Наталья Александровна Алышева
Проект предметно-игровой среды в условиях реализации ФГОС до в старшей группе МБДОУ «О чем говорят игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект предметно-игровой среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в старшей группе МБДОУ
«О чем говорят игрушки»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА….
3
2. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «О ЧЕМ ГОВОРЯТ ИГРУШКИ» ….
6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….
13
ПРИЛОЖЕНИЕ…. 14
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Тема проекта : «О чем говорят игрушки»
Тип проекта : творческий
Публикация «Проект предметно-игровой среды в условиях реализации ФГОС ДО в старшей группе МБДОУ „О чем говорят игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки. Проекты
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Вид проекта : Практический, групповой, краткосрочный.
Основание для разработки проекта : В дошкольном возрасте большую часть своего времени дети проводят в игре. Игрушки способны забавлять ребенка, успокаивать, отвлекать от проблем. Основное назначение игрушек – всестороннее развитие ребенка (его органов чувств, двигательных навыков, пространственного мышления, воображения, способности конструировать, формирование личного отношения к окружающей действительности и др.) Часто воспитанники приносят любимые игрушки из дома, периодически возникают ситуации, когда дети ломают, разбрасывают их; на прогулке перекидывают через забор, под веранду, или просто забывают после игры, не видя в этом ничего плохого. То есть у современных детей преобладает небрежное отношение к игрушкам. Участие воспитанников в проекте позволит сформировать осознанное, бережное отношение к игрушкам.
В результате обозначилось противоречие между необходимостью организации комплекса развивающих занятий, направленных на формирование осознанного и бережного отношения к игрушкам и отсутствием разработанных теоретических и практических аспектов этой проблемы.
Проблема: У детей в недостаточной степени сформировано представление о правильном пользовании и бережном отношении к игрушкам.
Цель проекта : Формирование бережного отношения старших дошкольников к различным видам игрушек.
Задачи:
1. Формировать представления о русской игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением.
2. Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; формировать умение передавать свое отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней.
3. Поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться; побуждать к радостным ощущениям от совместных активных движений; способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности; развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук.
4. Обогащать словарный запас дошкольников.
5. Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, оказывать им практическую помощь в организации занятий, с использованием игрушки, в кругу семьи, в развитии способности видеть мир глазами ребенка.
Формы работы:
• НОД
• Дидактические игры
• Сюжетно-ролевые игры
• Пальчиковые игры
• Речевые игры
• Продуктивная деятельность
• Музыкально-ритмические движения
• Театрализованная деятельность
Методы и приё мы:
Практические: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
Наглядные: демонстрация иллюстраций с изображением игрушек, просмотр мультипликационных фильмов с использованием игрушек, игрушки из различных материалов.
Словесные: беседы, прослушивание.
Участники проекта : Воспитатели, дети, родители детей старшего дошкольного возраста.
Целевая группа проекта : воспитанники старшей группы «Одуванчики»
Реализация проекта : с 1.12 –по 13.012.2017г. (2 недели)
Материал и оборудование:
• Картинки с изображением игрушек;
• Игрушки (народные, пластмассовые, резиновые, куклы, животные, транспорт, игрушечная мебель, музыкальные, строительные наборы и т. д).
• Дидактические игры «Помоги Незнайке», «Парные картинки», «Найди такую же картинку», «О какой игрушке я говорю», «Кто что любит», «Разрезные картинки»;
• Развивающие игры: «В гостях у Тани», «От «Колобка» до «Теремка», «Движения животных», «Дом большой и дом маленький».
• Настольные игры: домино, вкладыши, бусы; пластилин, строительный конструктор.
• Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Больница», «Водитель», «Парикмахерская», «Магазин», «Стройка», «Столяр» и т. д.
• Настольный театр: «Колобок», «Теремок», «Маша и Медведь».
• Плакат «Мой любимый игрушечный герой»;
• Трафареты, формы для вырезания фигур животных, овощей, фруктов из пластилина;
Ожидаемые результаты проекта :
1) У детей будут сформированы знания о правильном и бережном использовании игрушки.
2) Будет создана соответствующая предметно-игровая среда в условиях группы, для реализации проекта.
3) Повысится активность родителей в формировании бережного отношения к игрушке у их детей.
Форма итогового мероприятия : Сюжетно-ролевая игра: Магазин «Игрушки».
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «О ЧЕМ ГОВОРЯТ ИГРУШКИ»
Интеграция образовательных областей (Указаны образовательные области) Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей (формы организации) Обогащение развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями, социальными партнерами
1 3 4 5
1 этап: Мотивационно - диагностический
Социализация, художественно-творческое, музыка, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, физическое развитие.
1. Определить уровень знаний детей о
игрушках. Метод: беседа с детьми, наблюдение.
