Людмила Букарева
Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия, лексической и грамматической. Основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства.
Публикация «Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка,» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди, выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения, по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка. Л. В. Фомина считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – он такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмысливать информацию, получаемую из окружающего мира.
Когда малыш накопит богатые впечатления и, соответственно, собственный словарь, тогда и придет долгожданный момент – ребенок «вдруг» заговорит сам. С этого счастливого дня речь станет для него полноценным средством общения.
Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша могут быть также игры с пальчиками.
Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
При проведении игр, я строго соблюдаю следующие правила:
- отрабатываем последовательно все упражнения;
- игровые задания постепенно усложняем;
- игру начинаем только тогда, когда ребенок хочет играть; никогда не начинаем игру, если ребенок неважно себя чувствует;
- не допускаем переутомление ребенка в игре.
Целенаправленная, педагогическая работа проводится с детьми в индивидуальной, групповой, фронтальной форме, в утренние и вечерние часы в течении каждого учебного года. В виде разнообразного, эмоционально-приятного, неутомительного, динамического процесса. При этом учитываю возрастные особенности детей. Упражнения по воспитанию звуковой культуры речи провожу в игровой форме для того чтобы вызвать заинтересованность детей, а так же расширить их познавательные способности. В своей работе я использую большой разнообразный наглядный материал: пуговицы, застежки, яркие шнурки, бантики, ниточки, счетные палочки, резиновые игрушки-пищалки, киндеры, мозаику, цветное тесто, яркую бумагу, крупы, бисер, бусинки, расчески, проволоку, предметы вышивания, пальчиковый театр, наглядные картинки и т. п.
Итак, в процессе индивидуального развития, речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи.