Марина Ломаева
Проект «Роль пальчиковых игр в обучении детей удмуртскому языку»
2 слайд
Актуализация.
Публикация «Проект „Роль пальчиковых игр в обучении детей удмуртскому языку“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Удмуртия, мой край
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой на удмуртском и русском языках?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Дети, учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Так и с удмуртским языком, при выполнении пальчиковой гимнастики на удмуртском языке, дети быстрее запоминают удмуртские слова и произношение стает более четким. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он сможет «рассказывать руками» целые истории на удмуртском языке. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
3 слайд
ЦЕЛИ Т ЗАДАЧИ
Цель:
Развитие удмуртской речи детей с помощью пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр.
Задачи:
Для воспитателя
Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей. Создать подборку методической литературы по теме. Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами. Изготовить информационный стенд для родителей.
Для детей
Обучение детей удмуртской речи, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Для родителей
Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду. Создавать в семье благоприятные условия для знакомства с удмуртской речью детей, использовать пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики
4 слайд
ГИПОТЕЗА
Использованием пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр будет способствовать развитию мелкой моторики, лучшему пониманию смысла удмуртской речи детьми, речь детей станет более четкой, ритмичной, яркой. Возрастет их речевая активность. Увеличится словарный запас удмуртских слов.
5 слайд
Подготовительный этап
Изучение литературы
6 слайд
Родительское собрание
Тема «Ловкие пальчики. Развитие мелкой моторики»
Собрание было проведено в форме круглого стола, где я рассказала о значимости развития мелкой мускулатуры рук, связи с речевым развитием. Были продемонстрированы фрагменты пальчиковой гимнастики с детьми на удмуртском языке, игры и пособия, используемые на занятиях и в свободной деятельности в детском саду, даны рекомендации по организации среды для развития мелкой моторики в домашних условиях.
7 слайд
Создание картотеки пал. гимнастики
Сентябрь - Пурыськочышпи», "Мугорлюкетъёс"
Октябрь - «Емышъёс»
Ноябрь - «Гурт тылобурдоос», «Милям песянаймы», "Мынамсемьяе"
Декабрь - Гурт-пудоживотъёс», «Скал но нылпиос», «Выль корка»
8 слайд
Информационный стенд для родителей с рекомендациями
9 слайд
Консультация «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей»
Памятки «Значение пальчиковых игр»
10 слайд
Пальчиковая гимнастика
Проводится как часть занятия, используется как физкультминутка на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке.
11 слайд
Самомассаж
Прокатывание массажных
металлических шариков Су-Джок между ладоней.
«Монмульымеберыктисько,
Питранлыкельшытисько
12 слайд
Самомассаж
С использованием
кольца Су Джок
«Питранмеберыктисько,
Тазалыкмеюнматисько,
Буд-буднылпие,
Зарнибугоре»
13 слайд
Манипуляции с предметами
Шудон - «Шедьты но вера гурт -пудоживотъесты»
14 слайд
Манипуляц с предметами
- «Гононымыр»
«Одиг, кык, куинь, ньыль, вить, куать, сизьым, тямыс, укмыс, дасгононымыркуашказ»
- «Емышъёс»
«Одиг, кык, куинь, ньыль
Дышетимемышьёсвыль.
Сугон, помидор, кубиста,
Чужкушман но картошка»
15 слайд
«Считалочка»
Цель: закрепление счета, навыка соотносить количество и цифру.
«Одиг, кык, куинь, ньыль, вить, куать, сизьым, тямыс, укмыс, дас горд шундыжужаз»
16 слайд
Результаты проекта
Использование пальчиковой гимнастики вызывает положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняют упражнения, пользуются играми и пособиями в свободной деятельности.
Возрастает речевая активность детей, удмуртская речь становится более четкой улучшается память.
Родители принимают участие в реализации проекта, они начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.
17 слайд
Вывод
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы.
Использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр вызывает интерес у детей, желание выполнять упражнения на развитие мелкой моторики
Речь детей на удмуртском языке улучшается, и стает более ритмичной, эмоциональной, увеличивается словарный запас удмуртских слов.
18 слайд
Список литературы
1. Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»
2. Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
3. Кузнецова Р. А. Журчащий родник, Учебно-методическое пособие, Дидактические игры, Лыдзёс, Конспектъёсынбичет,
4. Н. П. Боталова Зёч-а, Бур-а Удмурт кыл!
5. Праздники в детском саду, Методическое пособие для педагогов.
6. Т. Н. Шикалова, М. Г. Ходырева «Крезьгуро корка. Песни, танцы, игры для детей младшего возраста.
7. Н. С. Лопатина «Кинкызьы сиське?» Занимательный материал.
8. Н. С. Лопатина «Азьлань, тодон – валанлюканы!» Книга 1, книга 2, книга 3.
9. Е. А. Николаева «Зарни бугор», учебно-методическое пособие.
10. Интернет-ресурсы
19 слайд
Тау кылзиськемдылы!
Ссылка на видео ниже
https://vk.com/video-219328443_456239017?access_key=27d04a04fd186d5617