брагина татьяна
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста».
«Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики. Развитие личности начинается с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, идут тончайшие ниточки, которые питает источник мысли. Другими словами, чем больше умеют деские руки, тем умнее ребёнок”. Каждый ребенок по своему талантлив. Поэтому необходимо выявить его и дать возможность развиться. Развивая способности ребенка,мы даем ему возможность придумывая что-то неповторимое, экспериментировать. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создать условия для его творчества.
Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, становится его деятельность.
Дети с самого раннего возраста отражают свои впечатления об окружающем мире в своём творчестве.
Нетрадиционные техники рисования удивляют, заинтересовывают и увлекают детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно развивающей среды учитывается развитие каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступность и соответствие возрастным особенностям. Существует множество «ненужных интересных» вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.) котрые можно использовать в разных техниках по рисованию. Всеми этими предметами можно и нужно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники интересны детям тем, что здесь можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети испытывают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о его внутреннем мирке. Использование при работе с детьми нетрадиционные техники рисования способствует :
• снятию детских страхов;
• уверенности в своих силах;
• развитию пространственного мышления;
• побуждению детей к творческим поискам и решениям;
• знакомит с разнообразным материалом;
• развитию чувства композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
• развитию мелкой моторики рук;
• развитию творческих способностей, воображения и полёта фантазий.
• Развитию эстетического удовольствия.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы используются, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети с удовольствием выполняют работу не испытывая при этом трудностей. Они смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс творения. Порой дети боятся рисовать, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится, им не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Побудить детей к данной деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге возможно,организовав для них полный доступ к материалам и исключив все ограничения в выборе техники рисования.
Виды нетрадиционных техник рисования :
• Кляксография.
• Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.
• Тычок жесткой полусухой кистью.
• Рисование пальчиками.
• Рисование ладошкой.
• Рисование с секретом в три пары рук.
• Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек.
• Скатывание бумаги.
• Оттиск смятой бумагой.
• Восковые мелки + акварель.
• Свеча + акварель.
• Точечный рисунок.
• Набрызг.
• Отпечатки листьев.
• Поролоновые рисунки.
• Рисование мелками.
• Разрисовка маленьких камешков.
• Метод ниткографии.
• Метод монотипии.
• Рисование на мокрой бумаге.
• Тканевые изображения.
• Рисуем с помощью открыток.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• внимания и усидчивости;
• изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет этот процесс. Они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это шаги к достижению цели, а не препятствие.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности.
С детьми младшего дошкольного возраста используется :
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• рисование ладошками.
С детьми среднего дошкольного возраста :
• тычок жесткой полусухой кистью.
• печать поролоном;
• печать пробками;
• восковые мелки + акварель;
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
волшебные веревочки.
С детьми старшего дошкольного возраста :
• рисование песком;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• монотипия пейзажная;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя самостоятельнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения
"В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"