Ольга Агафонова
Роль педагога ДОУ в работе с детьми ОВЗ
О том, что воспитание детей с ОВЗ в детском саду должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года. Согласно закону, обучающиеся с ОВЗ – это лица, которые имеют недостатки в физическом и/или психологическом развитии, не позволяющие им получать образование без создания особых условий.
Публикация «Роль педагога ДОУ в работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах
Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах детского сада должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Во ФГОСе написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды. Воспитатели должны строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Воспитателю необходимо работать во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками, музыкальными работниками, психологами.
На протяжении первых семи лет жизни ребенок с ограниченными возможностями здоровья проходит огромный путь физического и психического развития. Решающую роль при этом играет воспитание. Значительную часть времени дошкольник с ОВЗ проводит в детском саду. В связи с этим на плечи воспитателя ложится громадная ответственность за создание благоприятных условий для жизни, развития и становления ребенка как личности в условиях ДОУ.
Воспитатель планирует и осуществляет воспитательно-образовательную и коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ, посещающими детский сад.
Цели, задачи, содержание работы с детьми он определяет с учетом требований адаптированной образовательной программы и решает их интегрировано в рамках пяти образовательных областей, таких как – познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
При этом он широко использует возможности разнообразных видов детской деятельности, способствующих разностороннему развитию личности. Это игра, общение, труд, изобразительная, конструктивная, познавательно-исследовательская деятельность.
Так же воспитатель учитывает возрастные, индивидуальные психофизиологические особенности детей, возможности их здоровья, и организует разнообразные виды детской деятельности так, чтобы дети активно усваивали новые знания, овладевали разнообразными умениями и навыками.
Воспитатель строит образовательный процесс на основе сотрудничества с детьми, ориентируется на интересы и возможности каждого ребенка и осуществляет образование в зоне его ближайшего развития.
На практике это выглядит следующим образом. Воспитатель привлекает детей к активному участию в дидактических, сюжетно-ролевых, строительных, подвижных играх, играх-драматизациях; увлекательно организует занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием; побуждает детей к двигательной и музыкально-ритмической деятельности, экспериментированию с природным материалом; организует праздники и развлечения для детей. При этом воспитатель проявляет уважительное отношение к детям, поддерживает их инициативу, предоставляет им возможность делать самостоятельный выбор материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; создает благоприятный психологический климат в коллективе, способствующий формированию и поддержке у детей положительной самооценки и уверенности в собственных возможностях и способностях; поддерживает доброжелательные отношения между детьми в процессе их взаимодействия в разных видах деятельности.
Для успешной реализации программы воспитатель использует разнообразные образовательные технологии: личностно – ориентированные, здоровьесберегающие, технологии исследовательской деятельности, информационно – коммуникативные.
Воспитатель широко использует мультимедийные технологии и электронные образовательные ресурсы, активно применяет компьютерную технику для воспроизведения фрагментов детских телевизионных передач, мультипликационных фильмов, музыкальных произведений, фотографий, картинок, презентаций и т. д.
Воспитатель создает в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая соответствует содержанию программы и возрастным возможностям детей. Работа с материалами среды стимулирует проявление двигательной, игровой, познавательной, творческой активности у детей.
Для выявления у воспитанников способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности воспитатель осуществляет мониторинг образовательного процесса и детского развития по заранее выделенным критериям в процессе наблюдения за различными видами детской деятельности.
Воспитатель должен активно взаимодействовать с психологом, учителем-дефектологом, логопедом, тренером по физической культуре, музыкальным руководителем в вопросах воспитания, обучения, развития детей с ОВЗ.
Таким образом, перед детским садом и семьей стоят единые задачи. Поэтому общественное и семейное воспитание детей дошкольного возраста с ОВЗ должно органично сочетаться друг с другом. От согласованности действий педагогических работников и родителей, от единства предъявляемых к ребенку требований зависит успех всей воспитательно - образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ. Только в тесном содружестве с семьей детский сад способен обеспечить благоприятные условия для полноценного воспитания дошкольников с ОВЗ и своевременную качественную подготовку их к школе.