Светлана Кислова
Роль музыки в развитии и обучении произношению детей с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Глухота у детей в основном возникает в результате поражения слухового нерва, тогда как центральная нервная система остается нетронутой. Голосовой и артикуляционный аппарат также не нарушен, но, как всякий орган долго не функционирующий, слабо развит. Если в мозг неслышащего речь не проникает совсем или чуть слышна через слуховой аппарат, то музыка прорывается сквозь все преграды, вызывая отклик других центров. Глухой ребенок, даже в слуховом аппарате, но не воспринимающий речь, хорошо слышит музыкальное звучание. Наличие музыкального слуха обусловлено генетически и непосредственно не зависит от состояния слуха. Поэтому, если нет патологии нарушений центральной нервной системы, то музыкальность неслышащего ребенка формируется так же, как и слышащего.
Публикация «Роль музыки в развитии и обучении произношению детей с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
Пение укрепляет голосовые связки, укрепляется дыхание. В процессе пения вырабатывается певческое дыхание (короткий вдох и более продолжительный выдох). Пение позволяет научиться делать вдох спокойно, экономно расходовать воздух, распределяя дыхание на всю фразу. Это укрепляет дыхательный аппарат.
Пение – одна из форм реабилитации голоса ребенка, что является одним из важнейших факторов при обучении детей внятному произношению. Происходит постепенная взаимосвязь: исполнение песни содействует развитию остаточного слуха, а развитие речи влечет за собой умение лучше использовать сохранный слух. Проигрывание звукоряда самим ребенком и прослушивание его звучания имеет целью развитие звуковысотной и тембровой слуховой дифференциации. Восприятие музыки и ее воспроизведение влияет на интонационное качество речевого слуха. Простота мелодий, их небольшой объем помогает в работе над расширением диапазона голоса.
Называние и пропевание нот служит эффективным артикуляционным упражнением и способствует укреплению и необходимому напряжению мышц речевого артикуляционного аппарата ребенка, что очень важно при работе по устранению дефектов голоса. Изучая динамику звучания музыки, дети понимают, как регулировать силу собственного голоса. Голос поддается реабилитации легче, чем слух.
Очень важно научить детей с нарушением слуха к 5-ти годам не только читать, считать, мыслить, но и говорить и вслушиваться. А более раннее развитие музыкального слуха способствует более эффективному обучению неслышащих детей произношению в дошкольный период. Для этого необходимы индивидуальные занятия, на которых педагог занимается восстановлением функциональной системы музыкального слуха глухих детей. Механизм ее функционирования из обязательного совмещения обучения игре на музыкальном инструменте и пению. Проигрывание мелодий является одним из видов упражнений пальчиковой гимнастики. Поэтому тренировка движении пальцев и кисти рук является важнейшим фактором стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений и, что не менее важно, мощным средством, повышающим активность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.
Между вокальными и речевыми способностями детей существует прямая связь. Вокальные упражнения способствуют преодолению певческих трудностей, развитию дыхания, умению протяжно петь, внятному произношению слов при легком ненапряженном звучании. Обучение пению глухих детей направлено на формирование у них ритмической основы речи и способствует более быстрому овладению ими слитным произношением, что является главными условиями формирования хорошей внятной речи. Пение формирует навык пользования голосом нормальной высоты и силы. Пение песен расширяет словарный запас; раскрываются понятия «быстро – медленно», «громко – тихо». Постепенное запоминание наизусть песен содействует совершенствованию памяти и интеллекта ребенка.