Анна Юдина
«Путешествие по стеклянной стране». Конспект занятия по окружающему миру в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить со свойствами стекла.
Задачи: расширять и уточнять представление дошкольников о свойствах стекла (прозрачное, тяжелое, цветное, хрупкое, водонепроницаемое, гладкое).
Материал: Презентация «История стекла». Ваза, стеклянная фигурка, лампочка, банка, заварочный чайник, флакон духов, конверт с письмом, пазлы с изображением с стеклянной вазой, стаканы стеклянные (по количеству детей); стаканы бумажные на подносе (по количеству детей), карандаши (по количеству детей, бутылка с водой, тазик с водой, сладкий сюрприз (по желанию воспитателя).
Ход занятия:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Воспитатель: - Ребята, в наш детский сад пришло письмо. Интересно от кого? Давайте прочтем! Так! Кому: Ребятам средней группе №12. От кого: от Феи.
Воспитатель: - Интересно, что она нам написала! Как вы думаете?
(Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель зачитывает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам Фея Стекла. Я вижу, что вы очень хорошие и дружные ребята! И я очень, хотела бы вас, пригласить к себе в гости Стеклянную страну. Здесь вы узнаете много интересного свойстве стекла. Приезжайте! Я вас очень жду! С уважением ваша Фея!»
Воспитатель: Ну, что ребята, сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в страну стекла. Интересно! А как попасть в эту страну? И на чем? Ой, подождите, ребята! В письме еще что-то написано! «Р. S: - Ребята, я совсем забыла, для того чтобы попасть в мою страну отгадайте загадку: Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Ведёт всех за собой.
(ответы детей)
(на проекторе появляется поезд)
Воспитатель: - Правильно! Добираться мы с вами будем на поезде. Но перед тем как сесть в поезд давайте вспомним как нужно себя вести в общественном транспорте?
(Ответы детей)
Воспитатель: -Правильно! Не кричать; не бегать по вагону;
не сорить; не мешать соседям по вагону; не высовываться из окон; не бросать мусор в окна; при движении по вагону нужно держаться за поручни или за спинки сидений. Но, а вы становитесь за мной и цепляетесь друг за другом (включается музыка паровозика) Поехали!
(Дети становятся паровозиком.)Заранее должны быть расставлены столы с атрибутами. Каждый стол – станция, у которых дети будут останавливаться, наблюдать, проводить эксперименты. Воспитатель с детьми подходит к первому столу на проекторе появляется стеклянная Фея.
Воспитатель: - Здравствуй Фея! Мы с ребятами сегодня получили от тебя письмо. И мы сразу же приехали к тебе!
Воспитатель голосом Феи (можно записать запись на диктофон): Здравствуй мои друзья! Я очень рада вас видеть у себя в Стеклянной стране. Сейчас вы попали на 1-ую станцию «Стеклянная». (На столе накрытые скатертью, стоят стеклянные предметы: стакан, лампочка, банка, фигурка из стекла, заварочный чайник, флакон духов. Воспитатель убирает скатерть) Что вы видите? (Ответы детей.) Ребята, можно потрогать и рассмотреть эти предметы, только осторожно. Какие эти предметы на ощупь?
Ответы детей: - Гладкие, твердые.
Воспитатель: - Правильно! Из какого материала они сделаны?
Ответы детей: - Они сделаны из стекла.
Воспитатель: - Чем предметы отличаются?
Ответы детей: - формой, цветом.
(Воспитатель хвалит, подытоживает ответы детей)
Воспитатель голосом Феи: - И так, ребята! Я предлагаю вам отправится дальше. Садитесь в вагончики. Поехали! (Включается музыка паровозика)
Воспитатель: - Ну вот, ребята! Приехали мы на станцию «Историческая». (Воспитатель сажает детей на стульчики, которые заранее были приготовлены по количеству детей).
Воспитатель голосом Феи: - Ребята, присаживайтесь! Я хочу рассказать вам, историю возникновения стекла (История сопровождается презентацией).
История:
В старину брали горшок, сыпали речной песок с ракушками, добавляли золу и ставили на огонь — очень долго варили. Получалось мягкое, блестящее, горячее тесто. Затем мастер-стеклодув брал в руки глиняную трубку пустую внутри На один конец трубки стеклодув набирал комочек расплавленного стекла, а другой конец трубочки в рот и выдувал стеклянный пузырь. Но если стеклу нужно было придать форму, то мастер брал 2 формочки и закрывал стеклянный пузырь с двух сторон и выдувал до тех пор, пока мягкое стекло не заполнит всю форму. Вот так появились другие предметы: пузырьки для духов, кувшины, изящные вазы и др.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, наше окно из чего сделано? (ответы) Давайте подойдём к окну и посмотрим на стекло. Какое оно?
Ответы детей: - Окно прозрачное.
Воспитатель: - Правильно! Оно прозрачное! Мы с вами видим, дома машины, люди ходят по дорожкам. Можем определить какая погода на улице. Посмотрите на стекле что-то нарисовано. Солнышко! (Разминка для глаз. Воспитатель заранее нарисовал на стекле маленькое солнышко и просит детей посмотреть то на солнышко, то вдаль на предмет находящийся на улице. Повторяется 3-4 раза)
Воспитатель голосом Феи: - Ну что, Ребята! Продолжаем путешествие? Садимся в паровозик! Наше путешествие продолжается! (Под музыку воспитатель с детьми идут к следующему столу)
Воспитатель:- А вот и следующая станция «Эксперементайка». Ребята, что мы видим на столе?
Ответы детей: - Стаканчики стеклянные и бумажные, карандаши, тазик с водой, бутылка с водой.
Воспитатель: - Правильно! Сейчас мы с вами с этими предметами будем делать эксперименты.
1 опыт: Воспитатель предлагает каждому ребенку взять стеклянный и бумажный стаканчик и постучать по ним карандашом. Сначала постучать по стеклянному, потом по бумажному. Сделать вывод стеклянный стаканчик звенит, издает звук, бумажный нет.
2 опыт: Поместить стеклянные стаканчики и карандаши в тазик с водой. Стеклянные стаканчики утонули, а деревянные карандаши нет. Вывод: стаканы тяжелые, карандаши легкие.
Воспитатель: - А что будет если стекло уронить?
Ответы детей: - оно разобьётся.
Воспитатель: - Это ещё одно свойство стекла. Оно хрупкое. Любое стекло может расколоться от падения, удара. К предметам из стекла нужно обращаться бережно и аккуратно. Фея стекла была не осторожна и уронила свою вазу. Давайте поможет собрать стеклянную вазу!
Дидактическая игра «Собери вазу»
Воспитатель голосом феи: Ребята, спасибо вам за помощь! Ваза как новая!
Воспитатель: - Ребята, а нам надо возвращаться в детский сад! Давайте попрощаемся с Феей. Скажем ей спасибо за увлекательное путешествие по стеклянной стране. (Дети встают в паровозик и возвращаются на свои стульчики).
Вопросы:
В какой стране мы сегодня побывали?
С чем мы сегодня познакомились?
Что мы сегодня узнали про стекло? Какое оно?
Как называется мастер, который изготовляет стеклянные предметы?
Как с предметами из стекла нужно обращаться?
Воспитатель: - Ребята, за то, что вы помогли фее собрать вазу, она для вас подготовила сюрприз. (Воспитатель раздает сюрприз. Дети благодарят)