Татьяна Козодавина
Роль музыки в экологическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыки в экологическом воспитании детей
Слайд1
«Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце
и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых
воплощается Родина».
В. А. Сухомлинский.
Слайд2
Публикация «Роль музыки в экологическом воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребенка. Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности и к эмоциональному восприятию окружающего мира. Не случайно тема природы с давних времен привлекала музыкантов. Тема природы по-разному появлялась в поэзии и музыкальных произведениях в разные отрезки времени. Завывание вьюги, шум грозы и дождя, пение птиц, журчание ручейка и шум моря- все эти звуки нам подарила природа. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания.
Слайд3
Экологическое воспитание дошкольников имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в личности человека, вместе с этим к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения среди них работники дошкольных учреждений, родители детей, а так же их близкие родственники (бабушки, дедушки, что безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления. Для того чтобы этот процесс стал еще более увлекательным и познавательным, целесообразно использовать средства музыкального воспитания в формировании их экологических знаний.
Слайд4
Концепция дошкольного воспитания определяет одним из приоритетных направлений в становлении базиса личностной культуры ребенка формирование его отношения к природе.
Через природу ребенок приобщается к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Среди них – познавательная ценность: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом.
Слайд5
Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы.
Ценности переживания: ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникает ее красотою, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и одушевляет их. Условием для этого служит любознательность ребенка, которая направляется взрослым к объектам все более-более сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребенка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый дает каждому ребенку почувствовать себя “ответственным лицом”, причастным к происходящему.
Слайд6
При выборе материала (как музыкального, так и экологического) я прежде всего исхожу из привлекательности этого материала для ребенка и только потом перехожу к его значимости, так как иначе привлечь внимание дошкольников практически невозможно. Весь материал должен быть доступен детскому пониманию и усложняться постепенно. Слушание музыки и стихов о природе – полезные элементы экологического воспитания ребенка. Дети более эмоциональны, чем рациональны, а музыка и поэтическое слово непосредственно воздействуют на их эмоции. Следовательно, при помощи музыки ребенку легче объяснить, что все растущее и движущееся вокруг нас – живое, требующее к себе бережное отношение.
Слайд7
Познание объекта природы начинается с наблюдения, которое проводит воспитатель. Затем эти наблюдения дополняются прослушиванием музыки, художественным словом, картинами, образными движениями (“Падают снежинки”, “Ходит котик”). Таким образом, музыка выступает как эмоциональный помощник, дополняет, уточняет увиденное детьми. Необходимо обращаться к одной и той же теме несколько раз. Это способствует развитию детского внимания и сохранению устойчивого интереса к одной теме. Сформировать внимательность у детей за один раз невозможно.
Слайд8
Экологическая тематика проходит через все вилы музыкальной деятельности : слушание, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры. Игра на детских музыкально-шумовых инструментах. Начиная c начала учебного года, музыкальный репертуар всех возрастных групп составляю из музыкальных произведений об осенней зимней, весенней и летней природе, погоде, включаю песни, игры о животных, птицах, использую тематические танцевальные композиции, инсценировки, например: «Скворушка прощается» муз. Попатенко,«Дождик» муз. Парцхаладзе, «Журавушка» муз. Зарицкой, «Урожайная» муз. Филиппенко, «У калинушки» - хоровод Михайленко, «По грибы»муз. Селезневой, «Расскажите, белочки» муз. Вихаревой, танцы с осенними ветками, зонтами и многие другие произведения, которые способствуют формированию экологического воспитания.
Слайд9
Все виды музыкальной деятельности между собой взаимосвязаны и могут как бы «перетекать» один в другой.
Слушание + игра на музыкальных инструментах. Задача этого вида деятельности – подобрать музыкальный инструмент, созвучный музыке, «украсить» пьесу или песню. Используя знания об обитателях леса, я закрепляю их на музыкальной образовательной деятельности с помощью музыки, шумовой записи «Звуки леса», «Голоса птиц».
Слайд10
Музыка изобразительна и выразительна, она даёт детям. представление об окружающем их мире. Музыкальные пьесы, песни, инсценировки, в которых выражены настроения, созвучные какой – либо картине природы, времени года, развивают у детей эстетические чувства, музыкальность, образную речь (применение эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, животных, птиц насекомых).
Слайд11
Готовясь к праздникам и развлечениям, я придумываю оформление зала, дидактический материал, организацию неожиданных игровых ситуаций, способы активизации и поощрения детей. Важную роль в своей работе я отвожу разучиванию материала к празднику с детьми. Желание детей выступать на празднике, играть главную роль ведет к тому, что у детей возрастает интерес к разучиваемому материалу, а многократность повторения песен, движений, сценок ведет к более полному осмыслению экологических проблем и знаний. Эмоциональная окраска всего происходящего делает эти знания более долговременными.
При составлении сценариев экологических праздников я часто опираюсь на материал русского-народного творчества, т. е. на фольклор. Русский фольклор отражает поэтический образ природы, воспевает красоту лесов, полей, рек. Все это прекрасно окрашивается музыкой
Слайд12
Музыка занимает значительное место в методике экологического воспитания.
Формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологического сознания разнообразны, однако они будут намного эффективнее, если будут подкреплены яркими, положительными чувствами, которые вносит музыка. Работа нашего детского сада показала это на практике. Над этой педагогической проблемой работа продолжается. В перспективе в целях экологического воспитания планируется более широкое использование русского народного творчества, многовековой опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с ней.
Закончить хотелось бы следующими словами:
Душа ребенка как растение:
упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко
и семечко проросло.
Всем нужна забота и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку.
Забота Природы. Душа ребенка – это росток.
Чтобы из семечка вырос цветок - Много потратится сил и тепла,
Нежного слова, улыбок, добра!