Юлия Фокина
Магистерская диссертация. Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды 9
1.1. Подходы к изучению безопасности образовательной среды 9
1.2. Мотивация профессиональной деятельности педагога 14
Выводы по первой главе 20
Публикация «Магистерская диссертация, Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений о психологической безопасности образовательной среды и мотивации профессиональной деятельности педагога 22
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 22
2.2. Обсуждение результатов эмпирического исследования 30
Выводы по второй главе 45
Глава 3. Практическая работа по оптимизации безопасности образовательной среды в представлениях отдельных педагогов 47
3.1. Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы 47
3.2. Консультативная работа с педагогами 52
Выводы по третьей главе 61
Заключение 64
Литература 66
Приложение. Протоколы консультативных бесед с педагогами 73
Введение
Мотивация вообще, и мотивация учителя в частности, является одной из фундаментальных проблем, как для отечественной, так и для зарубежной психологии и педагогики. Её значимость для образовательной практики настолько велика, что интерес и внимание учёных к различным аспектам этой проблемы не ослабевает на протяжении многих десятилетий (Кузьмина Н. В., Маркова А. К., Митина Л. М. и др.). Таким образом, мотивация педагога является одним из ключевых условий, определяющих успешность, эффективность его деятельности. Можно предположить, что в безопасной образовательной среде педагоги более мотивированы к профессиональной деятельности. Однако такая взаимосвязь пока не была детально изучена. Это определяет теоретический аспект актуальности проблемы исследования.
Материалы эмпирического исследования позволят определить возможное содержание психологической работы по оптимизации мотивации профессиональной деятельности педагогов и повышению психологической безопасности образовательной среды. Что определяет практический аспект проблемы исследования.
Рассмотренные выше положения определяют актуальность темы магистерской диссертации: «Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды».
Цель исследования заключается в изучении мотивации профессиональной деятельности педагогов во взаимосвязи с различными аспектами безопасности образовательной среды.
Объектом исследования является образовательная среда школы.
Предметом исследования выступает взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности педагога и психологической безопасности образовательной среды.
Нами была выдвинута гипотеза: существует взаимосвязь безопасности образовательной среды с точки зрения учителя и мотивации его профессиональной деятельности.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие «психологическая безопасность образовательной среды» на основе анализа психолого-педагогических работ по данной проблеме.
2. Рассмотреть теоретические основания понимания и изучения мотивации профессиональной деятельности педагогов.
3. Разработать программу эмпирического исследования для определения взаимосвязи мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды.
4. Провести эмпирическое исследование мотивационной сферы педагогов во взаимосвязи с показателями безопасности образовательной среды.
5. На основе эмпирического исследования определить возможное содержание психологической работы по оптимизации мотивации профессиональной деятельности педагогов и повышения психологической безопасности образовательной среды.
6. Опробовать элементы психологической работы по оптимизации мотивации профессиональной деятельности педагогов и повышения безопасности образовательной среды.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач была применена система методов.
1. Методы теоретического анализа и обобщения подходов к проблеме исследования.
2. Методы эмпирического исследования: методика для диагностики психологической безопасности образовательной среды школы (автор Баева И. А.); методика для диагностика мотивации профессиональной деятельности (автор Замфир К., модификация Реана А.); методика для диагностики определения психического выгорания (А. А. Рукавишников); сокращенный вариант методики для диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко).
3. Методы практической работы по консультированию педагогов: индивидуальная беседа.
Базой эмпирического исследования является: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия №1530 «Школа Ломоносова». В исследовании приняли участие 32 педагога, из них 26 женщин и 6 мужчин с разным профессиональным стажем от 4 до 23 лет, в возрасте от 29 до 55 лет.
Методологическую основу исследования составляют труды, посвященные изучению безопасности образовательной среды (И. А. Баева, Г. М. Коджаспирова, В. И. Панов, В. В. Рубцов, И. С. Якиманская, В. А. Ясвин и др); мотивации профессиональной деятельности (А. К. Маркова, В. А. Розанова, Л. М. Митина, В. Э. Мильман, Т. Н. Лобанова, В. А. Стаханова, К. Замфир, А Реан); психического и эмоционального выгорания педагогов (В. В. Бойко, А. А. Рукавишников, Н. Е. Водопьянова, В. В. Селье и др.).
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования составленной диагностической программы в практике работы психолога образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Теоретический анализ понятий безопасности образовательной среды и мотивации профессиональной деятельности педагога позволяет сделать вывод о возможной взаимосвязи между ними в силу того, что:
• удовлетворенность образовательной средой прямо связана с возможностью реализации в данной среде потребностей, составляющих основу профессиональной мотивации;
• наличие угроз со стороны других субъектов образовательного процесса может являться существенной причиной повышения уровня эмоционального «выгорания» и снижения мотивации профессиональной деятельности.
2. Отсутствие количественных взаимосвязей между показателями безопасности образовательной среды с показателями мотивации профессиональной деятельности и эмоционального «выгорания» может являться следствием системной сложности изучаемых феноменов и высокого влияния фактора социальной желательности в процессе проведения эмпирического исследования.
3. При проведении практической психологической работы по оптимизации мотивации профессиональной деятельности и безопасности образовательной среды в восприятии конкретных педагогов оправданным является применение методов психологического консультирования с опорой на диагностические результаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблем безопасности образовательной среды и мотивации профессиональной деятельности педагога показал, что психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды, высокий уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии. На мотивацию профессиональной деятельности педагога влияют разные категории факторов (внутренние, внешние). Внутренняя мотивация педагога способствует формированию активной личности, способной к творческому росту в профессиональной деятельности.
Для проведения эмпирического исследования взаимосвязи мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды были выбраны четыре методики: методика для диагностики психологической безопасности образовательной среды школы (автор Баева И. А.); методика для диагностика мотивации профессиональной деятельности (автор Замфир К., модификация Реана А.); методика для диагностики определения психического выгорания (А. А. Рукавишников); сокращенный вариант методики для диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко, а также метод практической работы по консультированию с педагогами – индивидуальная беседа.
По результатам эмпирического исследования были получены данные, что для большинства педагогов образовательной среды характерен высокий уровень профессиональной мотивации, позитивное отношение к школе, высокая степень удовлетворенности педагогов важнейшими характеристиками образовательной среды, лежащими в основе психологической безопасности, и степень защищенности педагогов от психологического насилия во взаимодействии у педагогов тоже высокая.
На основе эмпирического исследования мы определили возможное содержание психологической работы по оптимизации мотивации профессиональной деятельности педагогов с целью повышения психологической безопасности образовательной среды и опробовали элементы психологической работы с педагогами в виде психологического консультирования.
По результатам исследования гипотеза, о том, что существует взаимосвязь безопасности образовательной среды с точки зрения учителя и его мотивации, не подтвердилась.
Необходимо отметить, что полученные результаты нельзя рассматривать как достаточное обоснование отсутствия связи между мотивацией профессиональной деятельности учителя и безопасностью образовательной среды в силу низкой вариативности полученных данных. Во-первых, использованная методика диагностики безопасности образовательной среды слабо дифференцирует испытуемых, которые скорее воспринимают образовательную среду как безопасную. Во-вторых, низкая дифференцированность результатов по показателям профессиональной мотивации может быть связано со стремлением педагогов давать социально-желательные ответы, соответствующие собственному идеальному образу учителя. В-третьих, нам не удалось в силу организационных причин расширить выборку исследования и включить в нее педагогов различных образовательных учреждений, что также могло бы повысить дифференцированность данных.