Турусова Надежда
Роль логопедических сказок в развитии вербальных средств коммуникации детей с системным недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Резюме:
[/i][/b]Сказка есть свет, идущий от душ людей из глубины веков. Особенность логопедических сказок в том, что логопедическая сказка всегда принадлежит к средствам внешнего воздействия на ребенка и представляет собой чужой чувственный и мыслительный опыт, обладая при этом достоинством личного опыта и переживаниями: непосредственностью, наглядностью и конкретностью. Проживая вместе с героями произведений различные ситуации, недоступные детям с системным недоразвитием речи в реальной жизни, они познают новые формы и стили речевого общения, приобщаются к культуре взаимоотношений и производят частичный их перенос в повседневную действительность. Посредством восприятия логопедических сказок дети с системным недоразвитием речи формируют определённые социальные знания, опыт и определяют для себя дальнейшие нормы вербальных коммуникаций в социуме.
Публикация «Роль логопедических сказок в развитии вербальных средств коммуникации детей с системным недоразвитием речи» размещена в разделах
- Дерево Верба, веточки вербы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевые слова:
культура, общение, системное недоразвитие речи, логопедическая сказка, вербальные и невербальные средства коммуникация, речевое общение.
Созданные и функционирующие в рамках человеческого общества, культура и образование, диалогичны по своей сути. В современном мире их существование немыслимо вне общения, которое выступает одним из ведущих факторов возникновения и функционирования культуры, посредством её передачи между поколениями и внутри одного социума. Общение само по себе является феноменом жизнедеятельности человека, поскольку человеческое бытие представляет собой «глубочайшее общение» (М. М. Бахтин).
Основным средством вербального общения является речь. Она делится на письменную и устную, слушание и чтение, а так же на внутреннюю речь и внешнюю. Простыми словами, к вербальным средствам коммуникации детей с системным недоразвитием речи относится умение говорить и писать, умение слушать и воспринимать информацию, а также его внутренние диалоги с самим собой и внешние – с окружающими. Но, надо помнить, что мы говорим об определенной категории детей, страдающих сложными речевыми расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне-детей с ограниченными возможностями здоровья. Системное недоразвитие речи у детей выражено в различной степени тяжести: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии, что значительно затрудняет у них формирование полноценного речевого общения.
Вербальная коммуникация детей с системным недоразвитием речи в основном осуществляется с помощью слов, речи, языка и реализуется на том языке, который доступен и понятен для осуществления его речевого общения.
Язык-основное средство общение людей друг с другом, передачи мыслей, чувств, желаний. Как средство вербального общения язык связан с жизнью общества, с народом-носителем данного языка. Опыт и знания об окружающей действительности, которые люди приобретали в процессе труда, закреплялись в языке - в словах, словосочетаниях, предложениях и передавались из поколения к поколению, что нашло свое отражение в фольклоре, особенно в сказках.
Проблемой влияния сказок на развитие речевой коммуникации детей занимались И. Г. Гердер, В. Я. Пропп, Я. Л. Коломинский, И. Э. Куликовская, Мария – Луиза фон Франц и др.
Так, Т. И. Алиева отмечает, что у детей с СНР ограниченно представлены такие стороны видения мира, которые схожи с распространенными видами, настроениями сказочного образа, а именно - осуществление и персонификация. Известный отечественный философ М. С. Каган делает заключение о том, что сказка обладает способностью превращать объекты в субъекты, путем одушевления всего, что окружает человека в мире. Тем самым она дает возможность детям с системным недоразвитием речи вступать в коммуникации с миром природы и предметным миром как с равными партнерами или точнее - с субъективированными объектами общения. Яркие примеры субъективированных объектов наблюдаются в сказках, где животные, растения и природные явления наделены человеческими чертами и качествами. Р. М. Чумичева исследовала значимость общения и сказки как знаково-символических форм, благодаря которым, в сознании ребенка конструируется картина мира. Она подчеркивает, что общение и сказка, хранящие ценности общечеловеческого опыта, позволяют ребенку видеть мир не только на более высоком уровне осмысления, но и «одухотворить» его интеллектуальную сферу, обеспечить гармонию интеллектуального и эмоционального развития.
