Приложение МААМ

Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС

Наталья Технородова
Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра деятельности дошкольной образовательной организации в области планирования, в формах организации образовательного процесса и обновления его структуры, а также изменения позиции воспитателя по отношению к детям.

Основой образовательного процесса является планирование.

Публикация «Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе — дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания. Эффективность образовательного процесса в ДОО во многом зависит от качества его планирования.

Какой, все-таки, план нужен сегодня дошкольной образовательной организации?

Понятие «планирование» широко представлено в методической литературе. Рассмотрим определения, представленные разными авторами.

Планировать – составлять, разрабатывать планы, проекты, размечать какое-либо место, пространство под что-либо в соответствии с планом (Советский энциклопедический словарь).

Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Планирование — это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов. Это защита от однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития воспитанников.

Прежде всего, план — это целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение рабочего дня, учебного года, избежать перегрузок. Благодаря наличию плана, воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и дидактические материалы будет использовать.

Мы хорошо понимаем, что план воспитательно-образовательной работы с детьми является обязательной педагогической документацией воспитателя. Это документ, по которому работают два сменных педагога. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным.

Планированиепредполагает не только процесс составления плана, но и обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач. В первую очередь, воспитатели ориентируются на интересы группы, на то, чем живут ее воспитанники.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования нет жестко заданных требований к формам планирования образовательной деятельности, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Но она должна быть гибкая, эффективная и целостная. У каждого педагога сложилась своя система планирования, у каждого имеются собственные разработки планов и отдельных организационных моментов. Но сегодня важно соблюдение некоторых условий :

• объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

• выделение целей и задач планирования на определенный период работы;

• соотнесение целей и задач с образовательной программой дошкольной образовательной организацией;

• учет приоритетных направлений ДОО;

• четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

• выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат;

• учет специфических особенностей возрастной группы;

• учет возможностей педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

• уровень профессиональной компетентности педагогов.

Важно, чтобы планирование не вступило в противоречие с образовательной программой дошкольной образовательной организации, смогло бы учесть приоритетные направления деятельности и определить перспективу развития ДОО.

В практике нашего дошкольного учреждения сложилась своя система планирования воспитательно-образовательного процесса, в соответствии с ФГОС ДО. Именно она, на наш взгляд, будет способствовать повышению качества дошкольного образования в условиях стандартизации.

Сегодня считается, что комплексно-тематическое планирование является наиболее актуальным и эффективным при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации.

Именно этот принцип и взят нами за основу. Педагоги нашего ДОУ уже знают, что прежде чем приступить к планированию, им необходимо:

• провести проблемно-ориентированный анализ своей работы;

• выбрать эффективные методы и приемы, ориентированные на достижение прогностических результатов;

• определить формы учета и контроля качества организации целостного образовательного процесса;

• использовать эффективные пути сотрудничества с родителями, формируя при этом мотивацию к повышению качества образовательных отношений.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

• обеспечивать принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

• основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• включать интеграцию всех образовательных областей;

• обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих задач;

• содержать цели при организации детских видов деятельности;

• соблюдать учет возрастных и психолого-педагогических основ дошкольной педагогики.

Дети становятся соучастниками и главными заказчиками событийных проживаний в детском саду. Вот что сегодня является основой планирования. Воспитатель начинает непринужденный разговор с детьми и, определив их интересы, ненавязчиво, подводит к обозначению темы. Когда обсуждение темы достигает своего эмоционального пика, дети совместно с воспитателем начинают составлять план совместных действий. И в каждом возрастном периоде он свой: схематичный, рисованный или моделируемый.

Согласно плану совместных действий педагог вместе с детьми выбирает формы работы. Взрослый помогает детям найти необходимые средства и способы. В младшем дошкольном возрасте активная роль принадлежит взрослому. Постепенно активность взрослого снижается, воспитатель не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей.

А далее - наступает очередь совместного планирования двух воспитателей. Структура плана воспитательно-образовательной работы состоит из четырех разделов, каждый из которых наполняется содержанием в соответствии с тематическим периодом: «Задачи и

интеграция образовательных областей», «Организация и обогащение развивающей предметно-пространственной среды», «Деятельность детей», «Сотрудничество с родителями, социальными партнерами». Тематический период определяется интересами и предпочтениями детей, возможно сезонными явлениями, традициями группы или детского сада, праздниками и событиями, отраженными в Программе.

Обязательно определяется ведущая образовательная область и ее интеграция с другими областями. Планируются задачи тематического периода по каждой образовательной области.

Далее, планируется работа по организации, насыщению и обогащению развивающей предметно-пространственной среды. Здесь воспитателем учитываются все возможные условия и усилия коллектива детского сада, родителей и партнеров с учетом тематической направленности, специфики группы, интересов и потребностей детей, зоны их ближайшего развития.