2. Определение детских интересов в выборе игрушек. Метод: беседа с детьми;
рассматривание иллюстраций, игрушек; чтение художественной литературы.
3. Развитие у детей творческих способностей (лепка, рисование, аппликация посвященное игрушкам).
4. Развитие у детей положительно - эмоционального восприятия игрушки через игры, сопровождаемые музыкой;
5. Развитие у детей познавательных интересов: назначение игрушки, их внешний вид, как можно играть с игрушкой.
6. Развитие коммуникативных способностей: вводим в активный словарь детей слова – действия; стимулируем детей описывать свои действия, рассказывать о любимой игрушке;
7. Развитие у детей интереса к книжкам, бережное отношение к игрушкам по средствам бережного отношения к книжкам, на примере А. Барто «Игрушки»;
8. Развитие координации речи с движением, развитие чувства ритма;
9. Уточняем в памяти детей названия четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
10. Приучаем детей к порядку – учим убирать игрушки на свои места после игры.
Игрушки – кукла (с волосами, которые можно причесывать). Мяч; машина, кубики цветные. Поднос с предметами : расческа, полотенце, шапочка для куклы, чашка и тарелка с ложкой из набора кукольной посуды.
Провести анкетирование родителей на тему: «Любимые игрушки ребенка».
Проконсультироваться с музыкальным руководителем по поводу прослушивания музыкальной мелодии для хороводной игры «Найди свою игрушку», взять запись инструментов (гармошка, дудка, бубен, барабан, для коллективной подвижной игры «Ой, что за народ по пятам за мной идет?»
2 этап: Организационный
Социализация, художественно-творческое, музыка, познание, коммуникация, чтение художественной литературы.
1. Рассматривание картинок с изображением игрушек;
2. Рассматривание разнообразных игрушек в группе;
3. Рассматривание книжки А. Барто «Игрушки»;
4. Рассматривание, где находится каждая игрушка в группе;
5. Рассматривание музыкальных инструментов (дудка, гармошка, бубен, барабан).
1. Выставляем книги А. Барто «Игрушки», подборка картинок про игрушки.
2. Появление дидактической игрушки – Чебурашки.
3. Подборка раскрасок – игрушки.
4. Проигрывание музыкальных инструментов (дудка на каждого ребенка, гармошка, бубен, барабан).
1. Сбор анкет у родителей «Любимые игрушки детей».
2. Провести консультацию для родителей по возникшим вопросам по игрушкам.
3 этап: Содержательно-практический
Социализация, художественно-творческое, музыка, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, физическое развитие.
1. Логоритмика «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть» Цель: координирование речи с движением, развитие чувства ритма; развитие слухового внимания.
2. «Посчитаем игрушки» (вспомнить и назвать все те игрушки, которые только что изобразили. Выставляем на стол соответствующую игрушку. Считаем все игрушки). Цель: уточняем и закрепляем в памяти детей названия основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
3. «Расскажем и покажем». (Предложить детям рассказать о каждой из игрушек, стоящих на столе. С помощью вопросов: Что это? Какого цвета? Что с ним можно делать? Он круглый или квадратный? И т. д.) Игрушки : мячик, флажок, машинка, кубики, кукла, поднос с предметами. Цель: вводим в активный словарь детей слова – действия (катать, кидать, возить, махать и т. д.).
4. «Чего не стало?» (положить в ряд на столе обыгранные детьми игрушки : мяч, флажок, кубик, куклу, машинку и попросить запомнить все эти предметы. Дети отворачиваются, убирается одна из игрушек, дети поворачиваются и называют игрушку. Цель: развиваем зрительное и слуховое внимание и память.
5. «Все на свои места». Попросить детей отнести игрушки на свои места. Цель: приучаем детей к порядку – учим убирать игрушки на свои места после игры.
6. «Любимая игрушка из нашей группы» спросить детей, какая игрушка у каждого из них любимая и где она стоит. Цель: развитие положительного эмоционального отношения к игрушкам группы. Дать понятие об игрушках и разнообразных видах деятельности с ними.
7. Артикуляционная гимнастика: «Шарик», «Лошадка», «Юла». Цель: развивать у детей артикуляционную моторику и дыхание.
8. «Узнай, на чем играю» (Барабан, дудочка, бубен, гармошка) Цель: развивать у детей слуховое внимание и память.
9. Коллективная подвижная игра: «Ой, что за народ по пятам за мной идет?» Цель: развивать у детей общую и мелкую моторику, учить соблюдать правила коллективной подвижной игры.
10. Хороводная игра под музыкальное сопровождение: «Найди свою игрушку». Цель: развивать у детей общую и мелкую моторику, учить соблюдать правила коллективной подвижной игры.
11. Конструктивные навыки: «Разрезные картинки». Сложить разрезанную картинку из двух частей. Цель: развивать у детей конструктивные навыки.