Сложно представить весь объем информации, то множество знаний и навыков, которые обретает ребенок с системным недоразвитием речи, в реальной действительности: в мире развития информационно-коммуникативных технологий, автоматизации и модернизации. В современных условиях осуществляется переход от парадигмы трансляции знаний и умений к парадигме выращивания способностей ребенка через «коммуникативную трансляцию».
Поэтому потребность в сказке у детей с СНР представляется особенно большой. Сказка как форма народной педагогики, имеет свои исторически сложившиеся традиции и воспитательную систему. Она удивительно точно соответствует законам физического и интеллектуального развития ребенка. В ней столько же рациональности, такта, сколько и стремления удовлетворить рано возникающую у ребенка потребность в коммуникации.
Сказки давно стали включать в детское чтение, теперь признана их безусловная ценность. Сказка опекает ребенка с рождения, сопровождает в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность.
Дети с системным недоразвитием речи очень восприимчивы и их психика имеет свои особенности и границы, поэтому давно отмечен позитивный опыт использования логопедических сказок в коррекционно-педагогической работе логопедов с целью повышения уровня развития вербальных средств коммуникаций. Логопедические сказки разработаны так, чтоб освободить сознание ребенка с нарушением речевой коммуникации от перегрузок, от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе. Они несут самые элементарные и в то же время самые важные представления об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о доброте и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности, которые ложатся в сознание, формируют определённые социальные знания, опыт и определяют для ребенка с системным недоразвитием речи нормы вербальных коммуникаций.
Но дети с системным недоразвитием речи передают и получают информацию не только с помощью слов и речи, т. е. вербально, но также при помощи невербальных сигналов: взгляда, мимики, жестов, позы, внешнего вида и т. п. Невербальное общение – это сторона коммуникации, состоящая в обмене информации без помощи речевых и языковых средств. Не редко, что на раннем этапе формирования речевой коммуникации у детей с системным недоразвитием речи такие средства невербального общения выполняют функции дополнения, а иногда полного или частичного замещения и передают эмоциональную сторону ребенка.
Благодаря чтению логопедических сказок у детей с системным недоразвитием речи решающее значение приобретает не интеллект, а аффект (эмоция). Восприятие логопедической сказки, ярких образных описаний взаимоотношений персонажей, их действий в разных ситуациях, влияние положительных и отрицательных поступков на эмоциональное состояние действующих лиц вызывают у детей с системным недоразвитием речи непосредственный отклик: сочувствие пострадавшим, неприязнь к персонажам, совершившим неблаговидные поступки. В этом процессе объединяются рациональная оценка поступков персонажей с эмоциональным к ним отношением, формируется соответствующее нравственно - эмоциональное отношение к действующим лицам и различные модели вербальных коммуникаций.
Процессы осмысления, передачи, изучения и запоминания информации протекают с помощью пяти чувств: зрение, слуха, кинестезии, обоняния, вкуса, - теория нейролингвистического программирования (НЛП). Именно сказка активизирует три доминирующие системы восприятия – зрительную, слуховую, кинестетическую, что делает её незаменимым инструментом эффективного развития вербальных средств коммуникаций. «Визуал» запомнит сказку, если видит её в виде текста. «Аудиал» усваивает больше информации и с лучшим результатом, если слышит голос рассказчика, звуки, участвующие в сказки, хорошо воспринимает аудиозаписи и чтение вслух. «Кинестетик» лучше всего запоминает материал, если проводит ассоциации между содержанием сказки и своими собственными эмоциями и чувствами, если проигрывает содержание сказки в подвижных играх.
Логопедическая сказка задействует все разнообразные механизмы памяти, упомянутые выше. В коммуникационной модели НЛП Бендлера и Дж. Гриндера это называется «входом во вторую позицию», когда один человек становится на место другого, наблюдает, слушает и чувствует мир, как этот другой. Таким образом, логопед, рассказывающий сказку, может изменить вербальные средства коммуникации детей с системным недоразвитием речи, сделав их жизненный опыт более эффективным. С точки зрения подачи материала сказку можно:
• рассказать;
• прочитать вслух;
• попросить ребенка с системным недоразвитием речи самостоятельно прочитать заранее заготовленный текст (если это доступно).