В разделе «Деятельность детей» отражаются все виды детской деятельности, позволяющие объединить их вокруг темы, сделать их интересными, максимально полезными для детей.

В разделе «Сотрудничество с родителями, социальными партнерами» планируются современные и инновационные формы работы.

В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого для всех ДОО плана образовательной работы. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом Стандартов, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей.

Планирование осуществляется на неделю, где прописываются все виды деятельности:

• организованная;

• совместная;

• самостоятельная

Обязательно прописывается цель всей проводимой деятельности с детьми, формы работы, а также предполагаемая самостоятельная деятельность детей.

И ещё : чтобы план был целостным и системным, мы предлагаем воспитателям циклограмму воспитательно-образовательного процесса в соответствии со Стандартом.

Примерная циклограма воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО

Таблица

1-я половина дня 2-я половина дня

Режимные моменты:

• утренняя гимнастика;

• подготовка к завтраку, завтрак;

• подготовка к прогулке, возвращение с прогулки;

• подготовка к обеду, обед;

• подготовка ко сну. Режимные моменты:

• подъем, воздушные и водные процедуры,

• подготовка к полднику/ужину, полдник/ ужин

Утро

Индивидуальная работа

НОД

Совместная деятельность:

• игровая,

• коммуникативная,

• самообслуживание и элементарный бытовой труд,

• познавательно-исследовательская,

восприятие художественной литературы и фольклора,

• конструирование,

• изобразительная,

• музыкальная,

• двигательная.

Самостоятельная деятельность

(создание развивающей предметно-пространственной среды, проблемных ситуаций в среде, мотивации к самостоятельной деятельности)

Сотрудничество с родителями Перед 2-й прогулкой

Совместная деятельность:

• игровая,

• коммуникативная,

• самообслуживание и элементарный бытовой труд,

• познавательно-исследовательская,

восприятие художественной литературы и фольклора,

• конструирование,

• изобразительная,

• музыкальная,

• двигательная.

Дополнительное образование

(кружки, секции)

1-я прогулка

Совместная деятельность:

• игровая,

• коммуникативная,

• трудовая,

• познавательно-исследовательская,

• двигательная.

Самостоятельная деятельность детей

Индивидуальная работа 2-я прогулка

Совместная деятельность:

• игровая,

• коммуникативная,

• трудовая,

• познавательно-исследовательская,

• двигательная.

Самостоятельная деятельность детей

- Вечер

Самостоятельная деятельность детей

Индивидуальная работа

Сотрудничество с родителями

Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется воспитателями группы совместно на неделю на основе предложенной циклограммы.

В циклограмме отражается первая и вторая половина дня, указаны формы организации деятельности:

• Совместная образовательная деятельность взрослого и детей через организацию различных видов детской деятельности;

• Непосредственно образовательная деятельность с детьми (согласно расписанию);

• Организация образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

• Индивидуальная работа;

• Самостоятельная деятельность детей;

• Прогулка (наблюдение, труд, подвижная игра, индивидуальная работа по развитию движений, самостоятельная деятельность);

• Сотрудничество с родителями по реализации ООП ДО.

Такой подход к организации целостного образовательного процесса придаст воспитателю системность и последовательность в работе, творчески подходить к отбору содержания планирования, исключить формализм и шаблонность.

Позволит наполнить жизнь ребенка интересным содержанием, обеспечит постоянную смену действий и впечатлений, позволит "прожить" дошкольный период не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать каждый новый день.

А главное - повысит качество образовательной деятельности в детском саду.

Публикации по теме:

Педагоги и родители — социальные партнеры воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для.

Пластилиновая живопись в условиях реализации ФГОС в ДОУ Обновление содержания дошкольного образования предполагает повышение его качества. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего.

Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС Подготовила: воспитатель Муравлёва Галина Алексеевна Одним из требований к реализации основной образовательной программы является условие.

Инновационные технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 34 г. Владивостока» Инновационные.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в средней группе ДОУ в условиях реализации ФГОС Частное дошкольное образовательное Учреждение Детский сад №1 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Санкт-Петербурга.

Основные направления работы с родителями в образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС Основные направления работы с родителями в образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС Только союз семьи,.

Православный компонент в ДОУ в условиях реализации ФГОС «Детство-это целая жизнь. Ребенок-это не маленький человек, не будущий человек, а человек. Детство-время любви. Счастливым оно воспринимается.

Преемственность в работе педагога ДОУ и школы в условиях реализации ФГОС Школа всегда была для детского сада «старшим братом», на которого равнялись, у которого учились, с которого брали пример. И порой подготовка.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно — образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Слайд 2 В настоящее время определены Федеральные Государственные стандарты, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования.

Здоровьесберегающие технологии ДОУ в условиях реализации ФГОС  В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самой актуальной. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 19 ноября 2017 в 21:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Технородова (УИ 457831) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД