среды психо-логическая служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности воспитан-ников и фактором позитивных изменений педагогов, а главной задачей психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и пси-хологической защищённости.
В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому так важна среда, в которой проходит воспитательный процесс. С одной стороны, воспитатель обогащает пред-ставления детей об окружающих его людях (в детском саду, семье, помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость, формирует у ребёнка уме-ния разбираться в собственных чувствах и переживаниях. С другой стороны, педагог-психолог ДОУ осуществляет работу по прогнозированию и предупреждению рисков, по своевременной профилактике, способствует созданию психологически комфортной среды, в которой находится ре-бенок, и в первую очередь - это создание таких условий в первом его социальном коллективе, в группе детского сада. Ребёнок обретает собственный опыт, необходимый для его успешного вхож-дения в социум.
Дошкольные образовательные учреждения – это социальные институты, широко представленные в обществе, которым особо важно создавать и постоянно совершенствовать свою систему психологи-ческой безопасности. Дети как субъекты среды нуждаются в защите, поскольку они не готовы обеспечить ее самостоятельно в силу своих возрастных особенностей. Сензитивность дошкольни-ков создает дополнительные условия для психологической уязвимости, восприимчивости к насилию, агрессии, страхам и тревожности, а также прочим угрозам.
Стремление создать безопасные условия для жизни и деятельности, защитить всех участников об-разовательной среды от всех форм насилия является альтернативой агрессивной социальной среде. Для понимания того, что следует менять или как совершенствовать образовательную среду, необхо-димо «научиться не только выявлять скрытые болевые точки, психологические риски и угрозы, но и искать и находить способы их предупреждения, решения проблем, мешающих эффективному раз-витию каждой становящейся личности» (М. С. Мириманова).
В ДОУ, когда ребенок впервые активно осваивает социальное пространство, он может подвер-гаться жестокому обращению, агрессии со стороны сверстников, а иногда и взрослых (родителей, воспитателей). Неосознанно дети копируют поведение взрослого и черпают из него представления о нормах и правилах человеческого общежития, о взаимоотношениях людей, создавая иногда иска-женную собственную картину мира.
Важнейшим условием в развитии ребёнка является не только его психологическое состояние, но и его физическое развитие, укрепление его психологического здоровья.
Доктор психологических наук И. А. Дубровина выделяет три уровня психологического здоровья дошкольников:
Созидательный уровень-это те дети, которые не нуждаются в психологической помощи, адап-тированы к изменяющейся среде, способствуют ее безопасности и комфортности, обладают ре-зервом для преодоления стрессовых ситуаций. Это идеальный ребенок - редко встречается в ДОУ.
Адаптивный уровень-большинство благополучных детей, в целом адаптированных к обществу, к коллективу, но у них появляются отдельные признаки дезадаптации в виде повышенной тре-вожности, страхов, неоправданных капризов, невропатий. Эти дети нуждаются в групповых за-нятиях профилактически-развивающей направленности.
Третий, низкий уровень-это дети неспособны к гармоничному взаимодействию, проявляют за-висимость от внешних факторов, не владеют механизмом защиты, не чувствую и не управляют своими психологическими границами, не готовы к самоизменению в соответствии с окружаю-щим миром. Проявляется в виде нарушения форм поведения, конфликтах, в кризисах дома и ДОУ. В эту же группу входят дети, которые приспособились, в ущерб собственным потребностям и интересам. Это тихие примерные дети, не приносящие проблем ни родителям, ни педагогам, и крайне редко кто-то из взрослых замечает у них стойкий эмоциональный дискомфорт.
Что может свидетельствовать о психологическом здоровье детей? Конечно же, положительное эмоциональное состояние, наличие настроения. К критериям благоприятного состояния психики относятся:
• положительное эмоциональное состояние, наличие хорошего настроения, которое включает эмо-циональную устойчивость (самообладание); минимизация эмоции страха, увеличение пережива-ний радости. ;
• зрелость чувств соответственно возрасту;
• управление негативными эмоциями (страхом, гневом, завистью и т. д., контроль реакций;
• свободное естественное проявление чувств и эмоций.
На основании результатов исследования необходимо разработать концепцию (систему) той образо-вательной среды, в которую будут входить различные мероприятия, психологическая диагностика, индивидуальные и групповые коррекционные занятия, тренинги личностного роста и т. д., исходя из определившихся проблем для всего ДОУ и отдельно взятой группы детей или взрослых.