Располагая формы предъявления с точки зрения их предпочтительности, то, безусловно, на первом месте стоит рассказ, далее – чтение, затем – аудио, или видеозапись, только затем самостоятельное прочтение сказки детьми.
При работе с логопедической сказкой необходимо соблюдать приемы воздействия:
Приемы вербального воздействия при рассказывании логопедических сказок:
1. Речевая экспрессия. Здесь можно выделить несколько основных аспектов, принципиальных для воздействия на слушателей: интонация, пауза, темп, громкость голоса, смысловые ударения, ритм поведения.
Интонация. Необходимо выбрать наиболее подходящую интонацию, которая будут соответствовать логопедической сказке и специфике ребенка с системным недоразвитием речи. Она не может быть менторской, с подчеркиванием превосходства логопеда над слушателями и монотонной. Интонация логопеда должна отличаться мелодичностью, чтобы ребенок наслаждался сообщаемой логопедической сказкой, получал положительные эмоции и нашел в ней полезные знания.
Пауза. Иногда пауза бывает более выразительной и значимой, чем фраза или множество самых выразительных фраз.
Темп речи в существенной мере задается характером логопедической сказки и ожидаемым эффектом. Его можно менять в течение сказа, то убыстряя, то замедляя.
Громкость голоса. Уровень громкости должен соответствовать содержанию и стилю логопедической сказки. Следует помнить, что менее громкий голос способствует повышению внимания детей с системным недоразвитием речи.
Смысловые ударения так же выступают элементами логосказа. От того, где будет поставлена запятая, смысл высказывания меняется на диаметрально противоположный.
Ритм повествования. Мощное влияние на детей с системным недоразвитием речи оказывает ритм речи. Ритмичная, певучая речь действует расслабляющим образом, как и повторение, обеспечивая условия беспрепятственного восприятия и усвоения предлагаемого материала.
2. Отношение к содержанию речи: юмор, ирония, иносказание, непереносимый смысл.
3. Направленность на воздействие. Логопедическую сказку можно представить детям с системным недоразвитием речи в форме: нравоучения, нотации, убеждения, просьбы.
Невербальные приемы при воздействии логопедических сказок.
При логосказе каждый жест, каждое движение воспринимаются и учитываются детьми с системным недоразвитием речи как осознанно, так и бессознательно. Невербальные приемы воздействия сказок усиливают восприятие логопедической сказки детьми с системным недоразвитием речи. Очень важно, чтобы не было рассогласования между содержанием логопедической сказки и невербальным её сопровождением:
Жесты. Жестикуляция должна быть точной, уместной и недостаточно умеренной. Жесты должны подчеркивать слова, дополнять, но не в коем случаи не заменять их. Чем реже и точнее вовлеченные в передачи информации жесты, тем более эффективным и значимым становится каждый из них.
Выражение лица (мимика, физиогномическая маска). Зрительный контакт чрезвычайно важен для успешного повествования. Мимика ребенка с системным недоразвитием речи становится для логопеда индикатором успешности его стараний, показателем качества смысла логопедической сказки и правильности её используемых технологий, её представления. В свою очередь мимика логопеда, его физиогномическая маска – средство усиления вербального воздействия на слушателей.
Внешность (одежда, поза, пантомимика). Внешний облик логопеда - рассказчика должен располагать к нему детей с системным недоразвитием речи: чистая, опрятная одежда и обувь, аккуратная прическа, ухоженные руки – это обязательный минимум. Поза рассказчика должна быть естественной. Вес тела следует распределять равномерно, поскольку неправильное положение в пространстве негативно повлияет на дыхание и голос.
Таким образом, необходимо понимать, что при формировании вербальных средств коммуникаций у детей с системным недоразвитием речи на основе логопедических сказок логопеду важно получить эмоциональный отклик ребенка.
