Наместникова Светлана
Роль песочной терапии в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Речь-это одна из важнейших функций психики. И от того, насколько она развита, зависит, может ли человек свободно излагать свои мысли, полноценно общаться с окружающими людьми.
В последние годы резко увеличилось число детей, поступающих в д/с с разными речевыми нарушениями. А ведь дети, страдающие задержкой речевого развития, осознают недостатки своей речи и часто становятся замкнутыми, нерешительными. Поэтому, довольно остро назрел вопрос о совершенствовании дидактических приемов, методов работы с детьми дошкольного возраста, так как дошкольный период считается самым благоприятным для речевого развития. И ни для кого не секрет, что развитие речи ребенка зависит от развития мелкой моторики пальцев рук. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у детей. Что же такое песочная терапия? По сути - это игра. А поскольку игра - основная деятельность дошкольника, то и игры на песке являются одной из форм естественной деятельности ребенка. Игра с песком помогает ребенку строить отношения с окружающими, выражать свои эмоции, чувства. При этом, ребенок не боится сделать «что-то не так». Ведь на песке ошибку легко исправить. При работе с песком у ребенка развивается самооценка, мелкая моторика, умение работать в коллективе и расширяется кругозор. Песочница выступает посредником для установления контакта с ребенком. И если плохо говорящий ребенок на словах не может выразить свои мысли, желание, то на песке он создает свой мир, путешествует, фантазирует и создает.
Публикация «Роль песочной терапии в развитии речи детей» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Кто же стоит у истоков создания песочной терапии? Считается, что истоком песочной терапии служит книга известного писателя Г. Уэллса «Игры на полу» (1911). В своей книге автор описывает игру его сыновей с миниатюрными фигурками, которая помогает преодолеть трудности в отношениях друг с другом. Прочитав эту книгу, детский психиатр Маргарет Лоуэнфелд поставила на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. И первый же ребенок, который их увидел, перенес фигурки в рядом стоящую песочницу и стал с ними играть. Это и стало началом «техники построения мира», диагностической методики, которую детально разработала Маргарет Лоуэнфелд. Д. Калф, которая обучалась у М. Лоуэнфелд, вначале использовала песочную терапию с детьми, потом - со взрослыми. В основу своего подхода к песочной терапии она положила теорию К. Г. Юнга. Поэтому, теоретической основой песочной терапии считается техника активного воображения, разработанная К. Юнгом. Его песочная психотерапия предполагает использование подноса с песком стандартных размеров и большого количества миниатюрных предметов.
Выделяют несколько этапов организации игрового процесса с песком.
Первое, что мы делаем-демонстрируем песочницу. Обращаем внимание на цвет бортиков, дна. Объясняем, что они символизируют небо и воду.
Второй этап-демонстрация разнообразных фигурок: людей разного пола и возраста, животных крайнего севера и южных стран, птиц, дома, построек, разных видов транспорта, заборов, фигурки деревьев, цветов и т. д. Дети рассматривают их, держат в руках.
Третий этап - правила игры на песке. Здесь педагог должен проявить фантазию, чтобы, избегая нравоучений, научить детей правильно вести себя при игре в песочнице. Можно выбрать сказочного персонажа и от его имени определить правила взаимодействия с песком: не есть его, не разбрасывать, не уносить игрушки, не разрушать чужие постройки, не кидаться песком в глаза. Все это произносится в доброжелательном тоне, можно прозой, можно и в стихотворной форме.
Четвертый этап – основная часть: формулировка темы занятия, основное содержание его. Здесь тоже главную роль даем сказочному герою, например черепахе. И она преподносит весь образовательный материал в виде тигры: загадывает загадки, о чем-то увлекательно повествует, анализирует результаты работы.
И пятый этап- завершающий, ритуал выхода, когда сказочный герой объявляет детям об окончании игры, напоминает о необходимости убрать «страну». Дети гладят песок, прощаются, обещают вернуться. Вместе со сказочным героем они вспоминают задание, которые они выполняли, дают оценку своим действиям.
И что очень важно - герой благодарит вас за работу, бережное отношение, выполнение правил поведения.
Чтобы игры на песке имели положительный результат, педагог должен понять ребенка, почувствовать ритм картины, который ребенок создает. Он не должен перестраивать картину без спроса ребенка, высказывать оценочное суждение.
Ведь песочную терапию мы используем для того, чтобы помочь ребенку развить самооценку, чувство контроля, стать более ответственным.
Кроме того, занятия песочной терапией стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, расширяют жизненный опыт, развивают творческое мышление, фантазию, воображение, расширяют словарный запас, фонематический слух, связную речь, помогают автоматизировать звуки.
Необходимо и родителей привлечь к использованию метода песочной терапии. Для этого можно проводить мастер-классы, практикумы, консультации, чтобы они смогли дома закреплять навыки, полученные на занятиях в детском саду.
Список литературы :
Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2015.-64с. (Библиотека Логопеда).
Данилевич Т. А. Песочные игры в формате звука [c]// Логопед. 2013. №9.
Довгаль Н. В. Логопедические игры в песочной стране// Логопед. 2003. №3.
Жесткова В. Ф. Занятия с использованием элементов песочной сказкотерапии // Логопед. 2009. №7.
Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. СПб., 2010.
Сачкович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб., 2008.
Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. СПб., 2010.