Система работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.
Цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
1) создание условий, способствующих эффективному подбору и реализации компонентов психо-логической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОУ;
2) создание условий для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных способностей.
Содержание этапов работы по обеспечению безопасной и психологически
комфортной образовательной среды.
1. Диагностический этап. На данном этапе анализируются:
• отношение детей к ДОУ, их эмоциональное состояние, психологический климат в детском кол-лективе;
• психологические характеристики воспитателей с точки зрения личностно ориентированной пе-дагогики, а также стиль взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса;
• специфика организации воспитательно-образовательного процесса;
• степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых;
• психологический климат педагогического коллектива.
Педагог-психолог использует специально подобранный инструментарий – набор диагностиче-ских методик для оценки безопасности и комфортности среды образовательного учреждения (при-ложение 1). Данные использует для коррекционно-развивающей, профилактической работы, а так-же для проведения мониторинга.
2. Организационно-практический этап.
В группах ДОО регулярно проводится работа по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды :
• Психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников; создание в ДОУ безопасных условий; защита от всех форм дискриминации.
• Повышение профессионального уровня педагогов и создание необходимых условий для их лич-ностного роста: индивидуальных и групповых консультаций, семинаров-практикумов, направ-ленных на оптимизацию режима жизнедеятельности воспитанников.
• Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на создание условий для их естественного психологического развития, развитие эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений, включающую психотехнические методы предупрежде-ния психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастику, аутогенную тренировку, сня-тие психомышечного напряжения, релаксацию и пр.). Педагог-психолог использует различные программы коррекции и развития в работе с детьми (приложение 2).
• Организация предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гиб-кого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых.
Пространство в группах, имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность детей, обу-словливает возможность свободного выбора. Различные уголки, зоны психологической разгрузки в группах детского сада – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние.
ЗОНЫ И УГОЛКИ ДОСТУПНОГО КОМФОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА
№ Название Направленность зоны Структура
1 Комната Фей обучение детей способам вы-ражения гнева в приемле-мой форме, приемам саморегуля-ции;
формирование умения владеть собой в различных ситуациях;
«Комната Фей» делится на четыре зоны:
1. Волшебный дуб» — для поднятия самооценки ребенка, формирования у него уверенности.
2.«Добрые ласковые друзья» — для снятия напря-жения, стабилизации эмоционального состояния.
3.«Спокойные игры и секреты» — для успокое-ния расшалившихся детей, обучения приемам са-морегуляции. Здесь используются игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4.«Зеркальное озеро» — для знакомства с различными эмоциональными состояниями.
2 Уголок привет-ствия создание позитивного эмоцио-нального настроя, атмосферы группового доверия и приня-тия, сплочение детского кол-лектива. стенд «Здравствуйте, я пришел!», на котором размещены фотографии детей.
стенд «Мое настроение», на котором дети в тече-ние дня с помощью заготовок пиктограмм отме-чают свое настроение.
3 Уголок достиже-ний повышение самооценки, уве-ренности детей в себе; предо-ставление родителям позитив-ной информации, способству-ющей установлению взаимопо-нимания между ними; обучение детей чуткому, уважительному и доброжелательному отноше-нию к людям. «Цветок успехов» (панно с индивидуальными кармашками каждого ребенка, куда вкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и по-лезный поступок;
• «Звезда недели» (в середине большой звезды – фото ребенка, на концах – информация о нем, ко-торой он гордится);
• «Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел» (панно с индивидуальными кармашками, куда вкладываются фишки за каждый совершенный ре-бенком добрый и полезный поступок).
4 Зона во-ды и пес-ка снятие стресса; снижение нерв-но-психической напряженно-сти, улучшение настроения. По желанию ребенка эти зоны могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн и проч. Здесь ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкну-тых детей.
5 Зона уедине-ния предоставление ребенку воз-можности отдохнуть, рассла-биться, подумать, помечтать. Оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. Рядом уместно расположить уголок настроения, где ребенку можно оказать своевременную эмоци-ональную поддержку. В зоне уединения исполь-зуются легкие, но достаточно большие «строи-тельные блоки», покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты.
