Елена Тарасова
Пособие «Дидактический коврик для развития речи и мелкой моторики «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский
Немаловажную роль в успешном интеллектуальном и психофизическом развитии детей играет мелкая моторика рук. Дело в том, что основную информацию об окружающем мире ребёнок получает через прикосновение. Именно через него происходит основное обогащение и накопление опыта, поэтому детям так необходимо все трогать, гладить, хватать и пробовать на вкус окружающие предметы.
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев» – эта известная фраза в полной мере характеризует развитие мелкой моторики.
В детском саду современные дети дошкольного возраста проводят большую часть своего сознательного времени. Поэтому задачей воспитателя является создание таких условий, при которых ребёнок развивался бы всесторонне и активно.
Для того чтобы превратить упражнения по развитию мелкой моторики рук в весёлые и занимательные игры, был сшит развивающий коврик.
Развивающие коврики прекрасно справляются с задачей, направленной на то, чтобы пальчики детей становились более ловкими и умелыми.
С пособием дети могут играть как под присмотром воспитателя, так и самостоятельно. Развивающий коврик выполнен в красочных тонах из безопасных материалов, легко стирается. Благодаря креплениям в виде колечек, он может использоваться как в качестве дидактического пособия, так и в качестве декоративного украшения группы.
Я постаралась в своем дидактическом пособии охватить многие аспекты развития детей. Получился своеобразный тренажер для развития речи, сенсорного восприятия, развитию мелкой моторики, памяти для детей
2 – 4 лет.
С помощью развивающего коврика «В гостях у сказки» можно решать такие задачи:
• Стимулировать процессы развития у детей
• Развивать сенсомоторную координацию, тонкую моторику рук;
• Развивать пространственное ориентирование, способствовать пониманию понятий “вверх”, “вниз”, “справа”, “слева”;
• Формировать умение застегивать и расстегивать различные виды застёжек- молнию, крючки, пуговицы, пряжки, «липучки», кнопки;
• Способствовать развитию речи;
• Активизировать словарный запас;
• Развивать творческие способности.
• Формировать элементарные математические понятия.
Описание дидактического пособия:
Коврик сшит из хлопчатобумажной ткани с подкладом из синтепона, размером 1м * 2м, на котором присутствуют разнообразные сочетания игровых элементов. Для изготовления элементов использованы фетр, флис, кожа, тесьма. Каждый из таких элементов направлен на развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорики, сенсомоторной координации, логики, тактильных ощущений ребенка. Элементы (солнце, сказочный домик, яблоня, елочки, травка, цветочки, большой цветок, улитка и божья коровка) крепятся на основу коврика при помощи липучки, разъемных молний, кнопок и пуговиц.
Солнышко. Съемная деталь «Солнышко» сшито из фетра, внутри шуршащий материал. На основу крепится с помощью «липучки». Лучики из тесьмы, по два каждого вида. Малышам можно просто потеребить, пошуршать, а детям постарше поиграть в игры «Найди пару», «Найди красный (зеленый, желтый и т. д.) лучик.
Домик. В домике открывается окошко и чердак. Окошко запирается на пуговицы, чердак – на липучку. Если ребенок справится с замочками, то увидит, кто прячется внутри. Такие сюрпризы очень привлекают малышей, мотивируют их попыхтеть с хитрыми застежками. Колобок – деталь съемная, крепится на липучке. Можно его снять и вместе отправится дальше, по ходу сочиняя сказку.
Яблоня. Желтые и красные яблоки крепятся к дереву на кнопки. Задача малышей снять урожай и разложить в корзинки соответствующего цвета. Детям постарше можно предложить посчитать яблочки. Сравнить их количество.
Забор. Слева и справа от домика расположен забор, который открывается с помощью карабина и кнопочек. Забор сшит из искусственной кожи, скреплен широкой тесьмой. Открыв заборчик, ребенок снова увидит сюрприз. Справа находится зайкин огород. Можно собрать урожай моркови, сложить его в корзинку. Заодно посчитать и поиграть в игру «Разложи по порядку». Отрабатываем понятие «Величина». Слева яблоко, которое прогрызла гусеница. Гусеница двигается, можно вынуть ее из яблока и вставить обратно.
Дорожка. Перед домиком дорожка с нашитыми на нее пуговицами в виде цветочков. Это пальчиковый тренажер. Малыш может походить пальчиками по пуговкам, попрыгать. Назвать цвета, посчитать. А еще прикрепить на пуговки большие цветы из фетра.
Ежик. Передвигающиеся элементы тоже очень нравятся детям. У меня по коврику передвигается ежик. От елочки до другого ежика протянута ленточка, по которой ежика можно перемещать. Таким образом, получается, что наш ежик выбегает из леса, пробегает вдоль елочек и встречается со своим другом. По дороге еж собирает грибочки. Грибочки из фетра, крепятся с помощью липучек. Мухоморы пришиты и не снимаются. Отрабатываем понятие «Съедобный – не съедобный» Если ребенок отогнет ветки елей, найдет яркие ягодки – пуговицы. На самой большой ели пришиты бусины – шишечки. Потеребить и посчитать.
Цветик – семицветик. Съемные детали -лепестки цветов радуги сшиты из фетра, пчелка - тканевая аппликация. С помощью этого элемента дети изучают и закрепляют названия цветов. Лепестки можно снять и прикрепить с помощью липучек к контуру лепестков соответствующего цвета. А так же поиграть с пчелкой, посадив ее на разные лепестки по просьбе педагога.