Наталья Павлова
Формирование коммуникативно-вербальных средств общения у детей с ОНР в условиях ФГОС с помощью технологии «Умные мячики»
▼ Скачать + Заказать документы
Вербально-коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста способствуют успешной социализации ребенка. Коммуникация выполняет три функции: требовательную (у младенцев, привлечение внимания с целью обменом информации и просительную. Таким образом, коммуникативные навыки начинают формироваться в раннем возрасте в отношениях со значимым лицом, далее распространяясь на окружение ребенка и определяют качество адаптации ребенка в социуме. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми ребенок овладевает в процессе усвоения социального опыта. Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым, В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным, A.B. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Т. А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность. Отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативных способностей является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Публикация «Формирование коммуникативно-вербальных средств общения у детей с ОНР в условиях ФГОС с помощью технологии „Умные мячики“» размещена в разделах
- Дерево Верба, веточки вербы
- Мяч, мячик
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Таким образом, развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) становится очень актуальной. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь, проводит к снижению психической активности.
У детей с недоразвитием речи имеются трудности формирования коммуникативных навыков. Вследствие их несовершенства не в полной мере обеспечивается развитие общения и, следовательно, возможны затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности. Большинство детей с ОНР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.
В то же время, согласно Л. С. Выготскому, речь человека развиваются постольку, поскольку они реализуют общение между людьми, их взаимодействие. Речь только тогда является средством общения, когда применяется непосредственно в общении ребенка со сверстниками и взрослыми.
Для эффективного развития вербальных средств общения ребенка с ОНР необходимо ввести в различные коммуникативные ситуации (разные условия общения, виды деятельности). Необходимо побуждать у детей интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску обоюдных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление все время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения.
Для создания коммуникативных умений в условиях логопедического пункта для детей 5-7 лет мы используем технологию «Умные мячики», разработанную Н. Луниной и М. Вороновой. В основе программу положен нейропсихологический и кинезеологический подходы. Авторы предлагают использовать мячики в качестве хорошо знакомого и любимого детьми средства. Упражнения имеют разноуровневую сложность, используются в группе детей либо на индивидуальных занятиях.
Сама ситуация предъявления мячей вызывает у детей ряд вопросов : что это? Для чего это? Могу ли я с этим поиграть? Могу ли я потрогать мячик?
Мы предлагаем проявлять детям инициативу и даем возможность придумать упражнения, которые будут направлены на закрепление полученных знаний на занятии. Дети вспоминают логопедические игры, которые были на предыдущих занятиях. Им хорошо известны такие игры, как «Услышь ритм и повтори его точно так же», «Я знаю пять фруктов, овощей, профессий…», «Четвертый лишний». Дети называют все запомнившиеся им игры.
Логопед создает проблемную ситуацию и спрашивает, как в эти игры можно проиграть с помощью мячиков. Дети предлагают свои варианты, проигрывают их. Логопед участвует в этих играх.
В качестве домашнего задания детям нужно придумать вариант своего ритма и продемонстрировать его на следующем занятии.
На следующем занятии дети показывают, как они справились с заданием. Группа детей по очереди повторяет ритм каждого ребенка.
Логопед предлагает одному из детей выступить в качестве эксперта и ответить на вопросы: какой ритм был самым коротким, какой ритм самым длинным, какой ритм запоминается лучше, предложить варианты того, как запомнить ритм и его воспроизвести без ошибок.
На этом же занятии логопед знакомит ребят с упражнением «Я знаю пять имен». Дети становятся в круг. Каждый ребенок называет свое имя и перебрасывает мяч соседу. Сосед ловит мяч, называет предыдущее имя и свое и перебрасывает мяч стоящему рядом. Последний ребенок называет четыре имени и свое. В процессе выполнения этого упражнения развивается крупная моторика, координация, память, лексика, грамматика, восприятие, звукопроизношения и коммуникация.
По окончании занятия логопед предлагает познакомить с данной игрой детей, не посещающих логопункт и поиграть в нее на прогулке. Дети с удовольствием соглашаются с предложением. Охотно знакомят одногруппников с правилами, участвуют в играх и придумывают новые игры.
Обязательным заданием является выучить стихотворение по данной логопедом теме (стихотворение дает логопед, воспитатель либо родители). Далее каждый ребенок ищет себе напарника. Стихотворение учит и напарник. Дети рассказывают стихотворение, становясь друг напротив друга, перебрасывая мяч.
Когда дети успешно справляются с заданием, можно устроить конкурс «Лучшие чтецы».
Критерии эффективности программы:
1. Сформированность навыка рефлексии, т. е. умения понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние.
2. Умение управлять своими эмоциями и чувствами и знание способов выражения собственных эмоций.
3. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях.
4. Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
5. Повышение уровня самооценки и самоконтроля, уровня уверенности в себе и своих силах.
6. Сформированность навыков совместной деятельности.