Кудряшова Надежда
Методические формы работы по развитию речи дошкольников с использованием малых фольклорных жанров
▼ Скачать + Заказать документы
С помощью малых фольклорных жанров «можно решать практически все задачи методики развития речи. Наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа» [Палаткина, Г. В. Этнопедагогика / Г. В. Палаткина. – Астрахань : Астраханский университет, 2008. – с. 29].
Публикация «Методические формы работы по развитию речи дошкольников с использованием малых фольклорных жанров» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание [Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М. : Просвешение, 2006, с. 27].
Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, поэтому нужно уделять большое внимание его закреплению и активизации. Значительно пополняют словарь детей занятия с элементами фольклора [Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 2005, с. 35]. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, используются различные методические и игровые приемы :
«Доскажи словечко» :
Это куколка, Акулька,
У нее кроватка –. (люлька).
В печку слазить очень рад, А зовут его. (ухват).
У нее доска и палка – Это бабушкина. (прялка).
Кашу варит всем дружок, Круглобокий. (чугунок).
«Цепочка слов» : Подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами: лучина – свечка – лампа – электрическая лампочка, деревянная миска – глиняная – эмалированная, скамья – лавка – диван, ухват – прихватка.
«Словесное лото, или Кому что» : Карточки с картинками (бабушка, прялка, люлька, хозяйка, ухват, чугун, коромысло, ведро, младенец и др.).
Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. Ее тоже можно решить, используя малые фольклорные жанры. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики привлекаются народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик – дедушка», «У нашей у бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратились к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.
Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать. Использовали такой прием : «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!
Солнышко, появись!
Красное, нарядись!
Чтобы год от года
Была у нас погода!
Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.
Тише, куры, не шумите,
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
Педагогическая наука «давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но еще в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия» [Романенко, Л. Т. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей / Л. Т. Романенко // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7, с. 16].
Использование русского народного фольклора на занятиях по подготовке к обучению грамоте способствует развитию фонематического слуха, умению различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные [Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 2005, с. 44].
Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.
Пошел медведь к броду – бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду – бултых в воду!
Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др.
Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.
– Яму копал? – Копал.
– В яму упал? – Упал.
– В яме сидишь? – Сижу.
– Яма сыра? – Сыра.
– Как голова, цела? – Цела.
– Значит, живой? – Живой.
– Ну, я пошел домой.
Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных и сложных предложениях.
Восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание:
Солнышко! Ведрышко!
Выйди поскорей! Будь к нам подобрей!
Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.
Практика речевого общения сталкивает детей с различными по значению словами: с антонимами, синонимами. У детей дошкольного возраста ориентировка на смысловое содержание очень развита – слово для ребенка выступает, прежде всего, как носитель смысла, значения.
Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. Загадки предлагаются детям в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Ю. Г. Илларионова рекомендует использовать загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме [Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 1986, с. 21]. Тогда их уместно применять во время детской деятельности. Так, чтобы сделать обычный процесс умывания для детей привлекательным, можно загадать загадки о предметах туалета, а затем спросить: «О чем загадка? Что надо сделать, чтобы умыться?» Дети выполняют действия, указанные в загадке. Собираясь на прогулку, можно загадать детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой. Дети должны доказать, что именно об этих предметах говорится в загадке, которые они принесли.
Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
Помогают потешки и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности.
Л. Т. Романенко предлагает фольклорные произведения сопровождать действиями или, наоборот, действия сопровождать чтением, обыгрывать их. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребенок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям. Например, можно причесывать девочек и чтобы вызвать радостное настроение, сопровождали этот процесс словами потешки [Романенко, Л. Т. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей / Л. Т. Романенко // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7, с. 17]. Все это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем веселую потешку. А затем использовать ее во время сюжетно – ролевых игр. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.
Практика показывает, что для всестороннего развития детей особое значение приобретают игры–забавы с использованием малых фольклорных форм. Можно ввести в игру хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, дидактическая игра «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведение, помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.
Дети старшего дошкольного возраста могут устраивать своими силами концерты для малышей. Они сами составляют программу, распределяют роли, проводят репетиции, готовят помещение. Такой концерт продолжается десять – пятнадцать минут. Его программа разнообразна: чтение известных детям младшей группы потешек с использованием наглядного материала (игрушек, предметов, картинок); пересказ известной детям сказки; чтение новых для малышей потешек; игра-драматизация или кукольный театр; народные игры; загадывание загадок. Дети, ведущие концерт, предлагают зрителям – малышам выступить по желанию, хором произнести звукоподражание и т. д.
Праздники могут быть подготовлены силами воспитателей. Иногда его готовят как сюрприз для детей. Особенно ценно, считают методисты, заблаговременно подготовить утренник с детьми. Именно такая подготовка помогает решению многих задач умственного, нравственного и эстетического воспитания. Таким образом, развлечения для детей активизируют в речи детей малые фольклорные жанры. Это способствует развитию образности и выразительности их речи.
Итак, можно сделать вывод: Использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Привлечение малых фольклорных жанров для развития речи дошкольников будет успешным при соблюдении следующих условий: 1) отбирать материал, учитывая возрастные возможности детей; 2) должна быть интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); 3) активно включать в деятельность всех детей; 4) максимально использовать развивающий потенциал малых форм фольклора в создании речевой среды.
Список литературы
1. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М. : Просвешение, 2006. – 265 с.
2. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 1986. –127 с.
3. Палаткина, Г. В. Этнопедагогика / Г. В. Палаткина. – Астрахань : Астраханский университет, 2008. – 270 с.
4. Романенко, Л. Т. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей / Л. Т. Романенко // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С. 15-18.
5. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 2005. – 159 с.