Ирина Дубенец
Мастер-класс «Роль экспериментально-исследовательской деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Роль экспериментально-исследовательской деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста», опыты с различными материалами.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня наша встреча посвящена теме «Роль экспериментально-исследовательской деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста».
Публикация «Мастер-класс „Роль экспериментально-исследовательской деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.
Какие первые опыты могут совершать дети?
Многие увлекательные исследования начинаются с таких действий как, измерение глубины луж и наблюдений бензиновых пятен на луже, переливание воды, пересыпание песка, шуршание листьями. Всё это в значительной мере и есть проявление любознательности, стремление к исследовательскому поиску. Но когда ребёнок проделывает всё это один, он не может найти ответы на свои вопросы и стремление узнать что-то новое порой бывает небезопасно.
Эксперимент, организуемый взрослым и безопасен для ребёнка, и более познавателен. Мы отвечаем на все вопросы маленького почемучки. С готовностью показываем предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываем о них. Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будешь знать, скоро состариться». Исследовательская деятельность детей одно из условий развития любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Какие психические процессы развивает экспериментирование?
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. У нас в детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционного уголка природы в группе у нас оборудован и постоянно оснащается опытно-экспериментальный уголок, где представлены различные материалы для исследования.
Подобраны различные коллекции, создающие условия для расширения возможности экспериментальной деятельности.
Подобрана познавательная литература,сделала подборку познавательных мультфильмов, картотека опытов, конспекты занятий по познавательно-исследовательской деятельности.
Сегодня, я предлагаю вам, представить себя в роли маленьких исследователей и принять участие в некоторых экспериментах с разными материалами.
Вы при входе получили карточки, на которых изображены различные предметы. И первых исследователей, я приглашаю тех, у кого на карточке изображен цветок.
Наш опыт называется «Лилии в пруду»
Я заранее приготовила для вас цветы из бумаги. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите лилии на воду, налитую в чашку. Буквально на ваших глазах лепестки начнут распускаться.
Почему это происходит?
Совершенно верно, это происходит потому, что бумага намокает, становиться постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Приглашаю следующих исследователей, с изображенным на карточке мандарином.
Наш опыт называется «Два мандарина».
Один из вас положите в миску не очищенный мандарин.
Что происходит? (мандарин не тонет). И даже если очень постараться, утопить его не удастся. А вы, очистите второй мандарин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Мандарин утонул.
Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает?
В мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
А теперь выйдут те, у кого карточки с бутылкой молока.
Наш опыт называется «Разноцветное молоко».
Один из вас налейте молоко в тарелку. Другой добавьте немного разных пищевых красителей, в разные места тарелки. Затем возьмите по ватной палочке, окуните в моющее средство и коснитесь палочкой в самый центр тарелки с молоком. Что же происходит?
Молоко начало двигаться, а цвета перемешиваться.
Почему это произошло?
Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Сейчас приглашаю тех, у кого на карточках нарисован вулкан.
Самые зрелищные опыты с содой и уксусом.
Наш опыт называется «Вулкан».
В подготовленный вулкан один из вас засыплет две ложки соды, другой нальёт немного моющего средства, третий наливает краску, разведённую в воде. И наступил ответственный момент – в жерло вулкана добавляем уксус,начинается извержение вулкана и из него вытекает лава.
Почему же это происходит?
Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа выталкивают содержимое наружу.
Опыты чем-то напоминают ребенку фокусы, они необычны, и что очень важно дети все проделывают сами. Проводя опыты и эксперименты, можно задействовать все органы чувств, дать детям возможность рассмотреть, как выглядит предмет или объект, послушать, какие звуки он издает, попробовать на вкус (если не опасно, понюхать, как пахнет, потрогать на ощупь.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать везде. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место может стать местом для эксперимента.
Предлагаю вам поделиться впечатлением о моем мастер-классе, продолжив фразу.
Сегодня я узнала…
Было трудно…
Я выполняла задания…
Теперь я могу…
Я почувствовала, что…
Я приобрела…
У меня получилось …
Я смогла…
Я попробую…
Меня удивило…
Мастер-класс поможет мне в работе…
Мне захотелось…
Спасибо, коллеги. Надеюсь, что сумела вас заинтересовать, и полученный опыт вы используете в работе с детьми.