С психолого-педагогической точки зрения логопедическая сказка есть социокультурное явление, отражающее интеллектуальную и нравственно - эстетическую жизнь людей и зверей, эмоционально - коммуникативную сферу их взаимоотношений. Логопедическая сказка для детей с системным недоразвитием речи - это прежде всего эмоционально - чувственное действие, которое с первых мгновений приковывает их внимания к встрече с известными или неизвестными персонажами. Логопедическая сказка как явление, и ребенок с системным недоразвитием речи, как порождение социально - культурных процессов органично идут «навстречу» друг другу. Несомненно, логопедическая сказка есть нравственный и воспитывающий свет, идущий из глубины веков от разных поколений, в опыте которого четко прослеживаются модели вербальных средств коммуникации сказочных персонажей.
Таким образом, в своей работе я организую на местном уровне новое образовательное пространство с учетом особенностей детей с системным недоразвитием речи, ориентированное на воспроизведение, сохранение в современном образовательном пространстве как ценностей собственной культуры ребенка, так и ценностей детской субкультуры, на развитие вербальных средств коммуникаций у детей с системным недоразвитием речи на основе логопедических сказок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. "Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников", Ленинград, 1969 год, под ред. Долгобородова Н. П.
2. "Воспитание и обучение аномальных дошкольников", Москва, 1993 год.
3. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов н/Д: изд-во: "Феникс", 1998.-480с.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/ Под ред. Д. Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 1998.-432с.
5. Горянина В. А. Психология общения – М. : Издательский центр «Академия» - 2002. – 416с.
6. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. - М. : Просвещение, 2005.-207с.
7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи). М. Просвещение, 1985, с. 112.
8. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога. - М. : Просвещение, 2006.-256с.
9. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. - М. : Просвещение, 2006.-176с.
10. Зак А. 3. Развитие теоретического мышления у дошкольников / -М. : Педагогика 1990.-152с.
11. Зинкевич-Евстигнеев Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000
12. Ивановская О. Г., Петрова Е. А., Савченко С. Ф. Логопедическая сказка для развития речи: Сказка в природосообразном образовании. Книга для логопедов, учителей начальной школы и родителей. – СПб. : КАРО, 2007. – 52с. – серия «Популярная логопедия».
13. Коломинский Я. Л. Человек: психология. - М. : Просвещение, 1986.-223с.
14. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М. : Просвещение, 1994г. - 190с.
15. "Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания", под ред. Данилкина, Ленинград, 1974 г.
16. "Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях", Ленинград, 1985 г.
17. "Коррекционная работа во вспомогательной школе", 1978 год.
18. Куликовская И. Э. «Педагогическое обеспечение эволюции мировидения у детей 3-7 лет.» Ростов - на - Дону: Изд-во РГПУ 2007 г, 202 с.
19. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. ВУЗ: МГГУ.
20. Моделирование образовательного пространства: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. Под общей ред. Р. М. Чумичевой, - Ростов - на - Дону: РГПУ, 2008 г.
21. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество; Детство. Под ред. В. Аникина, - М. : Худож. лит., 1998-589е
22. Наши дети учатся сочинять сказки. Наглядно-дидактический материал по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи / Авт. -сост. В. П. Глухов, Ю. А. Труханова. – М. : АРКТИ, 2005. – 28 с. : с ил. Библиотека практикующего логопеда.
23. "Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы", под ред. Ж. И. Шиф, Москва, 1965 год.
24. Пропп В. Я. Русская сказка. М., 2005
25. Психодрама и групповой процесс. Под ред. И. А. Гринберха. М. : Педагогика 2009 - 60 с.
26. Ребенок в мире культуры. Под ред. Д. Н. П., профессора P.M. Чумичевой, изд. Ставрополь:, 1998 г., 558 с. 20-Рувинский Л. И. Самовоспитание личности. - М. : "Мысль ", 2005- 140с.
27. Романенко О. В. "Изучение особенностей операционной стороны мышления учащихся вспомогательной школы" // Дефектология, №5/6, 1989 г., стр. 8.
28. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петровского - 2е изд., перераб. и доп. -М. : Просвещение, 2008 - 445с.