МААМ-картинки

Мастер-класс для родителей «Использование альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с нарушением речи»

Ольга Спицына
Мастер-класс для родителей «Использование альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для родителей «Использование альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с нарушением речи.»

Цель мастер-класса: — осуществление педагогического просвещения родителей по использованию альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с ОВЗ.

Задачи мастер-класса:

— познакомить родителей с теоретическими аспектами данного вопроса;

— обучить участников мастер-класса методам коммуникации: система обмена изображениями PECS и глобальное чтение в домашних условиях;

Публикация «Мастер-класс для родителей „Использование альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с нарушением речи“» размещена в разделах

- развивать интерес и умение взрослых организовывать целенаправленное взаимодействие и сотрудничество с ребенком;

- воспитывать желание к взаимодействию и сотрудничеству родителя-ребенка-специалиста (педагога).

I часть. Теоретическая

Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Коммуникация нужна, чтобы:

• кому-то что-то сообщить,

• на кого-то/что-то повлиять (например, попросить,

• получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).

Коммуникация — это не только слова и речь. Об этом всегда нужно помнить, когда мы имеем дело с людьми с функциональными проблемами. Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).

Следует отметить, что существует часть людей, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни совсем не могут говорить, речь других недостаточно развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции.

В России и в других странах огромное количество семей и специалистов вовлечено в оказание помощи детям с тяжелыми языковыми нарушениями, которые нуждаются в использовании систем альтернативной коммуникации, чтобы компенсировать задержку или ограничения в разговорном языке. Рост интереса к нарушениям языкового развития и коммуникации привел к более ясному осознанию потребности в использовании систем альтернативной коммуникации. На сегодняшний день существует достаточно много таких систем. Введение же новой системы коммуникации должно быть скоординировано со всеми остальными услугами, такими как образование, обучение, помощь и т. п.

Средства альтернативной коммуникации, как и другие формы языка, должны быть орудием, используемым во всех жизненных ситуациях.

Благодаря системе общения и прогрессирующей социализации у человека развиваются первые лингвистические, графомоторные и понятийные функции, функции восприятия, благодаря чему ребенок может на следующем этапе перейти к чтению письму, счету, а также получить доступ к культурным ценностям.

Но как общаться с внешним миром людям, по разным причинам лишенным возможности говорить?

В ратифицированной Россией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов отдельно отмечается «необходимость использования технологий, принятие и содействие использованию жестовых языков, альтернативных способов общения и других доступных способов, методов общения по выбору человека с ОВЗ». Поскольку процесс развития человека базируется на взаимодействии и взаимовлиянии и опирается на обмен сообщениями, то необходимо, чтобы ребенок максимально рано научился использовать средства для общения, которые помогут заменить или дополнить недостаточность устной речи.

Если же речь не может быть проводником языка, необходимо как можно раньше предоставить в распоряжение ребенка другую систему, принимая во внимание, что язык играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка.

Учитывая, что речь не может быть использована с неговорящими детьми в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования.

ФГОС предусматривает использование специальных условий образования — это специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные, средства коммуникации и связи, педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности.

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная. Иногда можно встретить английскую аббревиатуру AAC — аугментативная (augmentative — увеличивающий) и альтернативная коммуникация. Альтернативная коммуникация может:

• быть необходима постоянно;

• применяться как временная помощь;

• рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.

Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.

II часть. Практическая

ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ является одной из ведущих методик дополнительной коммуникации для стимуляции речевого развития у детей с речевыми нарушениями.

Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт черный. Высота букв — от 2 до 5 сантиметров.

Используются также следующие упражнения по направлениям работы.

На начальном этапе внедрения вне зависимости от выбора систем должно проводится усвоения начального курса, который включает в себя отработку зрительного контакта, словесных или жестовых обозначений «дай», «да», «нет». Необходим учебный навык. Также ребенок должен уметь подражать – «сделай как я», и демонстрировать повторение нескольких простых действий, когда они не называются.

- Развитие подражания (движениям, звукам).

Игры: Похлопайте, потопайте, выполнение команд: идите, стойте, поднимите руки, сядьте, встаньте, кидай, лови, иди – беги, возьми – кати, возьми – положи – брось, упражнения «Дойди и принеси».

Возможно использование пиктограмм, обозначающих последовательность движений, выполнение определённых действий с предметами.

- Развитие зрительного, слухового, двигательного, тактильного восприятия. Используются крупные пазлы и деревянные вкладыши («Что к чему?»,

«Цвет?», «Кто где живёт?». «Цвет и форма»). Формируется соблюдение в выполнении последовательности действий (взять, посмотреть, найти, вложить, понятие «ряд». Используются предметы для соотнесения по объёму, соотнесение по цвету, размерам, различным тактильным ощущениям (твёрдый – мягкий, большой – маленький, разной форме, геометрические наборы, трафареты, обводка. Применяются «Сенсорные коврики» с набором различных предметов и упражнений.

Для формирования зрительного восприятия применяются упражнения в наложении предмета на предмет, предмета на контур, буква на букву, слог на слог, слово на слово, разные по длине слова. Слуховое восприятие формируется в играх на узнавание различных звуков, издаваемые животными, музыкальными инструментами. Обязательно отрабатываются упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», «Покажи, что я брала». Формируется навык узнавания реальных предметов и соотнесения изображений с реальным предметом. В этих упражнениях формируется и предметный словарь.

Визуальное расписание. Чтобы ориентироваться в течение дня было проще и родителям и ребёнку, необходимо использовать расписание. Есть несколько видов расписания. Самый простой начальный вид расписания – предметное расписание. Состоит из предметов, которые символизирует самое важное, что должно случиться в этот день с ребёнком. Таких моментов сначала должно быть не больше 4-5. Например, мы кушаем и ложка может символизировать того, что пора обедать, мы можем пойти гулять – и обозначать это может шапка, купание обозначит полотенце и т. д.

