Марина Кирьянова
Роль литературы в ознакомлении детей с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.
Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю.
Публикация «Роль литературы в ознакомлении детей с природой» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Книги о природе для детей дошкольного возраста разнообразны по жанрам. В них в простой и занимательной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы.
Особое место в работе с детьми занимают сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления и понятия о природе.
Дети очень любят сказки В. Бианки о животных с занимательным сюжетом. К ним можно отнести такие, как «Кто чем поет», «Лесные до- мишки», «Сова», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Чьи это ноги?», «Лис и мышонок». Автор дает яркие и меткие характеристики животных, знакомит детей с их приспособлениями к условиям и, что имеет большое воспитательное и познавательное значение. Например, не все дети знают, какой у дубоноса крепкий и сильный клюв. Он своим клювом может расколоть даже вишневую косточку. А дятел — прекрасный мастер—без долота и циркуля выдалбливает великолепное дупло.
Яркие образы героев-животных надолго сохраняются в памяти детей. Это и красноголовый воробей, и ласточка-береговушка, и сова. Из сказки В. Бианки «Лис и мышонок» дети узнают о том, что лисы охотятся за мышами, а мыши живут в норках, в которых есть спаленки и клаладовочки с боковыми ходами-отнорочками. «А я от тебя в отнорочек — и был таков»,— говорит мышонок лису. Сказки помогут детям ответить на многие вопросы: для чего нужны зверям хвосты, какие птицы выводят птенцов зимой и др.
Так из сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» дети узнают о снежной перине, под которой трава сохраняется в любые морозы, а весной снова начинает расти как ни в чем не бывало. Подкрепить то, что дети узнали из сказки, можно несложным опытом.
Действительно ли сохраняется зимой трава? Для этого нужно на небольшом участке расчистить снег лопатами, пока не покажется трава. Потом железной лопатой вырубить пласт травы с землей, положить в ящик, принести в группу и поставить на подоконник. Через некоторое время принесенный пласт зазеленеет. И дети убедятся в том, что действительно траве под глубоким снегом не страшны зимние морозы.
Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после чтения художественной литературы, проведенных наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Дети просят воспитателя ответить на многие вопросы. Все это делает работу с книгой более эффективной, более значимой и целенаправленной.
После чтения книг, экскурсий в природу можно провести викторину о деревьях: «Как найти зимой в лесу осину?», «Как можно зимой узнать березу?», «Как зимой среди других деревьев отыскать дуб?». Дети отвечают, цитируя тексты сказки: «Березку нетрудно найти, с опушки видно, как березнячок белеет»; «Осинки тоненькие, пряменькие, серо-зеленые, а кора у них горькая»; «Дуб большой, толстый да корявый, а на его веточках зимой, как флаги, висят засохшие листья».
Такие викторины способствуют обогащению детей знаниями о характерных особенностях деревьев. Сказки, соответствующие жизненной правде, дают детям много полезных сведений о природе.
В работе с дошкольниками полезно использовать различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат интересный и богатый познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему. Например, если дождь идет при солнышке, значит, скоро прекратится, ворона хохлится — к дождю, ласточка прилетела — скоро гром загремит.
Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях Пушкина Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Бунина, Тютчева, Блока, Чтение стихотворений способствует пробуждению у детей любви к родной природе, сознательному отношению к красоте, ко всему живому, желания защищать это живое и прекрасное.
Ознакомление детей с природой дает лучшие результаты, если воспитатели в своей работе сочетают использование литературы с проведением наблюдений в природе. Наблюдения необходимы ребенку, как солнце, воздух и влага необходимы растению, писал В. А. Сухомлинский.
Детские книги, как правило, хорошо иллюстрированы, это делает более доступным, понятным и эмоциональным содержание излагаемого материала. Воспитатель может использовать в работе с книгой и отдельные произведения изобразительного искусства. Это могут быть картины и репродукции Левитана, Шишкина, которые вызывают у детей чувство любви к Родине, помогают лучше видеть, понимать и любить природу своего края.
Рассматривая пейзажи, дети восторженно отмечают: «Как красиво, будто в настоящем лесу!» Читая книги, гуляя в парке, сквере, поле, лесу, дети острее воспринимают окружающую их действительность: «Какой красивый зимний лес, как на картине!»
Речь детей становится выразительней, в ней появляются новые яркие образные выражения: «снег точно вата», «царство снега», «мохнатые лапы ели», «мягкие снеговые шубы», «волнистые туманы», «хмурая, дождливая осень», «трава полна прозрачных слез», «принакрылась снегом, точно серебром», «распустились кисти белой бахромой».
Таким образом, используя различные приемы и методы работы с книгами, подкрепляя и дополняя прочитанное наблюдениями в природе, работая с произведениями искусства, воспитатель формирует у детей любовь и уважение ко всему живому, к окружающему нас прекрасному и разнообразному миру растений, животных, птиц.