12. Чтение художественной литературы: А. Барто «Игрушки». Цель: развитие у детей слухового внимания, заинтересованности к книгам.
13. «Моя любимая домашняя игрушка» дети приносят из дома любимую игрушку, рассказывают про нее, показывают настроение своей игрушки без слов. Цель: развитие эмоционального положительного отношения к игрушке, стабилизация адаптационного момента. Стимулируем детей описывать свои действия, рассказывать о своей игрушке.
14. «Вместе с Чебурашкой идем в магазин за фруктами и овощами» (покупаем, готовим и накрываем на стол, для празднования дня рождения Чебурашки) Цель: через дидактическую игрушку Чебурашка, закрепить умения играть в сюжетно-ролевую игру «Магазин», готовить, накрывать на стол. Последовательность действий.
15. «День Рождение Чебурашки» Хороводная игра «Каравай», каждый ребенок произносит поздравления для Чебурашки. Цель: развитие хороводной игры, стимулировать детей произносить поздравления с эмоциональным оттенком.
16. Рисование пальчиками (красками) «Укрась наряд для матрешки». Цель: развитие мелкой моторики, цветов восприятия, закрепление понятий о игрушке.
17. Лепка из пластилина : «Неваляшка». Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий о игрушке.
18. Аппликация: «Разноцветный мяч». Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий о игрушке.
1. Дудка на каждого ребенка, гармошка, бубен, барабан).
2. Игрушки – кукла (с волосами, которые можно причесывать). Мяч; машина, кубики цветные. Поднос с предметами : расческа, полотенце, шапочка для куклы, чашка и тарелка с ложкой из набора кукольной посуды.
3. Игра «Разрезные картинки».
4. Книжка А. Барто «Игрушки».
5. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин» (фрукты-овощи).
6. Раскраски по тематике игрушки.
Провести выставку с участием родителей : «Игрушки своими руками», провести совместно с музыкальным руководителем музыкальный досуг для детей «Игрушки в гости к нам пришли!»
4 этап: итоговый
Социализация, художественно-творческое, музыка, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, физическое развитие
Итог проекта : сюжетно-ролевая игра: Магазин «Игрушки» (с использованием любой дидактической игрушки).
Цель: закрепление понятия «игрушка», овладение и закрепление навыками сюжетно-ролевой игры, использовать в игре не только игрушки группы, но и игрушки сделанные руками родителей, с помощью воспитателя распределять роли, договариваться между собой.
Игрушки группы (каждый ребенок выбирает одну игрушку для магазина, игрушки
сделанные руками родителей.
Фотовыставка для родителей: сюжетно-ролевая игра Магазин «Игрушки»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя проделанную работу можно сделать вывод:
В работе с дошкольниками по данному проекту использовался интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных областей, моделирования, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. объединение различных видов деятельности ребёнка. В результате проведённой работы у детей развился устойчивый интерес к различным видам игрушек, появился интерес к народной игрушке.
Обогатилось представления детей о народной игрушке-матрешке.
Развилось умение сравнивать различные виды игрушек, выделяя между ними сходство и отличие.
Обогатился и активизировался словарь познавательными терминами. Тесная взаимосвязь работы с родителями также дала положительный результат по формированию бережного отношения детей к игрушкам, тем самым повысилась педагогическая грамотность родителей.
Цель образовательного процесса была достигнута при использовании всех групп методов (наглядные, словесные, практические, игровые) которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Интегрированное занятие в форме сюжетно-ролевой игры «СУПЕРМАРКЕТ» для детей 5-6лет
Совместная деятельность в режимных моментах: сюжетно-ролевая игра.
Возрастная группа : 5-6 лет
Тема: «Супермаркет (Магазин) игрушек».
Интеграция областей: социализация, познание, коммуникация.
Цель: развитие игрового опыта детей через освоение первоначальных представлений ролевого взаимодействия.
Задачи:
• Учить детей открывать новые возможности игрового отражения мира через отношения: продавец-покупатель, водитель-пассажир.
• Побуждать детей разворачивать игру в определенном игровом уголке, дополнять игровую обстановку, передавать сюжет из нескольких игровых действий с участием взрослого.
• Включать детей в элементарное планирование игровых действий.
• Развивать умение принимать игровую роль, участвовать в несложном игровом диалоге.
• Формировать умение оперировать игровыми монетами достоинством 1р, 2р, 3р, 5р, закрепить знание этих цифр.
• Обогащать словарный запас детей понятиями «монета», «цена», «касса», «продавец», «покупатель», «кассир».
• Воспитывать стремление к культуре обогащения со сверстниками любого пола.
Методические приемы: проблемная ситуация, путешествие, коллективная работа, ролевое взаимодействие, описательный рассказ.