Дальше по мере понимания расписания мы переходим на следующий уровень: когда предметы заменяются на фотографию этого предмета. Так мы учим различать уже плоские изображения. Следующий вид расписание когда фотография меняется на графическое изображения предмета – есть много карточек PECS, которые можно найти в интернете. Карточки могут выполнять самостоятельную роль, так и быть подписаны (когда на карточке присутствует слово, и мы учим ребёнка запоминать образ слова и возможно читать глобально). На этом этапе можно планировать всю неделю. Когда ребёнок свободно ориентируется в расписании, то можно ещё больше усложнить задачу – убрать карточки и оставить только слова. Расписание может быть горизонтальным или вертикальным – это зависимости от того, как ребёнок лучше воспринимает информацию.

Расписание должно работать, а не украшать стену. Те предметы или карточки, которые обозначают, что уже выполнил ребёнок, могут убираться в специально отведённую коробочку, можно сделать на ней надпись «Сделано!»

ЖЕСТЫ, КАРТОЧКИ PECS

Примеры работы над жестами:

Развитие подражательной деятельности,

имитации одна из первых задач в работе;

Использование простейших жестов «да»,

«нет», «дай» - основа коммуникации;

Соотнесение предмета и его изображения:

В общении с ребенком карточка выступает в роли материального эквивалента, который дает возможность получить желаемый предмет;

Выбор задания:

понимая, что за изображением «кроется» реальный предмет, ребенку предлагают сделать выбор;

постепенно увеличивают число используемых объектов;

Ещё одной альтернативной системой является система специальных речевых кодов, базирующаяся на использовании графических средств.

В работе с речевым кодом необходимо учитывать уровень когнитивного развития ребенка, его возможности, потребности, особенности познавательной сферы, что определяет количество и сложность вводимых символов.

В серии рабочих тетрадей «Я — говорю!» (авторы Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина) описана система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации. Авторы исходят из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-обучающая работа с детьми должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (почему ребенок должен говорить, целевая (зачем он должен говорить) и исполнительская (каким образом он может говорить).

Работа по ознакомлению ребенка со знаком-символом происходит постепенно, начиная со знакомства с натуральным предметом, затем проходит этап, на котором дети учатся соотносить реальный предмет с его фотографией, далее предмет соотносится с предметной картинкой и только после этого — с пиктограммой.

Последовательность знакомства с пиктограммой «Мыть руки»: сначала это реальное изображение крана с водой, следующая ступень — это предметная картинка, изображающая водопроводный кран, и в заключение — пиктографическое изображение данного действия. Альтернативные средства используются и в работе логопеда при коррекции звукопроизношения, например, при проведении артикуляционных упражнений.

Постепенно в арсенале ребенка появляются пиктограммы из пособия «Я — говорю!», но в данном пособии может и не оказаться необходимой пиктограммы. Тогда мы создаем ее самостоятельно, с учетом ранее приведенной последовательности.

Использование графических средств предполагает формирование у ребенка:

• интереса к реалистичному изображению, которое должно быть легко узнаваемо, даже если оно немного стилизовано;

• потребности к обучению;

• возможности перехода к графическому символу;

• умения соотносить графический символ с наименованием;

• понимания общего смысла символа, а не отдельных его элементов;

• ассимиляции абстрактных изолированных знаков.

С помощью речевого кода осуществляется работа над словом, над составлением фразы, ее грамматическим оформлением, организуется общение детей с окружающими по определенной системе.

III часть. Итог мастер-класса.

Индивидуализация образования, предусмотренная ФГОС ДО — это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Через альтернативную и дополняющую систему можно способствовать улучшению лингвистических навыков, делая их более пригодными для процесса коммуникации, взаимодействия, выражения собственных потребностей и чувств, позволяя делиться информацией, кодифицировать свои представления, то есть в итоге развивать человеческий потенциал.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелым нарушением речи Развитая речь учеников – важное условие эффективной учебы в школе. Сегодня у специалистов, занимающихся обучением детей, есть богатый практический.

Консультация для родителей «Использование оборудования логопедического кабинета в работе с детьми с нарушениями речи» Консультация для родителей «Использование оборудования логопедического кабинета в работе с детьми с нарушениями речи» Цель: Знакомство.

Мастер-класс для педагогов «Использование квест-технологии в работе с детьми»Мастер-класс для педагогов «Использование квест-технологии в работе с детьми» Цель: показать на практике возможность использования квест-технологии в работе с дошкольниками. Материалы: «Чудесный мешочек» с фишками.

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники, как способа развития памяти, мышления и речи в работе с дошкольниками» Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники.

Мастер-класс для родителей «Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей 2–3 лет»Мастер-класс для родителей «Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей 2–3 лет» Здравствуйте уважаемые родители. Я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о формирование речевых навыков посредством.

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп «Использование вспомогательных средств для развития мелкой моторики»Мастер-класс для воспитателей логопедических групп «Использование вспомогательных средств для развития мелкой моторики» Форма проведения: мастер - класс Участники: воспитатели логопедических групп. Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса.

Мастер-класс «Использование интеллект-карт в работе с детьми младшего возраста» С введением ФГОС в Дошкольном образовании возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик,.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста» «Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста». “Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» частники: музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, логопеды, воспитатели ДОУ. ]Оборудование: ноутбук,.

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии детского проектирования в работе с детьми дошкольного возраста» Тема мастер-класса «Использование технологии детского проектирования в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: повышение профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Использование альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с нарушением речи»
Опубликовано: 7 октября 2018 в 15:37
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Использование альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с нарушением речи»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Спицына (УИ 849655) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД