Мария Дубровская
Совместная работа инструктора по физической культуре и педагога-психолога в обеспечении психофизического здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся малоподвижными, импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
Публикация «Совместная работа инструктора по физической культуре и педагога-психолога в обеспечении психофизического здоровья детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Процесс психического и физического воспитания в ДОУ требует от педагогов постоянного поиска новых форм и методов работы с детьми, совершенствования разнообразных технологий и методик физического воспитания. При этом необходимо грамотно распределять физические нагрузки на растущий организм ребенка в соответствии с развитостью психических характеристик дошкольника. В этом особая роль принадлежит педагогу-психологу ДОУ, который вместе с инструктором по физической культуре следят за психофизическим здоровьем ребенка :
• наблюдают за состояние психики ребенка;
• организуют рациональный двигательный режим в течение всего пребывания детей в ДОУ;
• осуществляют просветительскую работу с воспитателями и родителями по вопросу физического и психического здоровья детей;
• планируют, составляют и проводят тематические занятия с детьми по психофизическому воспитанию детей.
При составлении тематических занятий и индивидуальной работы с детьми учитываются множество факторов:
• всестороннее воздействие физических упражнений на организм ребенка;
• трудности усвоения детьми физических упражнений;
• смена моментов напряжения и расслабления, физической нагрузки и отдыха.
Кроме этого:
• особенности развития психики ребенка;
• личностные особенности дошкольников;
• особенности темперамента ребенка;
• особенности атмосферы в группе, наличие или отсутствие в ней лидеров и одиноких детей.
Система разработанных тематических занятий по физической культуре — это первый опыт совместного творчества инструктора по физической культуре и педагога-психолога ДОУ. Они представляют собой игры занятия по заранее составленному сюжету. В процессе таких занятий широко используются сюжетные игры, игровые ситуации, этюды, стихи, загадки, проблемные вопросы, песни, психогимнастика, направленная на овладение детьми навыками расслабления. На таких занятиях используются имитации и подражания, образные сравнения. Все это облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.
Форма проведения таких занятий нестандартна, интересна. Используются различные виды деятельности в течение всего занятия. Это поддерживает на высоком уровне внимание дошкольников, что позволяет говорить об их достаточной эффективности. Важно отметить, что на подобных занятиях развивается потенциал самих воспитанников. Мы не только развиваем их физически, но и побуждаем их к активному познанию окружающей жизни, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Опыт работы показывает, что чем активнее мы вовлекаем каждого ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие.
Процесс подготовки таких занятий сложный и длительный. Необходимо логически выстроить все части занятий; четко сформулировать цели и задачи; определить информативную емкость образовательного материала, используемого на занятии; осуществить подбор двигательного материала; продумать физическую нагрузку, виды деятельности, смену динамических поз; психологическую выносливость, основанную на конкретных характеристиках темперамента и психики каждого ребенка.
Педагог — психолог изучает особенности поведения каждого ребенка на занятии. Для сверх подвижных детей необходимо чередовать виды деятельности, разумно сочетать поощрения и наказания, желательно отрицательные оценки давать «с глазу на глаз». Держать в поле зрения ребенка на протяжении всего занятия. Планировать индивидуальные дополнительные задания. Для выполнения задания вводить дисциплинарные требования.
Для спокойных, уравновешенных детей, нужен настрой на занятие, учитывая, что их работоспособность высокая - в середине и в конце занятия. Не следует торопить и ограничивать их во времени. Чаще привлекать их к самостоятельному оцениванию выполнения заданий по заданным критериям.
Обучение сложным движениям следует сопровождать анализом двигательного действия (совместно детьми и педагогом, показом и проговариванием его составных элементов, сравнением выполняемого ребёнком действия с эталонным поиском ошибок, неточностей и путей их исправления.
Для детей, которые сверхчувствительны к воздействиям окружающей среды, зависимы от социального статуса в коллективе и которые трудно переключается на новые виды деятельности, нужен особый подход. Они особенно нуждаются в щадящем режиме, доброжелательном отдыхе. Им нужен подбадривающий контроль, поощрение их старательности, помощь в разрешении трудных ситуаций. Организуя двигательную деятельность детей, мы учитывали половые особенности мальчиков и девочек. Так для мальчиков наиболее благоприятен режим большей двигательной активности, чем для девочек. С этой целью вводили им дополнительные двигательные задания. При оценивании их деятельности, учитывали различные реакции детей разного пола. Для мальчиков важно получить конкретную оценку. Он должен знать хорошо ли он выполнил то или иное задание. Для девочек важно знать, понравилась ли она.
Трудности общения с собственным ребенком испытывает сегодня большинство родителей.
Во многих семьях сведены к минимуму игровая деятельность и двигательная активность дошкольников. Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения, а также получить знания об организации физического воспитания в семье.
Гармонизация отношений между детьми и родителями на совместных физкультурных занятиях достигается посредством установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, выполнения физических упражнений в паре, общения с помощью слов, жестов и мимики. Также на занятиях используются следующие психофизические средства : гимнастика вдвоем; проблемные ситуации и творческие задания; подвижные игры и игровые упражнения; игровой самомассаж и массаж; музыкально-ритмические упражнения; психогимнастические этюды и релаксационные упражнения.
Эффективность занятия зависит от рационального способа организации детей и взрослых. Большую часть времени дошкольник выполняет задания вместе с родителем, при этом каждый взрослый выступает в роли партнера, помощника и тренера – помогая ребенку правильно выполнить упражнение, страхует его. На протяжении занятия инструктор дает четкие указания, объясняет и демонстрирует упражнение, контролирует правильность выполнения, уделяет особое внимание взаимодействию родителей с детьми.
Таким образом совместная работа инструктора по физическому воспитанию и педагога-психолога ДОУ позволяет более эффективно решать вопросы психофизического развития ребенка дошкольного возраста, не нарушая ход становления личности, заложенной природой.