Прогнозируемый результат:
• Дети проявляют интерес к проблемной ситуации.
• Дети взаимодействуют в организации игрового пространства.
• Дети вступают в ролевой диалог с взрослым и сверстниками.
• Дети демонстрируют культуру общения в соответствии с возрастом.
• Дети узнают цифры от 1, 3, 5 составляют описательный рассказ об игрушке из 5 простых предложений.
Оборудование: сумка с новыми игрушками; куклы Алина и Алеша; касса магазина; контейнер: монеты достоинством 1, 2, 3, 5 рублей; ценники стоимостью 1, 2, 3,5 рублей; модель игрового процесса; бейджик для продавца, консультанта (взрослого, кассира).
Ход игры.
Приглашает познакомиться с куклами-гостями Алешей и Алиной.
- Это Алеша и Алина, сестра и брат. Они двойняшки, родились в один день. Посмотрите, какие они красивые, интересные.
- Расскажите, какая Алина? Она девочка или мальчик? Почему так решили? (описывают внешний вид куклы, высказывают предположение)
- Расскажите какой Алеша? Это девочка или мальчик? Почему так решили?
- У них скоро день рождения? Им исполняется столько же лет, сколько и вам. Это значит сколько? (5-6)
- Алеша и Алина приглашают вас к себе на день рождения в первый день лета. Это очень скоро. Принимаем приглашение? Скажите об этом сами. (Да. Спасибо за приглашение мы обязательно придем.)
- (один из взрослых от имени кукол) Спасибо! До свидания! До встречи! (уносит кукол из группы) .
- На день рождения принято дарить подарки. Алина и Алеша любят разные игрушки.
Основная часть.
-На день рождения принято дарить подарки. Алина и Алеша любят разные игрушки. У нас в группе много игрушек, но они же должны быть новыми. Где можно приобрести новые игрушки? (в магазине)
Я предлагаю вам поиграть в магазин.
-Где в магазине игрушки стоят? (они стоят на полках)
-Мы с Татьяной Леонидовной как раз начали уборку делать на полках, все убрали. Они свободные. Сделаем здесь магазин игрушек? (дети соглашаются)
-Делаем заказ на фабрику игрушек. Я позвоню, а вы мне подсказывайте, какие игрушки можно заказать для девочки Алины и мальчика Алеши? (дети называют)
-Вот какие мы волшебники. Как быстро игрушки доставили. Размещайте их на полках магазина. (дети сами расставляют игрушки туда, куда хотят, несут ящик с оборудованием, расставляют ценники)
ВОСПИТЕТЕЛЬ СТАВИТ ВЫВЕСКУ «СУПЕРМАРКЕТ ИГРУШЕК»
СУПЕРМАРКЕТ готов. Давайте представим, что магазин находится в нашем городе, а не в детском саду, далеко на другой улице.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ «ВЫБЕРИ ТРАНСПОРТ»
-Как можно добраться до магазина. На каком транспорте? (маршрутное такси, или любой другой транспорт)
Строим автобус и выбираем водителя. (строят автобус из стульев, выбирают водителя, садятся в автобус – «такси».
УПРАЖНЕНИЕ «НАЗОВИ ЦИФРУ»
-Пока едем я вам покажу деньги, монеты, которые сделал сама. Я и вас научу делать такие монеты. (рассматривают монеты, определяют их достоинство)
-Незаметно доехали до магазина игрушек-супермаркета
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ.
-Какую роль у нас сегодня решила выполнять …. (имя, а …. (имя? (продавца, кассира)
-Продавцом-консультантом (помощником) буду сегодня я. Мы же в первый раз открываем большой магазин игрушек.
-Что будет делать продавец? (помогать выбирать игрушки)
-Что будет делать кассир? (получать деньги за покупку)
-Кем будут все остальные? (покупателями)
-Что вы будите делать? (покупать игрушки – выбирать с продавцом и платить деньги кассиру)
РОЛЕВОЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ.
-Посмотрите, в магазине все игрушки на витрине.
Хрюшки и зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата
Все на полочках сидят
с нами поиграть хотят.
Подходите, не спешите
На игрушки посмотрите.
Дети выбирают игрушку, вступают в диалог с продавцом и кассиром. С игрушкой уходят в комнату отдыха, обыгрывают ее.
Смотри примерный диалог ниже.
УПРАЖНЕНИЕ «ДЕВОЧКАМ-МАЛЬЧИКАМ».
-Все подарки куплены, можно возвращаться. (садятся в такси)
-Для кого ты (имя) купил медвежонка? (или другую игрушку)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
-Мне тоже хочется сделать вам подарки. Если вам очень понравилось сегодня играть в магазин, возьмите веселую яркую, солнечную открытку, а если не очень было интересно, возьмите белую.
-Уважаемые гости, вы тоже открытку возьмите и несколько слов на ней напишите.