6 Уголок сенсор-ного раз-вития развитие всех видов восприя-тия; создание условий для реа-лизации сенсорно-перцептивных способностей; речевого и психического разви-тия детей; выработки эмоцио-нально положительного отно-шения к предметам и действиям с ними. В этом центре находятся звучащие игрушки, иг-рушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мел-кой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.
Организация мониторинга
Постоянный мониторинг психологической безопасности образовательной среды на основе диа-гностики позволит контролировать качество психологических условий, в которых осуществля-ется обучение и воспитание детей. В результате этого следует ожидать не только повышения уровня защищенности от насилия и степени, удовлетворенности основными характеристиками ДОУ, но и психического и профессионального развития субъектов образования процесса – воспитанников, пе-дагогов, родителей.
Мониторинг проводится по результатам диагностических обследований детей и взрослых не ре-же, чем на начало и конец учебного года.
Сравниваются подобные шкалы, например:
• психологическое здоровье детей и взрослых;
• уровень защищенности от угроз и насилия;
• уровень психологической комфортности в учреждении, в коллективе;
• возможность получения квалифицированной помощи и пр.
Отмечается динамика работы системы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды. Данные используются в различных отчетах, статистических и аналитиче-ских справках, планировании, на педсоветах и семинарах.
Приложение 1.
РЕЕСТР
ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМФОРТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОО
№ Методики диагностики Значимые шкалы
Диагностика дошкольников.
1. Исследование межличностных отношений в детском коллек-тиве. Методика «Два домика» (Т. Д. Марцинковская) Определение круга значимого общения ребенка, особенностей взаимоотноше-ний в группе
2 Методика «Разноцветные домики» (Н. И. Ганошенко, И. В. Тихомирова) Особенности эмоционального отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам.
3. Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка Общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочув-ствии детей старшего дошкольного возраста.
4. Методика «Мой Светофорик» (Е. Д. Полякова) Уровень эмоционального отношения к детскому саду.
5 Графическая методика «Кактус» Тэммл, Дорки Состояние эмоциональной сферы (наличие агрессивности).
6. Тест «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой Уровень наличия страхов.
7. Диагностическая методика “Секрет” (”Подарок”)
(разработана Т. А. Репиной, модифицирована Т. В. Антоно-вой) Выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детсада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.
8. Контроль психологических границ. Регуляция психологиче-ских границ. Методика «Чтение сказки «Три медведя» описание сущности феномена границ «Я» у детей 2–10 лет, выявление акту-ального развития психологических границ и зоны развития.
9. Осознанность и «чувствование» психологических границ. Способы защиты границ «Я». Методика «Мой дом» описание свойств психологических границ, их динамических особенностей и способов защиты.
10. Лист оценки психологического здоровья О. В. Хухлаевой. Оценка уровня психологического здоровья детей 5-12 лет.
Диагностика взрослых
1 Опросник "Психологический климат в педагогическом кол-лективе" (И. А. Баева) Психологическая атмосфера в педагогическом коллективе. Умение педагога предвидеть, регулировать опасности и риски психологической безопасности образовательной среды, управлять ими.
2 Тест-опросник для педагогов «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни и производительно работать?».
3 Анкета-опросник для педагогов «Психологическая диагно-стика безопасности образовательной среды школы» Выявление признаков насилия и наличия межличностных конфликтов во взаи-моотношениях учителя с учениками, другими педагогами, родителями уча-щихся, администрацией. Наличие у педагога профессион деформаций.
4 Диагностика уровня эмоцион выгорания педагогов (В. В. Бойко) Выявление уровня эмоционал выгорания воспитателя и связанных с этим рис-ков.
5 Анкета-опросник для родителей "Психологическая диагно-стика безопасности образовательной среды школы" (И. А. Баева). Удовлетворенность родителей психологической безопасностью образователь-ной среды учреждения.
Анкета для родителей «Ребенок пришел в детский сад» Выявление основных адаптационных возможностей ребенка.
6 Тест-опросник родительского отношения к ребенку (А. Я. Варга, В. В. Столин). Оценка наличия признаков насилия и межличностных конфликтов во взаимо-отношениях ребенка со сверстниками, воспитателями, родителями.
7 Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельно-сти руководителя (И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева) Показатель психологической напряженности в стиле управления коллективом.