Екатерина Александровна Фекина
Роль семьи в развитии речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Общее родительское собрание
«Роль семьи в развитии речи ребенка»
Слайд №1 Добрый вечер, уважаемые родители! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеямся, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту конференцию. Это означает,что нас всех объединяет интерес к теме конференции.
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том. что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаете вы
- А что-то нам известно.
Публикация «Роль семьи в развитии речи ребенка» размещена в разделах
- Поговорим?
- Поговорим.
- Вдруг будет интересно.
Мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? Время летит очень быстро и стремительно и не за горами, когда придет время идти в школу. Насколько ваш ребенок будет успешен в обучении?
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
Если «да»:
(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).
Если «нет», не задумываемся:
(очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны).
-Как вы считаете, какой должна бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу? (ведущий за писывает названные родителями характеристики речь на доске).
Речь должна быть: грамотной понятной осмысленной богатой….
Это идеал. А что получается на самом деле? Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой?
-односложная (состоящая из простых предложений)
-бедная (недостаточный словарный запас)
-слова- «паразиты» (замусоривание речи,употребление нелитературных слов и выражений).
- не могут логически объяснять
- речь не выразительна
Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин:
1) Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.
2) Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.
3) Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители форсируют изжитие возрастных особенностей речи настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи речевые неправильности еще более закрепляются и даже преумножаются. Кроме того, у ребенка тускнеет интерес к речи, к правильности ее, так как энергия его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он чувствует, что от него требуется непосильное.
4) Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих.
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
А каково же отношение родителей к речевому развитию ребенка? Обратимся к результатам анкетирования, проведенного весной этого года во всех возрастных группах.
Итоги анкетирования родителей.
Тематика опроса на тему «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».
Итак, общее количество участвовавших родителей в анкетировании, выразивших свою точку зрения составил 78чел.
1. Интересует ли Вас тема опроса?
- 66чел (85%) считают тему опроса важной, 15% считают второстепенной.
2. Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребенка?
–48чел. (62%) является правильное звукопроизношение;
- 26чел (33%)-выразительное и правильное интонирование,
- 22 человек-владение культурой речи.
3. Есть ли у Вашего ребенка нарушения в речевом развитии?
-52чел (73%) считают, что в речевом развитии их ребенка нарушения есть;
-26чел (33%) утверждают,что нарушение речи нет.
4. Ести ли у ребенка есть нарушения в развитии звуковой стороной речи,что, по Вашему мнению, целесообразнее делать?
-51чел (65%) проконсультироваться у логопеда;
-27чел (35%) заниматься самостоятельно;
- 17чел (22%) необходимость обратиться за советом к воспитателю.
5. Как Выдумаете, повлияет ли несформированность интонационной выразительности речи на жизнь ребенка в настоящем и будущем?
- 47чел. (60%) –помешает полноценному общению с людьми в будущем;
-14чел. считает,что затруднит общение со сверстниками в детском саду;
-10чел. считают, что это не повлияет на жизнь в настоящее время и будущее.
6. Какова, по Ващему мнению, степень участия семьи, родитлей в работе над звуковой культуре речи?
- 60чел. (77%) считают, что родители должны принимать деятельное участие в работе над развитием речи;
- 13чел. (18%)- считают,что родители иногда должны заниматься с детьми;
- 7чел. считают,что достаточно занятий с воспитателем.
Таким образом, исходя из ответов, следует то, что значительное большинство родители придают важность речевому развитию своих детей. Большинство понимают целесообразность обращения к специалистам в случае нарушения звуковой стороны речи ребенка. Так же большинство осознают возможные последствия, трудности у ребенка с несформированностью интонационной выразительности речи в настоящем и будущем. Но мы видим, что отдельная часть родителей не придает этому направлению должного отношения и внимания.
По итогам оценки речевого развития детей детского сада, проведенном в 2015году мы выявили недостатки речевого развития детей и в этом учебном году решалась задача во воспитанию у детей интонационной культуры речи, отчетливости произношения, правильного темпа речи.
Концепция модернизации российского образования на период 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Права и обязанности родителей определены:
• в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации;
• в главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации;
• в статьях 44 Закона Российской Федерации “Об образовании”.
В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка».
Дети страдают недостатками в развитии речи. И это не мудрено, а ведь вспомните, как практически каждый из нас включал малышу мультфильм, чтоб не отвлекал от дела или от усталости повседневной рутины хотелось просто помолчать. Ребенок редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Вначале наблюдаются просто задержка в речи, потом некорректные произношения звуков, потом прихрамывает связная речь, а как последствие - полная безграмотность в школе.
Человек с плохо развитой речью становится инвалидом в современном обществе. Поэтому воспитывающих взрослых должно так волновать развитие речи их детей.
В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь. В нашей стране обследование ребенка специалистами-логопедами проводится в основном тогда, когда ему исполняется 5 лет, а то и непосредственно перед самой школой. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завершается примерно к пяти (шести) годам. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешива-ется в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами, специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.
Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка,— необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых пато-логических). Достижения прогресса привели к тому, что проблем с развитием речи становится всё больше. Несколько десятилетий назад считалось нормой, если ребёнок до года говорил 10 слов. Сейчас на это способно ограниченное количество детей. На сегодняшний день хороший результат, если годовалый малыш произносит 5-7 слов. Когда к 2 годам его речь понятна только родителям и близким людям - некритично. Если речь к 3 годам продолжает оставаться непонятной - уже тревожный сигнал.
Любые нарушения речи можно исправить - важно не упустить время
Здесь уместно привести слова Оливера Холмса- "Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся" .Развитие речи лежит в основе общения в семье.
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Родители могут оказать огромное влияние на развитие языка ребенка. Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг.
По мнению В. С Мухиной, подражая родителям и близким людям, ребёнок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой семья, формирует у ребёнка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своём ребёнке слепок своих недостатков в общении.
Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития.
Необходимо обеспечить, чтобы общение со взрослыми было полноценным как в количественном отношении (в смысле уделяемого времени, так и в качественном отношении (в интеллектуальном и эмоциональном смысле). Правильно поступают те взрослые - не только родители, конечно, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д., - которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности.
Проблема развития речи у дошкольника никуда не исчезнет, если ею не заниматься с самого начала.
Семья является одним из наиболее важных факторов, способствующих развитию речи дошкольника. Сила влияния семьи связана с авторитетом родителей, постоянством и длительностью воздействий, разнообразием условий и ситуаций.
На развитие речи ребенка в семье влияют:
1) позитивный психологический климат;
2) наличие полноценной речевой среды.
Для возникновения позитивного психологического климата в семье необходимы:
- эмоциональный контакт,
- эффективный стиль общения с ребенком,
- психологически спокойная обстановка,
- адекватное отношение родителей к различным проблемам ребенка.
Речевая среда будет создана в том случае, если:
- родители грамотно и правильно выражают свои мысли;
- речь родителей является образцом для ребенка;
- в семье существуют определенные традиции: совместное чтение, семейный театр, посещение библиотек и книжных магазинов;
- создаются условия для детского творчества;
- ребенку предлагаются дидактические игры для развития речи.
Самое важное условие для эффективного развития речи в семье – это постоянное речевое общение родителей с ребенком. Такое общение не должно сводиться к назидательности, морализированию или обучению. Жизнь ребенка должна быть насыщена эмоционально значимыми для него событиями, которые обсуждаются с родителями.
Для ребенка важно, чтобы родители принимали его таким, каков он есть, поддерживали, сопереживали, интересовались его жизнью
«Заберите у меня всё, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что я имею» Д. Уэбстер