Татьяна Бурдаева
Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание детей занимает немаловажное место в процессе образования и воспитания дошкольников. В детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту. Большую роль в получении этих знаний играет музейная педагогика. Музейная педагогика представляет собой альтернативу традиционной организации нравственно-патриотического образовательного процесса в детском саду.
Публикация «Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Музейная педагогика направлена на воздействия на ребенка с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде, умения получать информацию непосредственно от экспоната и воспринимать визуально- пространственный язык экспозиции. В музее хранятся подлинные свидетельства прошлого, с помощью которых дети попадают в мир истории и культуры своего народа. Музейная педагогика, в свою очередь, усиливает воздействие музея на ребенка.
Мини-музей – это особое пространство в ДОУ, которое способствует расширению кругозора ребёнка, повышает образованность, воспитанность, приобщению к нравственным ценностям. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей: обсуждение тематики и экспонатов. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Мы стараемся, чтобы каждый ребенок был не пассивным созерцателем, а соавтором, творцом экспозиции.
При организации мини-музея следует помнить, что содержание, оформление и назначение обязательно должно отражать специфику возраста детей определенной группы.
Выделяют следующие принципы:
-Принцип научности: любая экспозиция должна строиться на научной основе.
-Принцип предметности: основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей и пр.
-Коммуникативно-информационный принцип: дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.
Включение музея в образовательно-воспитательный процесс может показаться простым делом, но это не так. Можно хоть каждый день детей водить в музей и не получить ожидаемый результат. Необходимо подготовить дошкольников к восприятию и принятию музейного языка. Педагог является проводником между ребенком и музейным миром.
Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня.
Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием, нравственно-патриотическим воспитанием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, нравственность, формирует патриотические чувства, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.